Файл: Управление финансовыми ресурсами на предприятии ( 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Торговля в современной российской экономике является одним из важнейших видов хозяйственной деятельности. По данным российской официальной статистики[1] в 2016 году предприятия оптовой и розничной торговли составляли 37 % от общей численности организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации. В данном виде деятельности было занято 12,17 млн. человек, что составляет 18 % от общей численности всего трудоспособного населения. С учетом индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере торговли, этот показатель является еще более высоким.

Анализ условий функционирования торговых предприятий показывает, что недостаток финансовых ресурсов является одним из важнейших факторов, препятствующих их полноценной деятельности. При оценке основных факторов, ограничивающих деловую активность предприятий розничной торговле 33 % обследованных организаций выделили в качестве ограничивающего фактора недостаток финансовых средств. Указанный фактор оказался третьим в списке после высокого уровня налогообложения (59 %) и недостаточности платежеспособного спроса (49 %). Но если уровень налогообложения и состояние потребительского спроса находятся полностью вне контроля со стороны предпринимателя, по финансовыми ресурсами можно управлять. Поэтому политика управления финансовыми ресурсами становится важнейшей составной частью хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Проблема недостаточности финансовых ресурсов объясняется в первую очередь относительно небольшими размерами среднего торгового предприятия, ограниченными возможностями указанных предприятий по привлечению финансовых средств извне, а также существенным значением некоторых дополнительных статей расходов, в первую очередь арендной платы. Доля последней в общей сумме расходов предприятий розничной торговли составляет 19,1 % и уступает по значению только расходам на оплату труда и приобретению товаров (работ, услуг) для последующей реализации[2]. Постоянный недостаток оборотного капитала является важнейшим фактором, препятствующим расширению деятельности торгового предприятия, оптимизация финансовых потоков становится условием его выживания.

Понятие «торговое предприятие» определено ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения». В соответствии с ГОСТом торговое предприятие представляет собой имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. Государственным стандартом определяются основная терминология и важнейшие аспекты торговой деятельности, в том числе финансово-экономические показатели в торговли, используемые ниже. Торговля в свою очередь представляет собой вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг населению. Торговля является составной частью любой хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики. Экономически целесообразно однако обособление отдельных стадий оборота товаров в виде оптовой и розничной торговли, специализирующихся на доведении товара до конечного потребителя.


В целях анализа проблемы использования финансовых ресурсов торгового предприятия в рамках настоящей работы выбрана организация, осуществляющая оптовую и розничную торговлю сантехническими изделиями (ООО «Теремок»).

Характер деятельности предприятия, специализирующегося на торговле промышленными товарами, имеет свою специфику с точки зрения управления финансовыми ресурсами. Указанная специфика будет рассмотрена в ходе последующего анализа. В случае, если в силу специфики предприятия анализ тех или иных аспектов финансовой политики с учетом отсутствия тех или иных операций в балансе не представлялся возможным, привлекалась также дополнительная информация.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ

1.1. Экономическое содержание финансовых ресурсов

Экономическая теория рассматривает производство как результат определенной комбинации определенного набора факторов, участвующих в указанном процессе. К числу указанных факторов производства традиционно относят землю, труд, капитал, предпринимательские способности. Все указанные факторы в той или иной мере участвуют в производственном процессе, определенный уровень техники и технологии, отраслевые особенности определяют как физическое содержание и количество указанных факторов, так и их оптимальную комбинацию. Факторы производства в общем отождествляются с экономическими ресурсами, необходимыми для его осуществления.

В частности, в учебнике К.Макконнелла и С.Брю «Экономикс: принципы, проблемы и политика» факторы производства определяются как экономические ресурсы: земля, труд, капитал, предпринимательская способность, в свою очередь экономические ресурсы определяются как земля, труд, капитал и предпринимательская способность, используемые для производства товаров и услуг[3].

Технологическая взаимосвязь между любыми данными производственными затратами и количеством продукции, которую можно изготовить с ее помощью, получила название производственной функции. Существуют определенные технологические ограничения, устанавливающие предельные размеры производства при данном уровне техники и технологии с учетом имеющегося количества факторов производства[4].


В самом общем виде производственная функция выглядит следующим образом:

y = f (x1, x2, …., xn),

где

y – количество продукции, выпускаемой за определенный период времени,

x – количества соответствующих факторов производства.

Любое предприятие, в том числе и торговое, в рамках своей хозяйственной деятельности пытается найти равновесие между двумя типами рынков: рынков товаров, на котором она выступает в качестве продавца и рынками факторов производства, где оно приобретает экономические ресурсы, необходимые ему для организации производства (торговли).

Теория факторов производства строится на основании некоторых общих экономических закономерностей. Важнейшей из них является действие закона убывающей доходности, согласно которому по достижении определенного предельного значения внесение дополнительного фактора в производство не приносит эквивалентного увеличения дохода, в определенный момент времени издержки, связанные с применением соответствующего фактора начинают превышать приносимый им доход.

Еще одной предпосылкой теории факторов производства является возможность различных комбинаций факторов производства и соответственно возникающая в связи с этим возможность замещения тех или иных, более дорогих факторов, более дешевыми, что повышает эффективность организации производственного процесса, поскольку заданный результат достигается с применением меньшего количества сил и средств.

Каждая коммерческая организация стремится к достижению оптимального состояния, т.е. к получению максимально возможного дохода с учетом имеющегося у этой организации количества экономических ресурсов. Указанное состояние равновесия описывается формулой:

MR = MC,

где

MR – предельный доход, т.е. приращение валового дохода, полученное в результате производства и реализации дополнительной единицы продукции,

МС – добавочные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции.

Теория факторов производства и анализ равновесия фирмы разрабатываются без учета отраслевой специфики, хотя неявно предполагается, что предприятие осуществляет не только торговую, но и производственную деятельность. Общие принципы указанной теории применимы к любому типу предприятия. Например, с точки зрения предприятия розничной торговли дополнительное увеличение численности торгового персонала не сопровождается соответствующим ростом объема продаж, при определенных условиях избыточный торговый персонал начинает препятствовать увеличению дохода. Данный факт иллюстрирует применимость общего принципа убывания доходности применительно к торговому предприятию.


Торговое предприятие как и любое другое коммерческое предприятие аккумулирует доступные ему экономические ресурсы и комбинируя указанные ресурсы доводит определенный набор товаров (услуг) до конечного потребителя, получая в этом процессе прибыль, что является конечной целью деятельности торгового предприятия. Схематически торговое предприятие можно представить как открытую экономическую систему, взаимодействующую, с одной стороны, с рынком имеющихся ресурсов, с другой стороны, с рынком товаров, реализуемых данным торговым предприятием (см. Рис. 1):

Торговое предприятие

Экономические ресурсы

Результат торговой деятельности

Рис. 1 Схема функционирования торгового предприятия как открытой системы

Для полноценного описания деятельности торгового предприятия его следует рассматривать в нескольких аспектах:

- правовые основы деятельности торгового предприятия, т.е. его организационно-правовая форма, система действующего законодательства, в рамках которого функционирует предприятие, в том числе его имущественная обособленность, самостоятельная гражданско-правовая ответственность, выступление в гражданско-правовом обороте от собственного имени;

- хозяйственная основа деятельности торгового предприятия, т.е. комплекс имущества, которым располагает предприятие по тем или иным основанием и которое используется для организации хозяйственной деятельности;

- отраслевая основа деятельности торгового предприятия, т.е. его материально-вещественная, торгово-технологическая и организационно-экономическая структуры.

Общая структура экономических ресурсов, используемых торговым предприятием, включает в себя:

- основные средства торгового предприятия, в том числе объекты недвижимого имущества, необходимые для осуществления торговой деятельности, а также торговое оборудование;

- товарно-материальные ресурсы торгового предприятия, т.е. в первую очередь те товарные запасы, которые закупаются в целях последующей перепродажи потребителю;

- трудовые ресурсы торгового предприятия;

- финансовые ресурсы торгового предприятия.

В состав основных средств торгового предприятия выделяются активные и пассивные основные средства. Активные основные средств непосредственно воздействуют на товар, участвуют в процессе его движения и доставки потребителю и определяют уровень производительности труда работников. В первую очередь, это торговое оборудование, холодильное оборудование, транспортные средства, средств, предназначенные для погрузки и разгрузки товара и т.д.


Пассивные основные средства включают в себя здания, сооружения, передаточные устройства, т.е. главным образом недвижимое имущество. Значение пассивных основных средств в торговле существенно выше, чем во многих других отраслях хозяйства, при отсутствии пассивных основных средств (собственных или взятых в аренду) организация торгового процесса становится невозможной, в том время как использование активных основных средств может быть сведено к минимуму. Особенности пассивных основных средств, в первую очередь месторасположение, могут играть решающую роль при организации торгового процесса, неудачное месторасположение вообще исключает возможность торговли некоторыми видами товаров. Активное распространение посылочной и интернет-торговли частично решает указанную проблему и сокращает издержки на содержание основных средств, но имеет следствием существенное сокращение потенциального рынка сбыта, по многим видам товаров удаленная торговля вообще не является возможной.

Существенной составляющей основных средств торгового предприятия являются его нематериальные активы, хотя большая часть указанных активов в чисто бухгалтерском смысле не подлежит оценке. К числу этих активов относятся удачное месторасположение, деловая репутация, торговые марки, исключительные права на те или иные товары или торговые бренды, номенклатура товаров и т.д. Все эти факторы как правило не могут быть оценены, однако они могут предопределить успех или неудачу торгового предприятия и так или иначе проявляются в его финансовых результатах.

Товарные ресурсы торгового предприятия представляют собой всю массу товаров, поступивших из различных источников и предназначенных для последующей продажи потребителю. Политика управления товарными запасами имеет крайне важное значение для торгового предприятия. Формирование первоначального товарного запаса требует денежных средств, часть из которых возможно получена на платной основе (займы и кредиты), необходимость хранения товарных запасов влечет за собой соответствующие расходы по складированию и последующей доставке в торговые точки, в процессе хранения возникает риск потери товаров или утраты ими потребительских свойств, недостаточный уровень товарных запасов ограничивает объемы товарооборота и может иметь негативные последствия с точки зрения деловой репутации организации.

Товарные ресурсы состоят из товарных запасов и текущих поступлений товаров и находят во взаимосвязи с объемом товарооборота: