Файл: Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной работы состоит в том, что в последнее время наблюдается тенденция снижения интереса и внимания к проблемам труда, анализу состояния и перспектив развития трудовой активности, хотя оценка состояния дел в сфере труда - необходимое условие правильного выбора направления и методов реализации мероприятий по оздоровлению экономики.

Прежде всего, необходимо установить исходный уровень параметров, характеризующих квалификацию сотрудников. Для этого используются тесты, позволяющие качественно оценить знания и умения сотрудников по отношению к тому, что им предстоит делать в планируемом периоде. Исходные значения параметров квалификации сопоставляются с параметрами, которые необходимы для будущей работы. Выявленное рассогласование исходного и необходимого уровней может быть устранено с помощью различных программ обучения. Каждой из них соответствует определенная стоимость реализации.

Одним из самых важных аспектов повышения эффективности профессиональной деятельности является проведение исследовательской работы по анализу труда с различных точек зрения. Психофизиология вносит свою лепту в анализ профессиональной деятельности. Она изучает в комплексе различные психофизиологические процессы, функции высшей нервной деятельности, сенсорные и двигательные процессы, активационные реакции, обеспечивающие реализацию потенциальных возможностей человека. При этом используются как классические психофизиологические и физиологические методы, так и современные методы, позволяющие исследовать более глубокие психофизиологические и физиологические пласты организма. Кроме того, существует множество методик изучения силы, точности, быстроты и координированности рабочих движений, их последовательности, оценки памяти, внимания, эмоциональных реакций и т. п. При этом учитывается взаимосвязь этих реакций и их отношение к эффективности труда.

Цель работы – изучить методы психофизиологического исследования в практике управления персоналом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность и задачи психофизиологического анализа;

- раскрыть психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности;

- провести психофизиологический анализ на примере предприятия;

- сформировать предложения по совершенствованию технологии работы с персоналом.

Объектом исследования является Метелица.


Теоретической основой работы является использование различных научных трудов и исследований по управлению персоналом, нормативных актов, специализированных журналов, интернет-сайтов.

Характер и объем собираемого материала определил методы исследования, которые использованы в данной работе: эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение); экспертные (оценочные); аналитически-расчетные; организационно-проектные.

В ходе выполнения теоретической части й работы использованы труды таких авторов как В.Г. Веснин, И.Б. Дуракова, А.Я. Кибанов, Е.В. Маслов, М.Х. Мескон, Ю.А. Цыпкин, С.В. Шекшня и др.

Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

1. Теоретические основы психофизиологического исследования в практике управления персоналом

1.1. Сущность и задачи психофизиологического анализа

Одним из самых важных аспектов повышения эффективности профессиональной деятельности является проведение исследовательской работы по анализу труда с различных точек зрения. Психофизиология вносит свою лепту в анализ профессиональной деятельности. Она изучает в комплексе различные психофизиологические процессы, функции высшей нервной деятельности, сенсорные и двигательные процессы, активационные реакции, обеспечивающие реализацию потенциальных возможностей человека[1]. При этом используются как классические психофизиологические и физиологические методы[2] (регистрация пульса, электрокардиография, энцефалография, определение кровяного давления, частоты и глубины дыхания, количества поглощенного кислорода и выдыхаемой углекислоты, изменения потоотделения и ряда показателей работы органов зрения и слуха), так и современные методы, позволяющие исследовать более глубокие психофизиологические и физиологические пласты организма (в настоящее время, например, применяется комплексный томографический анализ головного мозга, магниторезонансный анализ, термоскопия и др.). Кроме того, существует множество методик изучения силы, точности, быстроты и координированности рабочих движений, их последовательности, оценки памяти, внимания, эмоциональных реакций и т. п. При этом учитывается взаимосвязь этих реакций и их отношение к эффективности труда[3].


Проблема психологического анализа различных видов профессиональной деятельности в течение более чем шести десятилетий занимает центральное место в ряде научно-прикладных направлений отечественной и зарубежной психологии {психотехника, психология труда, инженерная психология, эргономика)[4].

Психологический анализ профессиональной деятельности является основой для ряда таких научно-практических задач, как профотбор, профконсультация, профориентация, профадаптация и профреабилитация, профобучение , реконструкция существующих и проектирование новых видов профессиональной деятельности[5].

Идея психологического исследования профессиональной деятельности зародилась среди зарубежных психотехников (Г. Мюнстерберга, О. Липмана, В. Штерна и др.) и специалистов школы научной организации труда (Ф. Тейлора и др.). В начале XX века в работах зарубежных психотехников того времени, в основном направленных на решение задач профотбора путем тестового обследования, наметился ряд ценных методических поисков в области психологического изучения профессиональной деятельности. К ним относятся[6]:

1) аналитический и синтетический подходы к исследованию профессий (Г. Мюнстерберг, 1924);

2) попытки построения психологии профессий с выделением способов ее исследования, соответственно анализировались и полученные результаты;

3) психографический метод, направленный на получение полной сводки всех психических качеств, необходимых для конкретной профессии (О. Липман, 1923; В. Штерн, 1924);

4) построение систематики профессий (Ф. Ваумгартен, 1926, и др.);

5) идея о подходе к деятельности профессионала как к активной и целенаправленной (Д. Древер, 1926).

Психофизиология профессиональной деятельности опирается на общепсихологическую теорию деятельности, основанную на представлении о деятельности человека как о сложном, многомерном и многоуровневом, динамически развивающемся явлении, образующем целостную систему[7].

В общем виде деятельность – это индивидуальная форма существования общественных отношений, она характеризует способ включения личности в существующую систему разделения труда (философское определение). Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (психологическое определение)[8].


Ключевые положения теории деятельности были сформулированы в школах С.Л. Рубинштейна и А. Н.Леонтьева на основе взглядов на системность строения психики, на понимании психических функций как сложных функциональных динамических систем, включающих в себя различные процессы и их разнообразные взаимосвязи. Реализации принципов системного анализа в психологии профессий посвятили свои работы многие отечественные исследователи (Г.М. Зараковский, 1966; Е.М. Иванова, 2003; Е.А. Климов, 1988, В.Н. Пушкин, 1965; Г.В. Суходольский, 1988; В.Д. Шадриков, 1979 и др.)[9].

С позиций определения деятельности как своеобразной формы отношения (в понимании деятельности общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие отношения) А.В. Карпов выделяет ее два основных специфических признака[10]:

1) это отношение продуктивного типа, по определению предполагающее получение некоторого результата (какой-либо продукт, освоение тех или иных знаний, умений и т.д.);

2) это отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата (цель – главный критерий определения содержания, структуры и динамики деятельности).

Для характеристики составляющих деятельности необходимо рассмотреть соотношение мотива и цели, деятельности и действий, регулирующей роли психического отражения в планировании и осуществлении деятельности (Б.Ф. Ломов, Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко, 1986)[11].

Деятельность характеризуется определенными компонентами микроструктуры и макроструктуры. А. Н.Леонтьев, исследуя деятельность с позиций ее макроструктуры, в качестве основных детерминант деятельности рассматривает «мотив — цель — условие»; эти компоненты структурируют соответствующие уровни: отдельной деятельности, действия и операции[12].

Многоуровневый анализ деятельности (в том числе и профессиональной) предполагает поэтапное решение следующих задач: рассмотрение на первом этапе анализа мотивационно-потребностной сферы личности, выявляющей причины, побуждающие человека к деятельности. Любая деятельность осуществляется ради чего-то, что позволяет человеку удовлетворить свои потребности[13].

Второй уровень анализа предполагает изучение действия. Действие — это «процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Содержание деятельности определяется целью, а не потребностями человека. То, почему человек действует определенным образом, не совпадает с тем, для чего он действует. Возникает важнейший деятельностный феномен – явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности. Действие рассматривается в двух аспектах :1)что должно быть достигнуто,2) каким способом это может быть достигнуто. В данном случае действие рассматривается не самой по себе целью, а объективно, с учетом конкретных условий, в которых оно протекает»[14].


Указанные типы «единиц анализа деятельности» соответствуют различным уровням (социально-психологическому, психологическому и психофизиологическому) строения деятельности, и каждая из них представляет собой систему взаимосвязанных еди­ниц предыдущего уровня. В.П.Зинченко добавил в уровневую структуру деятельности микроуровень функциональных блоков (выделив стадии деятельности: программирования, реализации, контроля и коррекций). В.В.Давыдов в контексте анализа учебной деятельности использовал набор компонентов «потребность — мотив — задача — способ действия»; при этом разные компоненты играют разную функциональную роль в уровнях деятельности, действиях и операциях[15]. О. А. Конопкин построил общую модель саморегуляции деятельности, выделив в ней следующие компоненты: принятая субъектом цель деятельности — «субъективная модель значимых условий деятельности», «программа собственно исполнительских действий», «система критериев успешности деятельности», «информация о реально достигнутых результатах», «решение о коррекции системы», «профессионально важные качества[16].

Указанные специфические признаки, через которые определяется деятельность, позволяют раскрыть основные общепсихологические свойства деятельности (В.Д. Шадриков, А.В. Карпов и др.): свойства активности, продуктивности (результативности), осознанности, социальной обусловленности, предметности, адаптивности, системности[17].

А.В. Карпов отмечает, что деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем, поэтому ее изучение должно осуществляться на основе принципов системного подхода. Системность деятельности обусловливает существование двух ее основных планов: 1) внешнего (предметно-действенного); 2) внутреннего (психологического). Существует важная проблема – проблема пропорции внешней (объективированной) характеристики деятельности и ее внутреннего (психологического) содержания. Такая пропорция устанавливается на основе соблюдения двух важнейших общепсихологических принципов[18]:

1) принципа единства психики и деятельности, согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны быть связаны друг с другом;

2) принципа двухэтапности психологического изучения деятельности, согласно которому анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа: анализ ее содержания (связан с характеристикой объективного содержания деятельности) и анализ ее психологических механизмов (связан с характеристикой субъективного, собственно психологического содержания деятельности)[19].