Файл: Общие принципы осуществления аудиторского контроля (Роль аудита в современной экономике и его принципы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Внешний аудит, его место и значение в современных условиях

Внешний аудит – это аудит, проводимый аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами. Основная цель аудита – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам[62].

Основные задачи аудиторской проверки: подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности; контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала; подтверждение полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период. Основные задачи аудита могут дополняться обусловленными договором с клиентом выявлением резервов лучшего использования средств, финансовых резервов и заемных средств, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов[63].

Аудиторы в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг: проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций; помощь в организации бухгалтерского учета; помощь в восстановлении и ведении бухгалтерского учета, составлении бухгалтерской отчетности; помощь в налоговом планировании и расчете налогов; консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности; экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности; консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование; разработку учредительных документов; предоставление информации о будущих партнерах; информационное обслуживание клиентов и другие услуги.

Система аудита не может быть представлена как простая совокупность его элементов[64]. Она является дифференцированной системой, основанной на принципах и концепции аудита (рис. 3). Основное содержание в данной системе (структуре) характеристик заключается в следующем. Аудит как форма научного знания отражает систему идей, принципов, методов, объясняющих исследуемую область общественных отношений, а вместе с нормативно-законодательной базой и стандартами аудита формирует его теоретико-правовые основы[65].


Рисунок 3. Структура аудита[66]

Одним из элементов системы аудита, в том числе бухгалтерской экспертизы являются его принципы. Традиционный подход к характеристике принципов аудита предполагает выделение трех групп принципов: профессиональные базовые; принципы, разграничивающие собственно аудит и сопутствующие аудиту услуги; этические. В целом данные принципы по существу определялись как профессиональные аудиторские. Однако устоявшаяся классификация принципов аудита методологически некорректна по следующим причинам: во-первых, не определены критерии их классификации, во-вторых, вне поля зрения исследователей остались конституционно-правовые принципы, а также принципы, на которых базируются сопутствующие аудиту услуги. Вызывает сомнение включение в систему этических принципов таких принципов, как независимость, профессиональная компетенция, конфиденциальность[67]. Это, безусловно, правовые принципы, вытекающие из содержания норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации.

Для понимания и объяснения сущности аудита необходимо знание всех принципов. Аудит как культурно-исторический и экономический феномен определяется, прежде всего, конституционным порядком[68]. Широкий подход к осмыслению принципов аудита, в том числе бухгалтерской экспертизы позволяет разделить их на общеметодологические принципы (основ конституционного строя, конституционные), общеправовые и аудиторские, которые можно разделить на содержательные и процедурные[69].

Когда в применении к некой сфере общественных отношений говорится о «порядке», под этим обычно понимается набор правил, регулирующих структуру данной сферы и совокупность связанных с ней институтов. Под этим понимается экономический, а также общественный, государственный, правовой, культурный и иной порядок. К примеру, под экономическим порядком следует понимать совокупность всех правил организационного устройства народного хозяйства, и ответственных за это институтов, в том числе и института аудиторства. Это понятие определяет реальность экономического строя и целенаправленной деятельности в данной стране. Оно предполагает также наличие у отдельных людей и их социальных групп определенного идеального представления, некоего образца. Экономический порядок обычно находит отражение в конституции, законах и предписаниях, то есть в законодательных нормах и упорядочивающих принципах. Экономический порядок «строится» с учетом знаний об экономических законах. С другой стороны, и сам порядок влияет на их действие, а, следовательно, на хозяйственную деятельность[70].


Упорядочивающие принципы содержат конституции любых стран, в том числе и Конституция Российской Федерации. К таким принципам, составляющим основу конституционного строя, можно отнести принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч.2. ст.4) и принцип прямого действия Конституции Российской Федерации (ч.2. ст.15).

Необходимо отметить, что основы конституционного строя определяют такие конституционные принципы, как принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, принцип равенства всех форм собственности перед законом (ч.2. ст.8), принцип приоритета международных норм, договоров над внутринациональным законодательством (в том числе и в сфере аудита), принцип федерализма в сфере аудита. Эти принципы определены в основах конституционного строя России[71]. Законодатель, формулируя нормы конституционного строя, исходил из понимания их императивности, то есть непоколебимости и верховенства по отношению к другим нормам Конституции Российской Федерации[72].

Таким образом, принципы основ конституционного строя предопределили содержание всех конституционных принципов, регулирующих сферу аудита, таких, к примеру, как принцип нераспространения информации о частной жизни лица без его согласия (ч.1, ст. 24); принцип доступности информации для лица, затрагивающего его права и свободы (ч.2 ст.24); принцип права частной собственности (ст. 35); принцип возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53) [73].

Кроме того, следует заключить, что в настоящее время в Российской Федерации принципы аудиторской деятельности получили развитие не в законах, а в подзаконных нормативных актах, например, стандартах аудита, что позволяет неоднозначно толковать их правоприменителями.

Выводы.

Внутренний аудит — это способ независимой оценки эффективности деятельности организации и органов ее управления. Внешний аудит — это проверка финансово-хозяйственной документации и фактического содержания деятельности компании внештатными, юридически независимыми структурами. Как правило, это специализированные организации, которые входят в официальные объединения аудиторов. Главная задача внешнего
аудита — проведение объективной, независимой оценки деятельности фирмы, выявление недоработок в части ведения документации и организации бизнес-процессов.


Глава 3. Аудит на предприятии ООО «МИБА Стройинвест» (на примере аудита производственных запасов)

3.1. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета

и внутреннего контроля производственных запасов

Общество с ограниченной ответственностью «МИБА Стройинвест» образовано 3 сентября 2003 г. Основной вид деятельности предприятия: строительство производственных и гражданских объектов.

ООО «МИБА Стройинвест» не является объектом обязательного аудита.

Во время проведения аудиторской проверки очень важно изучить и оценить систему внутреннего контроля (далее - СВК) предприятия, так как полученные данные могут повлиять на подход к проведению аудиторской проверки. Аудитор должен руководствоваться федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности». Перечень исследуемых вопросов приведен в рабочем документе «Тест средств системы внутреннего контроля» (таблица 3).

По данным таблицы 3 можно сделать вывод о достаточно высоком уровне организации внутреннего контроля на предприятия, что снижает риск аудитора. Однако отметим, что на предприятии отсутствует отдел внутренних ревизий; план проведения специальных внутренних проверок не разработан, такие проверки не проводятся.

Для оценки организации учета материально-производственных запасов составлен вопросник (таблица 4).

Таблица 3

Тест системы внутреннего контроля[74]

Содержание вопроса

Ответы

Да

Нет

Примечания

Существует ли организационный план и список сотрудников отделов?

Имеется ли описание и четкое разделение функций каждого сотрудника в форме инструкций и указаний; знают ли сотрудники об их существовании?

Написаны ли инструкции доступным, понятным языком?

Существует ли на предприятии отдел внутренней ревизии?

Разработан ли план проведения специальных внутренних проверок; если разработан, то выполняется ли он?

Используются ли в бухгалтерском учете компьютерные программы?

Сравниваются ли данные аналитического и синтетического учета?

Организовано ли архивирование первичных документов?

Связан ли поиск нужного документа с большими затратами времени?

Информированы ли сотрудники о порядке передачи и приемки дел во время их замены (отпуск, болезнь)?

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

«1С:Бухгалтерия»

Ежеквартально, без документирования


Таблица 4

Вопросник при проверке учета МПЗ[75]

Вопрос

Да

Нет

1

2

3

4

1

На предприятии применяется номенклатура-ценник

да

2

На предприятии определены лица, отвечающие за приемку, сохранность и отпуск материалов

да

3

С материально-ответственными лицами заключены договоры о материальной ответственности

да

4

Для материально-ответственных лиц разработаны должностные инструкции

да

5

Соблюдается ли установленный порядок подбора кадров для работы в складском хозяйстве

нет

Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

6

На предприятии утвержден список должностных лиц, имеющих право подписи документов по движению материалов

да

7

Образцы подписей лиц, имеющих право подписи на документах по движению материалов имеется на складах

да

8

Склады оборудованы охранной и пожарной сигнализацией

да

9

Склады специализированы по видам материалов

нет

10

Своевременно и регулярно ли сдаются материальные отчеты материально ответственными лицами

нет

11

Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей:

а) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

б) при смене материально ответственных лиц

в) при стихийных бедствиях

г) при выявлении расхождений между данными бухгалтерского и
складского учета, хищений, а также несоблюдения условий хранения

да

12

Обеспечен ли каждый вид материалов на складе соответствую ярлыком

да

13

Выявлялись ли при проведении инвентаризаций: излишки, недостачи, пересортица, порча ценностей

да

14

Выявлялись ли лица, виновные в образовании этих отклонений

да

15

Принимались ли меры в отношении этих лиц

да

16

Правильно ли отражены результаты инвентаризации в бухгалтерском
учете

да

17

Оприходование материальных запасов производится:

а) своевременно

б) полностью

да

18

На склад приходуются сэкономленные материалы, возвратные отходы, отходы от ликвидации основных средств

да

19

Своевременно ли производится оплата поставщикам

да

20

Правильно ли ведется учет расчетов по НДС

да

21

На складе установлены нормативы запасов материалов

да

21

Нормативы запаса материалов соблюдаются

да

23

Правильно ли ведется учет расчетов по налогу на сверхнормативные запасы

да

24

Правильно ли ведутся учет и списание транспортно-заготовительных расходов

да

25

Правильно ли оформляются документы по поступлению и расходу материалов, а также по их внутреннему перемещению

да

26

Соответствуют ли итоговые суммы, отраженные в ведомостях учета
материальных ценностей, данным других учетных регистров

да

27

Имеются ли на предприятии утвержденные нормы расхода материалов

да

28

Соблюдаются ли эти нормы

нет

29

Имеются ли объяснительные работников в случае перерасхода материалов

да