Файл: Условия выбора метода адекватного управленческой проблеме (на примере «Медицинская служба»)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовые бюджеты включают бюджеты, характеризующие либо финансовое положение предприятия, либо финансовые результаты его деятельности. Они составляются на основе информации операционных бюджетов, обобщая или представляя ее в требуемом разрезе. В частности, к ним относятся бюджеты (проекты) форм публикуемой бухгалтерской отчетности. Первый финансовый бюджет, который составляется после получения всей совокупности операционных бюджетов и представляет следующий логический этап обработки информации, - это аналог отчета о прибылях и убытках, в котором определяется планируемая прибыль от продажи продукции.

Далее составляются бюджет денежных средств и проект баланса, которые также являются финансовыми бюджетами.

Часто к этой группе бюджетов добавляются бюджеты капитальных затрат (инвестиций) предприятия, формируя объединенную группу финансовых и инвестиционных бюджетов. Однако логичнее их выделить в отдельную группу. Инвестиционные бюджеты можно вписать в представленную схему основного бюджета на любом этапе в зависимости от вида инвестиций, главное - до составления бюджета денежных средств, так как инвестиционные решения обуславливают отток денежных средств, показываемый в соответствующем разделе бюджета денежных средств. При долгосрочных инвестициях, которые не будут завершены в данном бюджетном периоде, это не имеет принципиального значения, однако, если они повлияют на производственные мощности (и производственную программу) в данном периоде, то указанный бюджет важно составить до определения производственной программы в натуральных единицах.

1.3 Роль бюджета в управлении организацией

Основополагающей базой управленческого учета являются инструменты и технологии измерения и управления эффективностью и результативностью показателей деятельности компании.

Бюджет - это один из инструментов управленческого учета, который должен отражать реальную ситуацию финансово-хозяйственной деятельности компании, а значит, содержать оперативную, достоверную и полную информацию о бизнес-процессах, материальных и финансовых потоках, а также о финансовых результатах деятельности компании.

Функции бюджета как средства контроля, оценки и анализа деятельности организации раскрываются тогда, когда плановые (нормативные) показатели сравниваются с фактическими. Для определения предстоящих расходов на основе норм и нормативов используется система нормативного учета (система "стандарт-костинг"). [14, с. 38]


Система нормативного учета затрат (СНУЗ) может использоваться как при позаказном, так и при попроцессном методе калькулирования себестоимости продукта. При применении этой системы все затраты, влияющие на счета запасов и себестоимость реализованного продукта, выступают как нормативные (стандартные), а не фактические. Система нормативного учета затрат (СНУЗ) применяется для:

- управления затратами;

- установления цен и ведения ценовой политики;

- разработки бюджетов;

- оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности компании.

Для организации учета, систематизации всех данных и сбалансированности показателей финансово-хозяйственной деятельности, принципы и правила процесса бюджетирования регламентируются в едином документе - Положении о бюджетировании.

Положение о бюджетировании содержит формализованную информацию о цели, задачах, структуре, основных принципах и процессах системы бюджетирования, участниках процессов бюджетного управления и их функциях, содержании бюджетных форм и принципах отражения и структуры аналитической информации, бюджетном контроле и бюджетном регулировании.

Бюджетирование - это процесс принятия управленческих решений о распределении ресурсов по направлениям их использования для достижения целевых показателей деятельности компании на плановый период.

Основная цель системы бюджетирования заключается в том, чтобы должным образом скоординировать процессы, связанные с организацией и обеспечением функции планирования показателей деятельности организации на определенный период.

Система бюджетирования направлена на решение следующих задач:

-стабильность процессов бюджетного управления во всех структурных подразделениях (центрах ответственности) компании;

-контроль обоснованности планируемых к реализации мероприятий, оптимизацию затрат на их реализацию;

-планирование бюджетных показателей структурных подразделений (центров ответственности) и компании в целом;

-связь между основными бюджетными показателями: затратами, расходами, доходами и платежами;

-контроль и анализ исполнения утвержденных бюджетов;

-бюджетное регулирование - процесс принятия обоснованных решений при изменении ключевых параметров бюджета, решений о необходимости оперативных корректировок плановых работ и мероприятий.

Система бюджетирования в качестве входящей информации использует исторические данные, целевые показатели, сценарные условия, лимиты и прочие параметры, сформированные системой текущего планирования.


По срокам виды планирования классифицируются на текущее, среднесрочное и перспективное планирование:

- текущее (оперативное, краткосрочное) планирование рассчитано на срок не более года, такое планирование называют бюджетированием или сметным планированием;

- среднесрочное (тактическое, административное) планирование формируется от одного года до трех лет;

- перспективное (стратегическое, долгосрочное) планирование рассчитано на сроки три, пять и более лет.

Текущее, или оперативное, планирование характеризует основную деятельность и прямо связано с достижением цели организации.

Среднесрочное (тактическое) планирование представляет собой тактические планы развития бизнеса (производство, маркетинг, исследовательская деятельность, проектирование) и поддержания организационной структуры. Их целью является создание организации, в которой могут быть достигнуты наилучшие результаты деятельности [16, с. 34].

Перспективное (стратегическое) планирование - это планы генерального развития бизнеса на длительный период. Стратегические цели долгосрочны; они формируются с учетом лимитирующих факторов - ключевых факторов, или ограничений, определяющих границы бизнеса. Для определения лимитирующих факторов используется анализ сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз - SWOT-анализ: Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats). Стратегии организации пересматриваются только при необходимости (при внедрении новых технологий, появлении новых конкурентов, изменении уровня потребительского спроса и т.д.).

Качество системы бюджетного управления достигается за счет соблюдения следующих принципов:

- децентрализации управления для принятия решений по достижению плановых показателей и заданий в отдельных структурных подразделениях (центрах ответственности) компании. Децентрализация управления - это делегирование определенных полномочий директора линейным руководителям, которые несут ответственность за деятельность вверенного ему подразделения;

- централизации управления при планировании доходов и притока денежных средств от реализации продукта, затрат и оттока денежных средств, связанных с достижением цели компании, инвестиционных и финансовых проектов;

- организации системы контроля выполнения заданных показателей. При этом контроль является внешним по отношению к лицу, принимающему решение. Система контроля включает блоки предварительного (в процессе принятия решений и утверждения планов), текущего (в оперативном режиме) и последующего (по итогам исполнения) контроля;


- обеспечения связи показателей, отражающих производственный, инвестиционный и финансовый циклы деятельности, а также взаимосвязи производственных, инвестиционных и финансовых проектов в системе бюджетирования;

- применения единой методологии формирования показателей, процессов планирования, учетных документов, порядок их подготовки и оборота.

Очевидно, что обязательным условием выполнения бюджетной системой полного перечня управленческих функций служит использование в основе бюджетирования плановых значений затрат на единицу объема, которые называются нормативными затратами, на основе которых осуществляется калькулирование нормативной себестоимости единицы продукции. При этом в системе обязательно присутствуют плановые значения затрат, относящиеся ко всему объему. Последние, часто называемые сметными или бюджетными, рассчитываются на базе нормативных затрат на единицу и планируемого объема производства (продаж).

Глава 2 Построение системы бюджетирования на примере «Медицинская служба»

2.1 Общая характеристика организации и центра ответственности «Медицинская служба»

Сегодня ООО «Газпром трансгаз Томск» — это одно из самых быстро развивающихся дочерних обществ «Газпрома». Оно было создано в 1977 году, приступив к эксплуатации первого в Западной Сибири магистрального газопровода «Нижневартовск – Парабель – Кузбасс».

К 1996 году было завершено строительство второго магистрального газопровода, получившего название «СРТО – Омск – Новосибирск – Кузбасс». Эти два газопровода стали основой газоснабжения западно-сибирского региона, обеспечив природным газом более 400 крупных потребителей в Томской, Новосибирской, Кемеровской, Омской областях и Алтайском крае.

На сегодняшний день ООО «Газпром трансгаз Томск» (далее - Общество) эксплуатируется 9236 км трубопроводов, 9 компрессорных станций и 133 газораспределительные станции. Численность работников составляет более 7000 человек. 22 Филиала Общества представлены в 13 областях Западной, Восточной Сибири и Дальнего Востока. В связи с принятием Правительством РФ решения о начале строительства газопровода по проекту «Сила Сибири» зона присутствия организации расширена в сторону территорий с условиями Крайнего Севера и вечной мерзлоты. Распоряжениями ПАО «Газпром» Общество назначено Заказчиком по строительству данного инвестиционного объекта и последующей эксплуатирующей организацией. Магистральный газопровод «Сила Сибири» берет свое начало с Чаяндинского НГКМ и доходит до границы с КНДР, проходя через такие города как Ленск, Олекминск, Алдан, Нерюнгри, Сковородино, Свободный и Благовещенск. Основным видом деятельности Общества является оказание услуг по транспортировке газа по магистральным газопроводам.


Кроме того, к наиболее важным прочим видам деятельности Общества относятся:

1. Техническое обслуживание системы наземных трубопроводов проекта «Сахалин-2» и магистрального газопровода ОАО «Дальтрансгаз»;

2. Оказание услуг заказчика-застройщика и услуг по техническому контролю за ходом строительства инвестиционных объектов ПАО «Газпром»;

3. Производство и реализация компримированного природного газа на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях. Наряду с основной (уставной деятельностью) Общество занимается медицинской деятельностью в соответствии с приказом Минздрава.

Учитывая сложные климатические условия территорий, особая роль отводится подбору персонала, которому предстоит реализовывать поставленные задачи. Поэтому подбор персонала - одна из самых важных функций. Здесь решающую роль играет не только образовательный уровень и квалификация персонала, но и общие показатели здоровья работников. На сегодняшний день производственная медицина Общества представлена здравпунктами, расположенными в Администрации и филиалах Общества. Число медицинских объектов составляет 36 здравпунктов. Создание здравпунктов продиктовано трудовым законодательством: лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями ТК РФ возлагается на работодателя. Основной задачей ведомственных здравпунктов является оказание первой медицинской помощи пострадавшим и заболевшим работникам, а также проведение предрейсовых, послерейсовых и иных предсменных медицинских осмотров. Для достижения максимальной эффективности и полного комплекса медицинских мероприятий, помимо гарантий, предусмотренных территориальными программами обязательного медицинского страхования, Коллективным договором предусмотрено получение всеми работниками Общества дополнительного медицинского обслуживания в рамках договора добровольного медицинского страхования.

Здравоохранение в системе ООО «Газпром трансгаз Томск» необходимо рассматривать как часть технологического процесса и важную составляющую жизнедеятельности и устойчивой работы отрасли в целом, как инструмент повышения производительности труда. Деятельность здравпунктов координирует медицинская служба при Администрации. Одной из основных функций которой является планирование, учет и контроль использования средств, выделяемых ПАО «Газпром» и Обществом на цели здравоохранения. Особенности формирования центра ответственности. Медицинская инфраструктура в ООО «Газпром трансгаз Томск» представлена производственными здравпунктами в количестве 35 объектов и здравпунктом «Кедровый», который осуществляет амбулаторно-поликлиническую помощь работникам, пенсионерам Общества и членам их семей по договору добровольного медицинского страхования.