Файл: Общие принципы осуществления аудиторского контроля (Роль аудита в современной экономике и его принципы).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Аудит в системе финансово-хозяйственного контроля
1.1. Понятие аудита как вида деятельности
1.2. Роль аудита в современной экономике и его принципы
Глава 2. Внутренний и внешний аудит на современных предприятиях
2.1. Организация внутреннего аудита
2.2. Внешний аудит, его место и значение в современных условиях
Глава 3. Аудит на предприятии ООО «МИБА Стройинвест» (на примере аудита производственных запасов)
3.1. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета
1.2. Роль аудита в современной экономике и его принципы
Согласно ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в настоящее время в России установлена двухуровневая система стандартизации аудиторской деятельности: Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД); Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов (САД) [16].
Аудит, характеризуется многоуровневым регулированием, расширением круга деятельности, различием их интересов участников аудита. Системы часто возникают спонтанно, без продуманной стратегической программы как реакция на предлагаемые условия. И только после этого разрабатываются концептуальные основы системы.
Аудит в России и как науку, так и вид практической деятельности можно считать сложившимся, а заимствование опыта других стран уже близко к исчерпанию. В наши дни актуальна задача совершенствования данной области знания, что подразумевает осмысление целей и задач системы аудита, ее возможностей и места во внешней среде[17].
В ФПСАД № 1 и ФПСАД № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами»[18] также раскрываются классификации принципов аудита (но без непосредственного обозначения их в качестве принципов) [19].
Российское аудиторское сообщество, включая регулятора аудиторской деятельности, давно осознает необходимость унификации национальных стандартов со стандартами, общепризнанными на мировом рынке. Возможны три варианта решения данной задачи[20].
1. Приведение российских стандартов в соответствие с МСАД (гармонизация). Именно по этому пути в последнее время идет Россия. На основе МСАД и действующего российского законодательства СРО аудиторов разрабатывают соответствующие ФСАД и передают их на рассмотрение в Совет по аудиторской деятельности при Минфине России[21].
Несмотря на успехи в области гармонизации российских стандартов, данный подход имеет определенные недостатки. Ошибочно думать, что МСАД - это фиксированный свод стандартов. В связи с нестабильностью мировой экономики многие принципы пересматриваются, особенно в последние годы. Перевод МСАД - очень скрупулезный и трудоемкий процесс. Неточности перевода могут привести к некорректной интерпретации и сложностям в понимании сути стандартов. При принятии нового МСАД или пересмотре существующего стандарта проект проходит этап публичного обсуждения. В рамках данного подхода российское аудиторское сообщество оказывается не включенным в этот процесс, так как интерес к стандарту, как правило, возникает тогда, когда стандарт или уже введен и его надо применять, или на этапе публичного обсуждения ФСАД. К этому времени повлиять на содержание оригинального международного стандарта уже невозможно. Кроме того, согласование стандарта практически проходит в виде двух параллельных процессов: согласование МСАД на международном уровне и дальнейшее согласование аналогичного ФСАД на уровне Российской Федерации[22].
2. Радикальный путь перехода на МСАД, предложенный недавно Минфином, - переход на МСАД с отменой российских стандартов. При этом планируется перевести МСАД на русский язык, а затем признать переведенные стандарты в порядке, установленном Правительством РФ (следует отметить, что такой порядок пока не разработан) [23].
Переход непосредственно на МСАД может упростить ситуацию, т.к. сближает сроки выхода новых (более совершенных) МСАД и сроки подготовки официального перевода МСАД на русский язык, на основе которого и будут работать российские аудиторы. К недостаткам подхода можно отнести следующие два. 1.Законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»[24], предполагает применение только международных стандартов по аудиту (МСА). В настоящее время пока непонятно, как в таком случае будет регулироваться прочая аудиторская деятельность (сопутствующие аудиту услуги), в том числе обзорные проверки, компиляции, согласованные процедуры[25]. 2. Перевод МСАД на русский язык фактически осуществляется заново, что весьма трудоемко и займет определенное время. Кроме того, разница в переводе терминов, специфических для аудиторской профессии, может негативно сказаться на восприятии текста аудиторами[26]. Следует отметить, что перевод МСАД на русский язык уже осуществлен Российской коллегией Аудиторов, которая является действительным членом Международной Федерации бухгалтеров (IFAC).
3. Третий путь - аналогичный переходу российских компаний на МСФО, который может стать золотой серединой, - осуществление перехода на МСАД в несколько этапов.
Подготовительный этап: перевод МСАД и его дальнейшее согласование, включая стандарты по обзорным проверкам (ISRE's), прочим заданиям, обеспечивающим уверенность (ISAE's), сопутствующим услугам (ISRS's), а также прочие документы, утвержденные IAASB (его продолжительность может составить около 2 лет).
Переходный этап: признание МСАД на территории России. Предполагается, что какой-то период одновременно будут действовать и российские стандарты, и МСАД. Аудиторскую деятельность можно будет осуществлять на основе тех или иных стандартов с учетом специфических требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности»[27] в части обязательного аудита, государственного регулирования, аттестации аудиторов, саморегулируемых организаций и внешнего контроля качества. На данном этапе перевод МСАД будет окончательно согласован, будут внесены правки в перевод и при необходимости в федеральное законодательство. Кроме того, в переходный период российские аудиторские компании смогут в должной степени изучить стандарты и адаптироваться к новым требованиям (продолжительность этого периода может составить от 2 до 5 лет) [28].
Окончательный переход на МСАД. При этом все изменения, вносимые в МСАД, необходимо отслеживать, вносить и утверждать соответствующие корректировки в перевод[29]. Кроме того, предполагается, что в этот период будут действовать требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности»[30] в части обязательного аудита, государственного регулирования, аттестации аудиторов, СРО аудиторов и внешнего контроля качества[31].
Для реализации данного подхода необходимо:
1. закончить процедуру перевода МСАД, в особенности в отношении обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и сопутствующих услуг;
2. разработать процедуру внесения изменений в утвержденные МСАД по мере корректировки оригинальных документов;
3. разработать проект закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторский деятельности», который бы позволил устранить несоответствия и дублирование отдельных положений Федерального закона и МСАД[32].
Для реализации столь масштабных задач необходима совместная плодотворная работа регулятора, саморегулируемых организаций и участников рынка. Имея значительный опыт перевода МСАД на русский язык, зная, насколько скрупулезен и трудоемок этот процесс, авторы готовы к сотрудничеству с коллегами в этом направлении[33].
1.3. Конкретизация планирования контрольной функции аудита с учетом особенностей аналитических процедур объектов аудита
Аудиторская проверка в настоящее время представляет собой комплекс целого ряда действий аудитора, с подразделением на этапы[34]. Аудиторскую проверку подразделяют на три этапа: планирование; сбор аудиторских доказательств; обобщение результатов проверки и формирование аудиторского заключения. Каждый из этих этапов включает определенный набор выполняемых работ.
Планирование аудиторской проверки является первым и важнейшим этапом, от которого зависит качество проверки. Планирование осуществляется на основании Международного стандарта аудита (МСА) 300 «Планирование» и Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности (ФПСАД) № 3 «Планирование аудита»[35].
Аудитором составляются рабочие документы, которые включают все перечисленные выполняемые работы. В ходе планирования выполняются следующие виды работ по организации аудиторской проверки:
- определение объектов аудиторской проверки;
- расчет трудоемкости работ по проведению проверки и определение стоимости услуги по конкретному договору;
- формирование состава аудиторской группы в зависимости от трудоемкости проверки и распределение аудиторов по подгруппам и участкам проверки;
- информирование членов группы относительно характера деятельности аудируемого лица, уровня существенности, планируемого аудиторского риска, оценки системы внутреннего контроля[36];
- доведение до аудиторов положений общего плана, программы аудита, их обязанностей, способов и приемов проверки, форм рабочей документации;
- ознакомление с действиями руководителя группы по контролю за выполнением общего плана и программы аудита, оформлением ими рабочей документации на всех стадиях проверки[37].
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Планирование │
└┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
││Понимание деятельности аудируемого лица (осуществляется как до │
├┤заключения договора на оказание аудиторских услуг, так и в ходе │
││аудиторской проверки) │
│└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├┤Направление экономическому субъекту письма о согласии на проведение │
││аудита │
│└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├┤Оценка системы внутреннего контроля │
│└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
││Определение существенности на уровне бухгалтерской отчетности в целом │
├┤(единого уровня существенности) и его распределение по отдельным счетам│
││бухгалтерского учета, группам однотипных операций и случаям раскрытия │
││информации │
│└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├┤Оценка аудиторского риска │
│└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├┤Определение трудоемкости проверки │
│└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
││Осуществление работы по организации аудиторской проверки (определение │