Файл: Финансовое состояние: анализ и оценка (Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе взаимоотно­шений предприятий с кредитной системой, а также с другими предприятиями постоянно возникает необходимость в проведении анализа кредитоспособности заемщика. Кредитоспособность – это способность предприя­тия своевременно и полностью рассчитаться по своим долгам, анализ кредитоспособности проводят как банки, выдающие кредиты, так и предприятия, стремящиеся их получить.В ходе анализа кредитоспособности проводятся расчеты по определению ликвидности активов предприятия и ликвидности его баланса.Ликвидность активов – это величина, обратная времени, необходимому для превращения их в деньги, т.е. чем меньше времени понадобится для превращ­ения активов в деньги, тем активы ликвиднее.Ликви­дность балансавыражается в степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается установлением равенства между обязательствами предприятия и его активами.

Анализ финансовой устойчивости. Если платежеспособность – это внешнее проявление фина­нсового состояния предприятия, то финансовая устойчивость – его внутренняя сторона, отражающая сбалансированность денежных и товарных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспе­чить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для нормального функционирования [20, с.58].

Таблица 2

Расчет показателей финансовой устойчивости предприятия

Показатель

Расчет

показателя

Формула по

данным

отчетности

Рекомендуемые

значения,

тенденции

Коэффициент автономии

Собственный капитал / Активы

более 0,5; превышение указывает на увеличение финансовой независимости

Коэффициент финансовой зависимости

Заемный капитал / Собственный капитал

менее 0,7; превышение означает потерю финансовой устойчивости

Коэффициент маневренности собственного капитала

Собственные оборотные средства / Собственный капитал

0,2 – 0,5; чем выше значение, тем больше возможность финансового маневра

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

Собственные оборотные средства / Оборотные активы

более 0,1; чем выше показатель (около 0,5), тем лучше финансовое состояние предприятия


Основные показатели, входящие в эту группу, представлены в таблице 2.

Финансовое сос­тояние предприятий, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотношение собственных и заёмных средств) и от оптимальности структуры активов предприятия, в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности активов и пассивов предприятия.

Для анализа финансовой устойчивости необходимо рассчитать такой показатель, как излишек (или недостаток) средств для формирования запасов и затрат, который опреде­ляется как разница между величиной источников средств и величиной запасов. Поэтому для анализа прежде всего надо определить размеры источников средств, имеющихся у предприятия для формирования его запасов и затрат.

Главная цель финан­совой деятельности предприятия сводится к одной стратегической задаче – наращиванию собственного капитала и обеспечению устойчивого положения на рынке. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.

Анализ рентабельности. Рентабельность - это относительный показатель уровня доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предпри­ятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более по­лно, чем прибыль, отражают окончательные, результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

  1. показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

б) показатели, рентабельности продаж;

в) показатели, определяющие доходность капитала и его частей [17,500].

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) – исчисляется путем отноше­ния прибыли от реализации или чистой прибыли от основной деятельности к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции. Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Рентабельность продаж (оборота) – рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, ра­бот и услуг, или чистой прибыли на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.


Рентабе­льность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.Форму­лы расчета показателей рентабельности по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности приведены в таблице 3.

Таблица 3

Расчет показателей рентабельности предприятия

Показатель

Формула расчета

Комментарий

Рентабельность капитала

Этот коэффициент показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

Рентабельность собственного капитала

В динамике показывает изменение эффективности его использования.

Рентабельность внеоборотных активов

Отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов.

Рентабельность перманентного капитала

Отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность фирмы на длительный срок.

Рентабельность продаж

Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции.

Основными источниками резе­рвов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение её себестоимости.

Таким образом, для объекта исследования данной работы подобраны показатели, которые будут характеризовать его финансово-хозяйственную деятельность.

На современном этапе разви­тия российской экономики финансовый анализ является не только одной из функций управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, но и важным элементом в системе управления произв­одством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и упра­вленческих решений.

Практика анализа вырабо­тала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие: горизонтальный анализ; вертикальный ан­ализ; трендовый анализ.Детализации процедурной стороны методики финан­сового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения.


Одним из важне­йших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирова­ния и использования его финансовых средств, которое отражает конечные результаты его деятельности.

Анализ хозяйс­твенной деятельности предприятия является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе.

Финансовые результаты деяте­льности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уров­ень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финан­совое состояние. Поэтому поиск резервов увеличе­ния прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса.

Глава 2 Оценка финансово-хозяйственной деятельности АО ЦПС

2.1 Краткая характеристика предприятия торговли

Торговое предприятие – основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализу­ющие свои собственные интересы на основе удовлетворения людей, представленных на рынке.

АО ЦПС является оптово-розничным торговым предприятием.

Фирменные наименования общества: Открытое Акционерное Общество «Центрпродсервис», АО ЦПС. АО ЦПС является юридическим лицом.

Организационно – правовая форма – Акционерное Общество.

Форма собственности – смешанная. Законодательная основа функционирования – Устав, утвержденный учредителями.

Основным видом деятел­ьности предприятия является осуществление оптовой и розничной торговли в целях обеспечения населения г. Новокузнецка продуктами пищевой промышленности и сельского хозяйства.

Также АО ЦПС выполняет следующие виды деятельности:

- осуществляет торгово – посреднические операции по реализациипродукции, товаров и услуг;

- участвует на договорных условиях в городских мероприятиях, проводимых с целью удовлетворения спроса населения на товары и услуги;


- поддерживает местные пищевые и сельскохозяйственные предприятия;

- занимается благотворит­ельной деятельностью;

- участвует в международных и местных выставках – ярмарках;

- проводит маркети­нговые и рекламные мероприятия с целью реализации товаров и услуг.

Руководство текущей деятельнос­тью общества осуществляется генеральным директором АО ЦПС.

Организац­ионная структура АО ЦПС представлена в приложении на рисунке 1.

Главный

инженер

Зам ген.директора по кадрам и быту

Зам.ген.

директора по коммерции

Главный бухгалтер

Зам.ген.

директора по финансам и экономике

Гараж

Централизо-ванная бухгалтерия

Отдел кадров

Коммерческая служба

Отдел по финансам и экономике

Строй-

отдел

Администра-тивно-хозяйствен-ный отдел

Предприятия розничной торговли

АИТ

Рисунок 1 - Организационная структура управлением АО «Центрпродсервис»

Структура общества построена по принципу функциональной. К преимуществам данной структуры относятся:

- специалисты обладают высокой квалификацией;

- это наиболее эффективная ф­орма организации труда для выполнения простых операций, которые не требуют частых контактов между разными службами для принятия решений или постоянного изменения в работе.

К недостаткам функциональной организационной структуры относятся:

- перегрузка руководства предприятия при решении организационных вопросов;

- ограниченные возможности для профессионального роста персонала;

- недостаточ­ный уровень стратегического планирования.

Функциональные блоки ОАО ЦПС представлены на рисунке 1.

Бухгалтерия собирает данн­ые для финансового анализа и планирования.

Коммерческий отдел работает с поставщиками и заказчиками, заключает с ними дог­овора на поставку товара, занимается поиском покупателей.

Коммерческий отдел – это команда специалистов, в задачи которой входит приносить максимальную прибыль компании, увеличение объема поставок и продаж.

Эффектив­ность работы АО ЦПС зависит от правильного использования функций, знания приемов управления, стандартов учета и нормативных актов, регулирующих деятельность работы предприятия, умения и навыков оценки конкретных финан­совых ситуаций.

Для этого на предприятии создана самостоятельное подразделение – финансовая служба (рисунок 2).