Файл: Определение рыночных возможностей предприятия (на примере ООО «Абсолют Бузулук»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и принципы рыночных возможностей
1.2 Проблемы определения рыночных возможностей в современных условиях
2 КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В «ООО АБСОЛЮТ» ЗА 2014-2016 ГГ
2.1 Организационно-экономическая характеристика и структура управления организацией
2.2 Анализ конкурентоспособности организации
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ООО «АБСОЛЮТ БУЗУЛУК»
3.1 Проблемы в системе управления рыночными возможностями ООО «Абсолют Бузулук»
3.2 Основные направления совершенствования управления рыночными возможностями ООО «Абсолют Бузулук»
ВВЕДЕНИЕ
Современная система общественного производства традиционно подразделяется на две основные сферы: материальное производство и производство нематериальных благ. Несмотря на многообразие определений и трактовок, отличительной особенностью первой сферы выступает изготовление и продвижение вещных (материальных) благ, сконцентрированное в соответствующих отраслях народного хозяйства; критерием отнесения субъекта ко второй сфере (нематериального производства) является создание нематериального блага или оказание услуги, в том числе и социальной.
Анализ исследований, посвященных проблеме рыночных возможностей организаций сферы нематериального производства, показал недостаточность ее проработки. Во-первых, в научной литературе уделяется недостаточное внимание оценке конкурентоспособности организаций нематериального производства с учетом специфики результатов их деятельности (услуг). Во-вторых, существующие методы управления конкурентоспособностью организаций сферы нематериального производства являются, как правило, узкоспециализированными, так как разрабатываются для организаций, оказывающих тот или иной вид услуг, а целостный устоявшийся методический подход к управлению конкурентоспособностью организаций сферы нематериального производства отсутствует. Все это определило выбор темы и актуальность выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является ООО «Абсолют Бузулук».
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе управления рыночными возможностями организаций.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию управления конкурентоспособностью организации сферы нематериального производства.
Для достижения данной цели потребовалось решить ряд следующих задач:
– исследовать теоретические основы рыночных возможностей, х принципы и методы, а также проблемы их определения;
– проанализировать имеющиеся методы управления конкурентоспособностью и методики расчета отдельных показателей, характеризующих рыночные возможности на примере ООО «Абсолют Бузулук», и определить возможности их применения для оценки конкурентоспособности организаций сферы нематериального производства;
– выявить проблемы управления конкурентоспособностью ООО «Абсолют Бузулук», разработать основные направления совершенствования в данном контексте.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и принципы рыночных возможностей
Для определения рыночных возможностей характерны следующие принципы:
- ориентация всей научно-исследовательской и производственно-сбытовой деятельности на рынок, учет его требований;
- обеспечение дифференцированного подхода к рынку;
- ориентация на нововведения;
- гибкое реагирование на всякое изменение требований рынка;
- постоянное и целенаправленное воздействие на рынок;
- ориентация на длительную перспективу;
- эффективное руководство;
- ориентация внутренней политики фирмы на человека [2].
1.Ориентация научно-исследовательской и производственно-сбытовой деятельности на рынок, учет его требований.
Эта объемная, требующая высокой квалификации, научно-исследовательская и практическая работа предполагает глубокое и всестороннее изучение потребностей рынка, рыночной и общеэкономической конъюнктуры [5]. Анализу подлежат емкость рынка, система ценообразования и ценовая динамика, потребительские свойства товара, особенности построения и методы работы фирм-партнеров в хозяйственной и внешнеэкономической сфере, каналы сбыта и т.д.
Изучаются производственно-сбытовые возможности самого предприятия, включая ревизии товарного ассортимента, производственных мощностей, системы материально-технической обеспеченности и снабжения, научно-технического потенциала предприятия [15]. Проводится анализ структуры и уровня квалификации кадрового состава, финансовых возможностей, условий формирования и деятельности снабженческо-сбытовых и коммерческих служб.
2. Обеспечение дифференцированного подхода к рынку. Для современного рынка характерно, наличие большого количества покупательских групп с различными запросами [10]. Поэтому в большинстве случаев при сегментировании рынка необходимо разделение потенциальных покупателей на группы, которые, с одной стороны, должны быть по возможности однородными по многим существенным признакам, а с другой стороны - достаточно представительными для организации сбытовой деятельности на этих сегментах. Это разделение позволит приспособиться к специфическим потребностям покупательских групп. Такой подход называется сегментацией, с его помощью реализуется принцип дифференцированного подхода к рынку.
3.Ориентация на нововведения. Результатом направленности производственной программы предприятия на удовлетворение довольно быстро меняющихся запросов покупателей является выведение на рынок новых товаров или освоение новых рынков [14].
Прежде всего инновация предполагает постоянное совершенствование товара и его модификацию, обновление существующего и создание нового товара, разработку новых технологий и новых направлений НИОКР, но не ограничивается этим. В инновационную политику включается сфера внедрения новых форм и методов выхода на новые рынки, введение новизны в стимулирование сбыта и рекламную деятельность, формирование новых служб в управлении предприятием, определение новых канатов товародвижения.
4.Гибкое реагирование на всякое изменение требований рынка. В настоящее время для укрепления своих конкурентных позиций предприятию необходимо увязывать стратегию активного приспособления к изменяющимся требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него [12]. Предприятие основывается на принципе широкого реагирования производства и сбыта на существующий и потенциальный спрос, т. е. предполагает мобильность управления и возможность быстрой адаптации производственно-сбытовой и научно-исследовательской деятельности фирм к меняющимся требованиям рынка. В то же самое время необходимо воздействовать на потребителя с целью создания у него благоприятного отношения к фирме и ее продукции, а также с целью возбуждения у него желания приобрести предлагаемый товар. Для воздействия на потребителя предприятия используют различные средства: рекламу, персональные продажи, стимулирование сбыта, некоммерческие престижные мероприятия.
5. Постоянное и целенаправленное воздействие на рынок. Оно затрагивает временной аспект: направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат [3]. В отличие от концепции интенсификации коммерческих усилий, когда зачастую на переднем плане стоит кратковременное увеличение сбыта благодаря усилиям посредников, понижению цен и т.д., при ориентации на маркетинг предприятию требуются более длительные периоды времени для планирования и реализации своих мероприятий. Сначала делают тщательный анализ рынков сбыта, затем закладывают основы, например разрабатывают соответствующие изделия, и уже после этого, возможно, изделия представляют на рынке. Между возникновением идеи нового продукта и его успехом на рынке могут пройти годы. Таким образом, типичной задачей маркетинга является, скорее, длительное удерживание рынков сбыта [11].
6. Ориентация на длительную перспективу. Этот принцип ни в коей мере не вступает в противоречие с принципом гибкого реагирования на изменение требований рынка, а тесно увязан с ним и является его логическим продолжением и дополнением. Реализация принципа ориентации на длительную перспективу в сочетании с использованием методов стратегического менеджмента обеспечивает возможность развития фирмы в условиях роста уровня нестабильности внешней среды, предусматривая использование соответствующих механизмов эффективной адаптации к изменяющейся ситуации.
7. Эффективное руководство. Один из принципов работы фирм, обеспечивающий успех на рынке, – ориентация в кадровой политике на выдающихся менеджеров. Процветание компании зависит от интеллигентного и агрессивного менеджмента [4]. Руководитель должен устанавливать такие отношения с сотрудниками, которые мотивировали бы последних более эффективно выполнять свою работу. Менеджеры должны уметь видеть нужды компании так же хорошо, как и задачи отделов, уметь планировать будущее развитие, быть открытыми для новых идей.
8. Ориентация внутренней политики фирмы на человека. Это базовый принцип многих фирм. Маркетинговое мышление предполагает создание и поддержание такой микрокультуры в организации, которая обеспечит единство образа действий сотрудников, стимулируя их стремление к совершенству [8]. Этот принцип предполагает, прежде всего, уважение к человеку - главной ценности компании, раскрепощение его творческой энергии, предоставление ему возможности проявлять инициативу, самостоятельность и предприимчивость.
1.2 Проблемы определения рыночных возможностей в современных условиях
В настоящее время конкуренция на рынке усиливается, т.к. на рынке появляется много аналогичных товаров, которые потребители оценивают не только с точки зрения своей платежеспособности, но и по степени удовлетворения своих потребностей. Каждое предприятие выбирает тот сегмент рынка, где ожидает встретить менее ожесточенную конкуренцию, а также лучшие условия продажи товара
Принципы и методы оценки конкурентной позиции предприятия могут быть использованы для обоснования принимаемых решений при:
- комплексном изучение рынка и выборе направлений коммерческой деятельности предприятия;
- разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции;
- оценке перспектив продажи конкретных изделий и формирования структуры продаж;
- разработке предложений по развитию производственного потенциала предприятия;
- контроле качества продукции;
-подготовке технологических заданий по вопросам обновления ассортимента и разработке новых видов продукции;
-подготовке рекламной компании [16].
В настоящее время не выработано единой методики оценки рыночной возможности предприятия, учитывающей все особенности вида экономической деятельности. Так как любая методика должна быть построена с учетом ее доступности, то применительно к разрабатываемой нами методике необходимо учитывать следующие факторы:
- В методике должны быть определены отдельные показатели, по которым анализируемое предприятие будет опережать или отставать от конкурентов;
- Необходимо учитывать факторы внешней и внутренней среды предприятия и факторы различных сфер деятельности;
- Критерии, применяющиеся для анализа должны отображать тактическое и стратегическое положение предприятия на рынке;
- Методика должна давать возможность на основе полученных результатов составить обособленные группы схожих по конкурентной позиции предприятий с целью определения фактической конкурентной среды рынка в целом и не только прогнозировать конкурентные позиции отдельных участников, но и выделять основные тенденции для адекватного реагирования на действия основных конкурентов [11].
Одной из самых трудных задач в управлении предприятием в современных условиях является реакция на разнообразные требования покупателей, связанные с конкуренцией на рынке. При определении рыночных возможностей предприятия особое внимание уделяется факторам конкурентоспособности предприятия.
Под понятием «факторы, воздействующие на конкурентоспособность предприятия» (ФВКП) следует понимать совокупность внешних и внутренних сил, влияющих на способность предприятия эффективно функционировать на рынке и определяющих его конкурентные преимущества в определенной рыночной среде в определенный временной период [6].
Остановимся на наиболее важной в современных рыночных условиях группе - маркетинговых факторах.
В результате сегментирования рынка предприятие определяет целевой рынок, представляющий собой определенную группу потребителей со схожими потребностями и мотивационными характеристиками, создающими для предприятия благоприятные маркетинговые возможности.