Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение. ..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика налогов с физических лиц
1.1 Экономическая сущность и значение налогов с населения
1.2 Характеристика налога с доходов физических лиц
2 Особенности и проблемы налогообложения физических лиц в России
2.1 Особенности уплаты налогов на имущество физических лиц
2.2 Оценка налоговых правонарушений в сфере налогообложения физических лиц
3 Совершенствование налогообложения физических лиц
3.1 Направления совершенствования механизма взимания НДФЛ
ВВЕДЕНИЕ
Налоги как форма изъятия части дохода в пользу государства известны с древних времен. Они взимались в денежной и натуральной формах в виде различных податей, десятины и т.п. При этом, налоговая система — феномен очень сложный и деликатный. В ней, как, наверное, ни в какой другой экономической сфере, переплетаются экономика и психология, накопленные традиции, особенности национальной истории и политической культуры.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Для развития экономики, общества значительную важность представляют не только налоги с юридических лиц, но и налоги с физических лиц. При этом, кроме определенной экономической роли, они выполняют и социальную функцию. Благодаря оптимальному механизму налогообложения физических лиц возможно регулирование социальных процессов в позитивную сторону.
Основные элементы налогообложения физических лиц определены законодательно.
Целью данной работы является рассмотрение сущности, механизма, особенностей налогов с физических лиц и их экономического значения.
В соответствии с данной целью необходимо выполнить следующие задачи:
- представить характеристику налогов с физических лиц;
- осуществить оценку взимания налог с физических лиц;
- определить направления совершенствования механизма налогообложения физических лиц.
Объект исследования данной работы – механизм согласования интересов государства и налогоплательщиков – физических лиц.
Предмет исследования – система экономических отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками – физическими лицами по поводу исчисления и уплаты налогов.
В работе используются монографический, графический, аналитический, сравнительный, статический, системный методы исследования.
Теоретической и методологической основой исследования являются: нормативно-правовая база Российской Федерации, учебные труды, статьи в журналах, интернет-ресурсы. Также использованы статистические, информационные, аналитические справочные материалы Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики РФ и др.
Основные элементы налогообложения физических лиц определены законодательно. При этом, проблемы и направления совершенствования налогов с физических лиц раскрываются в трудах таких авторов, как П.Е. Анимица, Е.В. Пендельчук, С.А. Молодкина, Б.К. Рамазанова и других.
1. Характеристика налогов с физических лиц
1.1 Экономическая сущность и значение налогов с населения
Сложность понимания природы налогов вызвана тем, что налог – понятие категории не только экономической, правовой, социальной, философской и исторической науки, но и финансовой, жестко связанное с институтом «государства».
В нынешнем понимании налог является обязательным, безвозмездным платежом, взимаемым с организаций и граждан в виде отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в установленных законом размерах и в определенные сроки в целях финансового обеспечения страны и ее территориальных образований.[1]
Характеристиками налога являются[2]:
- императивность, означающая, что субъект налога не имеет права отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездного внесения части своего дохода (в соответствии закону), а в случае невыполнения обязанности последуют установленные законом санкции относительно ее принудительного изъятия;
- смена формы собственности дохода, означающая безвозмездный переход части дохода субъекта в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), впоследствии обезличивается и используется государством на свое усмотрение;
- безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, означающие, что отданная часть дохода не подлежит возврату субъекту налога и субъект не получит никаких прав, включая права на участие в распределении отданной части собственного дохода;
- легитимность, означающая не только признание налогов ссылаясь на законодательное право, но и их взимание исключительно с законных операций.[3]
Налоги как экономическую категорию, необходимо рассматривать с точки зрения их роли в экономической системе, их сущности, назначения, постановки системы налогообложения, выявления структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков).
По истории налоги являются одним из главных источников формирования бюджета любой страны и одним из методов мобилизации денежных средств для переустройства государства и общества. По своей сущности налоги – один из самых доходных источников наполнения казны, которые, во-первых, на безвозмездной основе изымаются государством у плательщиков налогов и, во-вторых, поступая в бюджет, становятся той его частью, на которую государство не затрачивает своих средств. Социально-экономическая основа налогов, их назначение и влияние, оказываемое на экономическую и политическую жизнь государства, определяет государственный строй и политика, проводимая властью. Налоги с социальной позиции являются средством эксплуатации общества и по своей сущности выступают одним из элементов грабежа (безвозмездно изымается часть дохода). Особенно это характерно в современных условиях возрастания налоговой нагрузки (увеличения числа налогов, расширения круга налогоплательщиков, расширения налоговой базы, повышения налоговых ставок и т.д.)[4].
С позиции формирования бюджетов (федерального, субъектов федерации и местных), налоги являются необходимой экономической составляющей, обеспечивающей решение задач (функций), которые возлагаются на государство, и заключаются в следующем[5]:
- удовлетворении общественных потребностей для содержания аппарата управления, органов обороны, правопорядка, безопасности, для решения социальных проблем и т.д.;
- регулировании экономической деятельности экономических субъектов и развитии инфраструктуры;
- решении вопросов относительно освоения новых технологий, производств и программ;
- обеспечении обязательств международных договоров и т.д.[6]
Функции налогов исходят из их сущности, проявляются в способе действий либо непосредственно через их свойства. Налогам характерно выполнение двух основных функций[7]:
- фискальной;
- экономической, или регулирующей.
Выполнение фискальной функции предполагает, что налоги – доход государства, формирующий основную доходную часть бюджетов разных уровней государственной власти. Фискальную функцию налогов считают главной, основополагающей, т.к. именно она предусматривает формирование основной части бюджета.
Экономическую, или регулирующую, функцию налогов понимают, как воздействие налогов на общественно-экономические отношения в стране. Именно налоги оказывают значительное влияние на платежеспособный спрос, предложение и снабжение ресурсами. Они создают либо разрушают экономические условия, т.е. ими регулируются рыночные отношения в государстве.[8]
Таким образом, налоги как экономическая категория имеют глубоко исторический характер.
В разных странах существуют различные формы и виды налогов с населения, но в основе их общие принципы налогообложения:
- всеобщность охвата налогами;
- применение пропорциональных или прогрессивных ставок подоходного налога, что позволяет уплачивать лишь часть дохода;
- широкое применение косвенных налогов.
Согласно действующему законодательству граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие и получающие доходы в России или являющиеся собственниками объектов обложения, вносят в бюджет:
1) подоходный налог с физических лиц;
2) налоги на имущество с физических лиц, включая земельный налог;
3) государственные пошлины, налоги и сборы, установленные органами местного самоуправления либо органами власти субъектов Федерации.
В целом, следует отметить, что огромную роль в обеспечении экономической безопасности играет эффективная налоговая система страны. Именно налоги являются одним из немногих рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство.
1.2 Характеристика налога с доходов физических лиц
Рассмотрим более подробно налогообложение физических лиц, охарактеризовав отдельные налоги. Прежде всего, необходимо выделить налог с доходов физических лиц (НДФЛ), так как именно он составляет значительную часть государственного бюджета.
В п. 1 статьи 210 НК РФ указано, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Определение налоговой базы осуществляется отдельно по каждому виду доходов в том случае, сели установлены различные ставки.
В отношении доходов, по которым установлена ставка в размере 13%,
налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
В том случае, если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена данная налоговая ставка, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, подлежащих налогообложению, не переносится, если не предусмотрено иное.
Для тех же доходов, которые облагаются по иным налоговым ставкам, чем 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты не применяются.
Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения указанных доходов (и, соответственно, дату фактического осуществления расходов).
Также следует отразить особенности определения налоговой базы по НДФЛ при получении доходов в натуральной форме. В данном случае налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества. В стоимость данных товаров (работ, услуг) включается сумма НДС, акцизов, а также исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг.
Одной из разновидностей доходов, подлежащих налогообложению, являются доходы в виде материальной выгоды.
Основными налоговыми вычетами по НДФЛ являются следующие:
- стандартные вычеты;
- социальные вычеты;
- имущественные вычеты;
- профессиональные вычеты.
При определении налоговой базы для доходов, которые облагаются по ставке 13% могут применяться следующие стандартные вычеты[9]: