Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение. ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целью данного регулирования выступает реализация социальной справедливости, стимулирование создания института семьи, создание дополнительной защиты прав семьи, не ущемление ее прав по сравнению с одинокими гражданами в сфере налогообложения.

«Семейное» налогообложение по НДФЛ заключается в применении налоговых вычетов как способа социальной компенсации произведенных физическим лицом расходов. В данном случае налогоплательщик может уменьшить сумму НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, на сумму расходов на лечение членов своей семьи, приобретение медикаментов, обучение детей, содержание детей, при покупке квартиры можно получить имущественный вычет.

Безусловно, имеются как положительные, так и отрицательные стороны перехода России на «семейное» налогообложение.

Здесь необходимо отметить обязательное определение четких критериев отнесения групп лиц, совместно ведущих хозяйство и совместно живущих людей, к общности людей, которую именуют «семья». В данном случае встает проблема гражданского брака. Здесь, конечно же, с правовой точки зрения ее решение очевидно – заключение законного брака, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако, на наш взгляд, данный вопрос не может быть решен подобным образом. Навряд ли, у людей, живущих в гражданском брак одним из основных мотивов к его регистрации может стать снижение налоговой нагрузки по НДФЛ. При этом, если они и будут руководствоваться данными мотивами, то это подрывает их истинные интересы и противоречит устоявшимся взглядам. При этом, снижение налоговой нагрузки в данном случае должно быть очень сильно ощутимо, что опять же, уже противоречит интересам государства в росте налоговых поступлений.

При использовании «семейного» налогообложения необходимо осуществить градацию семей по различным параметрам. Это, конечно же, наличие детей, а также других иждивенцев, например, неработающих пенсионеров. В данном случае будет стимулироваться поддержка пенсионеров, рождаемости. Как одна из мер реформирования НДФЛ предлагается увеличение стандартного вычета до прожиточного минимума[20].

Введение в качестве объекта налогообложения дохода всей семьи будет направлено на ее защиту и позволит обеспечить справедливое перераспределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками с раз­личным составом семей, снижение трудовых и временных затрат на административное обслуживание данного налога.


Также достаточно часто высказываются предложения о возврате прогрессивной шкалы НДФЛ, основываясь на зарубежном опыте. Выделим принципы, в соответствии с которыми необходимо осуществлять пересмотр налоговых ставок:

  1. необходимо разграничить доходы по характеру источника. Здесь можно выделить «трудовые», «рентные», а также «пассивные», которые не связаны с деловой активностью;
  2. сохранить единую ставку НДФЛ по тем видам деятельности, где может быть сокрытие доходов. Здесь, как уже отмечалось, можно выделить сдачу квартир в аренду, автоперевозки, индивидуальная трудовая деятельность. Безусловно, перечень данных видов деятельности необходимо установить в НК РФ;
  3. для остальных видов доходов восстановить прогрессивную шкалу ставок с освобождением от налогообложения малообеспеченных граждан (здесь свою роль может играть подъем стандартных вычетов до уровня прожиточного минимума)[21].

Если говорить о первоочередных мерах, о необходимо упростить саму схему взимания налога на доходы физических лиц. Прежде всего, важно устранить сложность определения полной оплаты труда работника с включением дополнительных выплат и выгод, осуществляемых работодателем в пользу своих сотрудников.

Таким образом, можно сделать вывод, совершенствование налога на доходы физических лиц охватывает достаточно широкий спектр работы, включая борьбу с «теневой экономикой» в плане «укрывательства» доходов и «зарплаты в конверте», и заканчивая изменением самой шкалы и ставок налогообложения.

3.2 Совершенствование налогообложения недвижимого имущества

Совершенствование налоговой политики в части недвижимого имущества не может осуществляться отдельно от совершенствования рынка недвижимости в целом и нормативных актов.

В последнее время была проделана значительная работа по создания законодательной базы по регулированию рынка недвижимости и ее совершенствованию. Следует отметить, что правовое регулирование общественных отношений по поводу недвижимого имущества, регистрации прав и сделок с ним осуществляется совокупностью взаимосвязанных нормативных правовых актов и приобретает в последние годы комплексный характер. Вместе с тем законодательная политика и правоприменительная практика в Российской Федерации требуют повышения и детализации ответственности участников рынка недвижимости, усиления защиты имущественных прав граждан и организаций, дальнейшей ликвидации административных барьеров, связанных с оформлением и регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним.


Безусловно, совершенствование законодательства должно урегулировать в данном случае вопросы собственности и стоимости объектов недвижимости, что оптимизирует поступление налогов в бюджет.

Что касается непосредственно сделок в сфере недвижимости, то здесь, на наш взгляд, необходима разработка и принятие закона «Об агентской деятельности в сфере недвижимости».

Вопрос безопасности при проведении сделок с недвижимостью стоит сегодня очень остро. При этом, регионы должны объединить усилия и предложить такую нормативно-правовую базу, которая позволит эффективно работать добросовестным специалистам и защитит права потребителей.

Основным субъектом рынка услуг в сфере недвижимости выступает агент – физическое лицо, которое и должно состоять в саморегулируемой организации. Условиями допуска на рынок станут: получение системного профессионального образования в аккредитованных учебных заведениях и прохождение аттестации, внесение взноса в компенсационный фонд СРО, страхование ответственности. При этом агентства недвижимости должны быть аккредитованы при саморегулируемых организациях специалистов.   Очевидно, что СРО должны состоять из значительного количества агентов – не менее 1000-1500 человек и строиться как по региональному, окружному, так и межрегиональному принципу».

В Законе «Об агентской деятельности в сфере недвижимости» необходимо четко прописать обязанности продавцов, покупателей и агентов – профессиональных посредников, регламентировать трудовые отношения между агентствами и их сотрудниками, ввести институт обязательного страхования приобретаемых объектов и профессиональной ответственности.

Таким образом, правовое регулирование отношений по поводу недвижимого имущества, регистрации прав и сделок с ним в настоящее время осуществляется совокупностью взаимосвязанных нормативных правовых актов и приобретает в последние годы комплексный характер. Вместе с тем законодательная политика и правоприменительная практика в Российской Федерации требуют повышения и детализации ответственности участников рынка недвижимости, усиления защиты имущественных прав граждан и организаций, дальнейшей ликвидации административных барьеров, связанных с оформлением и регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Очевидно, что рост налоговых поступлений в местные бюджеты зависит от числа учтенных и вовлеченных в гражданский оборот объектов недвижимости. Важнейшим фактором в данном случае является качество налоговой базы, а именно полнота сведений, содержащихся в информационных ресурсах Рос реестра. Опыт многих регионов показывает, что именно действия местных администраций стали определяющим фактором в росте числа зарегистрированных прав на недвижимость: предоставление помещений для выезда специалистов Рос реестра и приема граждан в отдаленных селах и деревнях, проведение единых консультационных дней, дней информирования и других совместных акций и мероприятий.


Совершенствование налогового законодательства, деятельность налоговых органов должно быть направлено и на пресечение, устранение налоговых правонарушений, преступлений в области операций с недвижимостью. На наш взгляд, что касается, например, действий физических лиц, то здесь необходимо поднимать правовую культуру населения. В первую очередь, конечно же, важно использовать средства массовой информации. Как уж указывалось, уклонение от уплаты налогов со стороны физических лиц может быть и не умышленным, а также часты случаи и действия мошенников, жертвами которых можно стать.

Так, например, отметим занижение стоимости объекта. Сделки, при которых вместо реальной стоимости объекта недвижимости в тексте договора купли-продажи фигурирует номинальная сумма в 1000000рублей, до сих пор достаточно часто встречаются на практике. Как правило, инициаторами таких действий выступают продавцы недвижимости, которые хотят таким образом уйти от налогов. Покупатели же недвижимости в этом попросту не заинтересованы в связи с уменьшением имущественного вычета по НДФЛ. При этом, если данную сделку в будущем оспорят, то, безусловно, покупатели столкнутся с проблемой возврата своих средств. На наш взгляд, здесь также важно усиление государственного контроля за деятельностью агентств недвижимости. Безусловно, достаточно часто как продавец, так и покупатель стремятся напрямую заключить ту или иную сделку. Между тем, наличие опытного посредника, консультанта, помогло бы избежать многих проблем. Отказ обращения граждан к данным агентствам во многом обусловлено как нежеланием осуществления лишних расходов, так и недовериям ко всяким риэлтерским агентствам.

Таким образом, государство, должно ограничить многих граждан от махинаций, а также повысить привлекательность оформления сделок по рыночной цене. Так, например, в данном случае можно уравнять суммы налогового вычета для продавцов и покупателей и повысить общий размер налогового вычета до 3000000 – 4000000 руб.

В целом, совершенствование налогообложения операций с недвижимостью должно осуществляться в рамках поднятия общей культуры граждан, повышения доверия к государству, воспитание добросовестности и т.д. На наш взгляд, все это должно включаться в воспитание, начиная с детского сада, когда прививается любовь к Родине, вырабатываются соответствующие нормы поведения. В свою очередь и государство должно «не обмануть» доверие и «не подвести» граждан. Оно должно дать шанс налогоплательщикам предотвращать налоговые конфликты и предоставить условия для цивилизованного налогового планирования. Для этого необходимо, во-первых, чтобы налоговые инспекции давали соответствующие нормальные, а не формальные ответы на запросы, и в целом были более открыты и информационно доступны. Также, например, целесообразным явилось бы предложение создания института предварительных заключений налоговых органов о налоговых последствиях сделок. В этом случае компании, начиная, например, крупный инвестиционный проект, будут твердо знать, какие налоговые последствия он за собой повлечет.


Особый интерес представляет введение налога на недвижимость физических лиц. В рамках планируемого введения этого налога также будет рассмотрен вопрос налогообложения роскоши, который неоднократно поднимался в разных законопроектах, но пока ни один из них не был принят. Сумму налога планируется рассчитывать исходя из рыночной кадастровой стоимости (а не инвентаризационной, которую определяет БТИ) по ставке от 0,05 до 0,3 процента. Самая высокая ставка будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн руб. Создание единого объекта недвижимости, включающего земельный участок и расположенные на нем здания и сооружения, на данный момент не планируется, однако для владельцев жилья будут предусмотрены стандартные и социальные налоговые вычеты, ставки и размеры которых предстоит определить только после проведения массовой оценки принадлежащего физлицам недвижимого имущества. Сроки введения налога на недвижимость также напрямую зависят от периода проведения оценки капитального строительства.

Как показывают предварительные расчеты при определении налоговой базы для исчисления налога на недвижимость, физическим лицам - собственникам жилой недвижимости целесообразно предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты.

Учитывая, что земельный участок и расположенный на нем объект недвижимости являются самостоятельными объектами кадастрового учета, то указанный подход следует применить при исчислении налога, в отношении имущества физических лиц, до перехода к единому объекту недвижимости.

С включением в Кодекс главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.

Также одной из проблем введения нового налога является установление налоговых льгот. Здесь просматривается два направления. Первое направление заключается в том, что льготировать режим налогообложения следует в основном по типам недвижимости, либо путем полного освобождения от уплаты налога, либо через использование специальных коэффициентов налогообложения (для налогоплательщиков, которые имеют несколько объектов недвижимости).

Такой подход способен обеспечить стабильность местной налогооблагаемой базы и упростить процедуры администрирования налога на недвижимость.

Второе направление – не допустить резкого возрастания платы за жилую недвижимость путем сохранения льгот для социально незащищенных категорий граждан. Для этого необходимо создание специальной шкалы коэффициентов, обеспечивающих регулирование налоговой базы данной категории жилой недвижимости и соответствующих налогоплательщиков.