Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ в системе хозяйственных связей рыночной экономики
1.1 Сущность, задачи и роль коммерческой деятельности в оптовой торговле
1.2 Специализация и типизация магазинов оптовой торговой сети
1.3 Виды покупательского спроса и методы его изучения
2 Анализ организации коммерческой деятельности на примере оптовой сети ООО «Мир торговли»
2.1 Краткая характеристика торгового предприятия ООО «Мир Торговли»
2.2 Анализ эффективности финансово-экономической деятельности ООО «Мир Торговли»
2.3 Анализ факторов и условий, влияющих на организацию коммерческой деятельности ООО «Мир Торговли»
2.4 Основные проблемы и перспективы развития компании ООО «Мир Торговли»
2.2 Анализ эффективности финансово-экономической деятельности ООО «Мир Торговли»
Рассмотрим результаты финансово - хозяйственной деятельности ООО «Мир Торговли» за период 2017-2019 гг., указанные в таблице 1.
Таблица 1 - Прибыль и убытки ООО «Мир Торговли» за период 2017-2019 гг.
Наименование показателя |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Выручка, тыс. руб. |
14235836 |
17674945 |
19457775 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
4493789 |
5449048 |
5750574 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)), тыс. руб. |
808708 |
1432429 |
1479980 |
Рентабельность собственного капитала, % |
11,8 |
11,5 |
15,3 |
Рентабельность активов, % |
9,3 |
9,2 |
6,5 |
Коэффициент чистой прибыльности, % |
5,7 |
8,1 |
7,6 |
Рентабельность продукции (продаж), % |
31,6 |
30,8 |
7,0 |
Оборачиваемость капитала |
2,1 |
1,3 |
1,0 |
В течение анализируемого периода в деятельности прослеживается рост выручки и чистой прибыли Компании. Следует отметить, что темпы роста себестоимости реализуемой продукции были ниже темпов роста выручки. Так, в 2019 г. по сравнению с 2017 г. выручка выросла на 41% при том, что себестоимость увеличилась только на 34%.
Положительная динамика показателей чистой прибыли в 2017 гг. и 3 квартале 2018 г. является результатом успешного развития Компании и увеличения масштабов ее деятельности. По итогам 2018 года чистая прибыль составила 1432429 тыс. руб., при этом маржа по чистой прибыли увеличилась до 8,1% по сравнению с 5,7% в 2017 году. В 2-м квартале 2019 года коэффициент чистой прибыльности составил 7,4% . По итогам 2019 г. этот коэффициент составил 7,6%.
Рентабельность собственного капитала составила в 2014 г. 13,8%, в 2017 г. 11,8%, в 2018 году – 11,5%, а в 2019 году – 15,3% Рентабельность в 2017 году составляла 9,3%, в 2018 году – 9,2%, в 2019 – 6,5%.
Изменение размера выручки от продажи Компанией товаров, продукции, услуг за 2019 г. по сравнению с 2018 г. является следствием активного развития Компании. К концу концу 2017 г. – 111 магазинов, к концу 2018 года – 12 магазинов, к концу 2019 г. – 125 магазинов.
На конец 2019 года магазины Компании и ее аффилированных лиц действуют в Москве и Московской области, в Калининградской области, Новосибирской области, в г. Санкт - Петербурге, г. Рязани, г. Челябинске, г. Минск, республика Беларусь. Среди факторов, приведших к росту выручки Компании, можно выделить рост благосостояния населения страны, политику администрации г. Москвы, направленную на развитие цивилизованных форм торговли продуктами питания вместо продуктовых рынков, и увеличение торговых площадей.
Основными факторами роста прибыли Компании стали: снижение себестоимости товаров и более четкая ценовая политика, что стало возможным благодаря использованию эффекта экономии за счет масштабов деятельности, рост производительности труда и эффективное управление издержками Компании.
Рассмотрим степень влияния (в процентах), которое оказал каждый из приведенных факторов на показатели финансово - хозяйственной деятельности Компании:
1) Факторы увеличения выручки:
- рост благосостояния населения - 35%;
- политика администрации г. Москвы, направленная на развитие цивилизованных форм торговли - 10%;
- увеличение торговых площадей - 45%;
- эффективное управление ассортиментной матрицей – 10%;
2) Факторы роста прибыли:
- снижение себестоимости товаров за счет эффекта масштаба - 40%;
- рост производительности труда - 30%;
- эффективное управление издержками - 25%;
- эффективное управление оборачиваемостью товарных запасов – 5%.
На первых этапах своего развития Компания активно использовала кредиторскую задолженность, как наиболее дешевый источник финансовых ресурсов.
В 2019 г. в источниках финансирования деятельности Компании произошли существенные изменения - доля привлеченных средств по отношению к капиталу и резервам значительно снизилась вследствие размещения дополнительной эмиссии акций и увеличения капитала Компании. На конец 2019 г. по собственный капитал Компании увеличился в 12,8 раз. В апреле 2018 года Компания осуществила дополнительное размещение акций, что оказало положительное влияние на структуру баланса.
В 2017-2019 гг. Компания инвестировала значительные суммы привлеченных средств во внеоборотные активы (открытие новых магазинов); это привело к тому, что в 2019 г. собственные оборотные средства приняли отрицательное значение. (Таблица 2).
Таблица 2 - Ликвидность, достаточность капитала и оборотных средств ООО «Мир Торговли» за период (2017-2019 гг.)
Наименование показателя |
2017 |
2018 |
2019 |
Собственные оборотные средства, тыс. руб. |
262563 |
4420609 |
- 5829262 |
Индекс постоянного актива |
0,9 |
0,65 |
1,5 |
Коэффициент текущей ликвидности |
2,5 |
3,5 |
3,5 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
1,7 |
3,4 |
3,1 |
Коэффициент автономии собственных средств |
0,5 |
0,8 |
0,5 |
На протяжении 2013 - 2017 гг. ориентация Компании на заемные средства отрицательно сказывалась на финансовой устойчивости, коэффициент финансовой зависимости (отношение заемных средств к собственному капиталу) составлял 5,9, а коэффициент автономии - 0,15. До 2019 г. низкая доля собственных средств в структуре пассивов определяла зависимость Компании от возможности привлечения заемных средств.
В 2019 г. увеличение собственного капитала положительно повлияло на финансовую устойчивость Компании и снизило долговую нагрузку. В результате проведения дополнительной эмиссии акций во 2-м квартале 2018 г. и увеличения собственного капитала существенно повысилась финансовая устойчивость компании. В результате, на конец 2018 года коэффициент автономии собственных средств составил 0,8. В июне 2019 года Компания осуществила размещение облигационного займа в размере 7 млрд. руб. По итогам 2-го квартала 2019 года коэффициент автономии собственных средств составил 0,6. По итогам 2019 года коэффициент автономии собственных средств составил 0,5.
В 2017-2019 г. в результате изменения структуры пассивов ликвидность существенно возросла – на 31.12.2014 г. коэффициент текущей ликвидности составил 1,65, быстрой ликвидности – 1,14; на 31.12.2017 г. – 2,5 и 1,7, соответственно. На 31.12.2018 г. коэффициент текущей ликвидности составил 3,5; коэффициент быстрой ликвидности – 3,4. Рост показателей ликвидности Компании в 2018 г. обусловлен осуществлением размещения эмиссии акций в апреле 2018 г. Показатели ликвидности оставались стабильными в 2019 году: коэффициент текущей ликвидности составил 3,5, коэффициент быстрой ликвидности составил 3,1.
Далее рассмотрим размер и структуру капитала и оборотных средств Компании.
Таблица 3 - Размер и структура капитала за период 2017-2019 гг.
Показатели |
2017 |
2018 |
2019 |
|||
Тыс. руб. |
Доля в ОСК |
Тыс. руб. |
Доля в ОСК |
Тыс. руб. |
Доля в ОСК |
|
Размер уставного капитала (УК) |
32260 |
0,77% |
37500 |
0,3% |
37500 |
0% |
Общая стоимость акций компании, выкупленных в процентах от УК (%) |
0 |
0% |
0 |
0% |
-1357733 |
-12% |
Размер резервного капитала |
4207 |
0,10% |
4839 |
0,0% |
5625 |
0% |
Размер добавочного капитала |
2392095 |
57,27% |
8984394 |
71,9% |
8984361 |
81% |
Размер нераспределенной чистой прибыли |
1748675 |
41,86% |
3472658 |
27,8% |
3378881 |
31% |
Общая сумма капитала (ОСК) |
4177237 |
100% |
12499391 |
100% |
11048634 |
100% |
Из приведенной таблицы видно, что общая сумма капитала Компании неуклонно возрастала за анализируемый период 2017-2019 гг.
Размер и структура оборотных средств Компании приведены в таблица 4.
Таблица 4 - Размер и структура оборотных средств ООО «Мир Торговли» за период 2017-2019 гг.
Оборотные активы |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|||
Тыс. руб. |
доля |
Тыс. руб. |
доля |
Тыс. руб. |
доля |
|
Запасы |
973688 |
18,98% |
1126813 |
14,8% |
1354710 |
23,14% |
Сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
40165 |
0,78% |
61556 |
0,08% |
114420 |
1,95% |
Готовая продукция и товары для перепродажи |
914346 |
17,83% |
1045163 |
13,7% |
1204299 |
20,57% |
Расходы будущих периодов |
19025 |
0,37% |
20094 |
0,3% |
35991 |
0,61% |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
487668 |
9,50% |
120953 |
1,6% |
131032 |
2,24% |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) |
384891 |
7,50% |
140683 |
1,8 |
175589 |
3,00% |
Авансы выданные |
129724 |
1,7% |
152163 |
2,60% |
||
Прочие дебиторы |
10959 |
0,1% |
23426 |
0,40% |
||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
1495227 |
29,14% |
566417 |
7,4% |
976720 |
16,69% |
Покупатели и заказчики |
394790 |
7,69% |
235163 |
3,0% |
600377 |
10,26% |
Векселя к получению |
0 |
0 |
0 |
|||
Задолженность дочерних и зависимых обществ |
3277 |
0,06% |
37372 |
0,5% |
0 |
|
Авансы выданные |
210344 |
2,8% |
156979 |
2,68% |
||
Прочие дебиторы |
1097160 |
21,38% |
83538 |
1,1% |
219364 |
3,75% |
Краткосрочные финансовые вложения |
255751 |
4,98% |
510633 |
6,7% |
2917462 |
49,84% |
Займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев |
510633 |
7,7% |
1817462 |
31,05% |
||
Прочие краткосрочные финансовые вложения |
1100000 |
18,79% |
||||
Денежные средства |
1533931 |
29,90% |
5150179 |
67,6% |
297816 |
5,09% |
Прочие оборотные активы |
0 |
0,00% |
0 |
0,00% |
0 |
0,00% |
ИТОГО |
5131156 |
100,00% |
7615678 |
100,00% |
5853329 |
100,00% |
Показатели приведены на дату окончания отчетных периодов (2017-2019) в соответствии с бухгалтерской отчетностью Компании.
До 4 квартала 2019 г. основным и единственным источником финансирования оборотных активов Компании были заемные средства. При этом в структуре заемных средств преобладали краткосрочные обязательства, представленные преимущественно кредиторской задолженностью. В 2019 г. произошло значительное увеличение собственного капитала за счет осуществления первичного публичного размещения акций и сокращения заемных средств.
Увеличение собственного капитала положительно повлияло на финансовую устойчивость Компании и снизило долговую нагрузку. В сентябре 2017 г. заемный капитал увеличился в результате привлечения кредита в сумме, эквивалентной 90 000 тыс. долл. США. В апреле 2018 года было осуществлено размещения дополнительной эмиссии акций в объеме 10 480 603 обыкновенных акций. В 2018 году кредиты и займы не привлекались, было осуществлено погашение части кредита, привлеченного в сентябре 2017 г., в сумме 58 200 тыс. долл. США. Во 2-м квартале 2019 года было осуществлено размещение облигационного займа в объеме 7 млрд. руб.
Таким образом, в 2019 году объем доли запасов, в общем объеме оборотных активов, вырос с 14,8% до 23,14%.
Также произошло увеличение НДС с 1,6% до 2,24%, в то время, как в 2017 году данный показатель был равен 9,5%.
Увеличился объем дебиторской задолженности с 235 163 тыс.руб. до 600 377 тыс.руб., что является отрицательным показателем. Что говорит о задолженности покупателей перед фирмой.
В то же время увеличился объем вложений, что может говорить о выдаче товара в рассрочку или кредит.
2.3 Анализ факторов и условий, влияющих на организацию коммерческой деятельности ООО «Мир Торговли»
ООО «Мир Торговли» занимает ведущие позиции на рынке оптовой торговли Москвы и постоянно наращивает свой потенциал, доля рынка Компании на московском рынке постоянно растет.
Компания является одним из лидеров среди крупнейших торговых сетей, действующих на территории России. Следуя реализации комплексной стратегии региональной экспансии и развития Компания осуществляет расширение, как путем органического роста, так и путем присоединения магазинов других сетей.