Файл: Общие принципы осуществления аудиторского контроля (Роль аудита в современной экономике и его принципы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

├┤состава аудиторской группы, руководителя группы, места проведения │

││аудита и т.д.) │

│└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├┤Формирование общего плана аудиторской проверки │

│└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├┤Заключение договора на оказание аудиторских услуг │

│└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

└┤Составление программы аудиторской проверки │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рисунок 2. Содержание этапа планирования аудита[38]

В ходе планирования следует составить общий план и программу аудита. В общем плане, который является рабочим документом аудитора, следует описать предполагаемые объем и порядок проведения проверки[39]. В МСА 300 и ФПСАД № 3 нет конкретной формы плана и программы аудиторской проверки. В них представлены показатели, которые необходимо принимать во внимание при разработке общего плана и программы аудита (табл. 1).

Таблица 1

Показатели, принимаемые во внимание при разработке общего плана и программы аудита[40]

N

Показатель

Вопрос

1

2

3

1

Деятельность
аудируемого
лица

Особенности вида экономической деятельности

Особенности деятельности

Размер проверяемой организации, ее организационно-
правовая форма

2

Система
внутреннего
контроля

Учетная политика и ее изменения

Влияние новых нормативных документов по бухгалтерскому учету и изменений в них на отражение в бухгалтерской отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности

3

Оценка
аудиторского
риска и уровня
существенности

Оценка аудиторского риска и его составляющих

Величина единого уровня существенности и порядок его распределения

Выявление ключевых по риску объектов бухгалтерского
учета, в том числе тех, где результат зависит от
профессионального суждения бухгалтера, например по
оценочным значениям, условным активам, обязательствам или событиям после отчетной даты

4

Характер,
временные
рамки и объем
аудиторских
процедур

Важность тех или иных объектов учета для проведения
проверки и ее объема (сплошная или выборочная проверка)

Влияние на организацию и методику проверки
автоматизации учета

Существование службы внутреннего аудита и оценка ее деятельности

Влияние на организацию проверки и ее трудоемкость
объектов учета

5

Координация и
направление
работы,
текущий
контроль и
проверка

Привлечение других аудиторских организаций
(индивидуальных аудиторов) к проверке филиалов,
подразделений, дочерних компаний аудируемого лица в
зависимости от наличия территориально обособленных
подразделений


Продолжение таблицы 1

1

2

3

Необходимость привлечения экспертов

Количество и квалификация специалистов, необходимых
для работы с данным клиентом

Привлечение внутренних контролеров (аудиторов)
проверяемого субъекта

6

Прочие аспекты

Возможность того, что непрерывность деятельности
аудируемого лица может оказаться под вопросом

Наличие событий после отчетной даты, связанных сторон,
условных фактов

Особенности специфики проверки при подготовке
бухгалтерской отчетности специализированной орг-й

Сроки подготовки отчетных документов по результатам проверки и порядок представления (передачи) их
аудируемому лицу

Планы проверки отличаются в первую очередь в зависимости от особенностей предприятий по видам экономической деятельности и объектов учета[41]. Так, объектами аудита при проверке торговых организаций будут товары, издержки обращения, продажи, промышленных предприятий - процессы заготовления материалов, производство продукции, выпуск готовой продукции и ее продажи, сельскохозяйственных предприятий - дополнительно земли, многолетние насаждения, молодняк животных и животные на откорме, затраты на производство продукции растениеводства, животноводства, строительных организаций - затраты на производство строительных работ, накладные расходы[42].

В начале процесса планирования следует определить объекты аудиторской проверки[43]. Они будут отличаться от объектов учета, так как в аудите объекты проверки являются более укрупненными. Объектами бухгалтерского учета являются имущество, хозяйственные процессы и хозяйственные операции. Исходя из этого, учет ведется от первичного документа, в котором фиксируется объект учета, далее, посредством группировки, к бухгалтерским счетам, регистрам учета и бухгалтерской отчетности[44].

Поскольку целью аудита является выражение мнения о степени достоверности бухгалтерской финансовой отчетности, то объектами аудита являются в первую очередь формы отчетности. Проверка должна строиться от отчетных форм к счетам и документам. Так, при проверке строк бухгалтерского баланса «Нематериальные активы», «Основные средства», «Прочие внеоборотные активы», «Запасы» следует исходить из процессов заготовления, производства, продажи[45].


Ниже представлена предлагаемая форма общего плана аудита (табл. 2). В общем плане в постоянных реквизитах предлагаем добавить строку «Отчетный период». В самой табл. 2 предлагается наименование колонки 2 изменить исходя из определенных на стадии планирования объектов аудита, а также ввести колонку «Наименование нормативных документов, регламентирующих учет» того или иного объекта. Считаем, что в данную форму документа следует включить ссылку на законодательные и нормативные документы исходя из представленной в п. 2 ст. 13 Федерального закона от «Об аудиторской деятельности» [46] обязанности аудиторов предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторов. Для того чтобы делать выводы и обосновывать их, следует, по мнению автора, на стадии планирования определить законодательные и нормативные документы, на основании которых будет проводиться проверка[47].

Таблица 2

Общий план аудита бухгалтерской отчетности[48]


N
п/п

Разделы
проверки
по объектам
аудита


Период
проведения


Исполнители

Наименование
нормативных
документов,
регламентирующих учет


Примечания

1

2

3

4

5

6

Планируемые виды работ, исходя из определенных выше объектов проверки, могут включать, например, проверку бухгалтерского баланса, в том числе «Нематериальные активы», «Основные средства» и другие строки[49].

По ФПСАД № 3 «Планирование аудита» форма и содержание общего плана могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности, принадлежности по видам экономической деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных способов и приемов, применяемых аудитором.

Подводя итог, можно сказать, что формирование общего плана и программы аудита - сложный организационный процесс, от которого зависит качество предстоящей аудиторской проверки[50].


Выводы. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Такое определение аудита изложено в Федеральном законе от № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Аудит является инструментом по независимой оценке деятельности организации, гарантом получения достоверной информации о ее финансовом состоянии. Но это возможно только при условии качественного проведения аудиторской проверки.

Согласно ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в настоящее время в России установлена двухуровневая система стандартизации аудиторской деятельности: Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД); Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов (САД).

Глава 2. Внутренний и внешний аудит на современных предприятиях

2.1. Организация внутреннего аудита

Внутренний финансовый контроль, осуществляемый на предприятии перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, позволит избежать ошибок (вовремя их исправить) и обеспечить достоверность отражения данных в учете и отчетности[51]. Обеспечение внутреннего финансового контроля является особо важной процедурой для предприятия. Порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля устанавливается в составе учетной политики. Как правило, в нем указываются общие цели и задачи функционирования системы внутреннего финансового контроля, направления и формы его проведения, когда, с какой целью и кем осуществляются контрольные мероприятия, порядок проведения таких мероприятий, оформления их результатов[52].

Внутренний аудит перед составлением годовой отчетности осуществляется путем проверки и анализа учетных данных, бухгалтерских документов, имущества и иных необходимых процедур[53].

По результатам проведения контрольных мероприятий главным бухгалтером (или лицом, уполномоченным руководителем) разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждает руководитель учреждения. Впоследствии главный бухгалтер информирует руководителя о выполнении данных мероприятий или их невыполнении с указанием причин[54].


Все хозяйственные операции, совершенные в рамках деятельности автономного учреждения, при ведении бухгалтерского и налогового учета должны быть подтверждены первичными учетными документами и отражены в регистрах бухгалтерского учета[55].

При проверке первичных учетных документов следует обращать внимание на их наличие, применяемые формы, правильность и полноту заполнения всех предусмотренных в них реквизитов (в том числе наличие подписей уполномоченных лиц и их расшифровок). Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, должны содержать подписи руководителя учреждения и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц[56]. Также подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица должны обязательно быть в расчетных документах, документах, оформляющих финансовые вложения, договорах займа, кредитных договорах за исключением документов, особенности оформления которых определяются законами и (или) нормативными правовыми актами РФ[57].

Порядок проведения инвентаризации закрепляется в учетной политике учреждения. Обычно он устанавливается в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации № 49. При проведении инвентаризации нефинансовых и финансовых активов осуществляется проверка наличия имущества и полноты отражения учетных данных по ним[58]. Данное мероприятие является обязательным перед составлением годовой бухгалтерской отчетности[59].

Ревизии подлежат:

1) основные средства, нематериальные активы, материальные запасы (в том числе товарно-материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении и арендованные);

2) денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности;

3) расчеты с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами[60].

При осуществлении внутреннего контроля, прежде всего, проверяется правильность оформления и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете, а именно: по оприходованию излишков; по отнесению недостач на счет виновных лиц либо их списанию со счетов бухгалтерского учета[61].