Файл: Основные функции в системе менеджмента (1. Теоретические и методологические основы исследования функций менеджмента).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические основы исследования функций менеджмента
1.1. Понятие, содержание и сущность управления
1.2. Классификация функций управления
II. Анализ и пути совершенствования функций менеджмента (на примере таможенных органов)
2.1. Методы руководства таможенными органами и их развитие
этих руководства, которые и не нуждаются в разъяснении, с четырнадцатью принципами довольно картину файолевской лидерства. Он считал очень полезным достижения руководства и подчеркивал, что должен постоянно в курсе всех в предприятии[8].
На анализа теоретических можно выделить руководства, на которые большинство . Наиболее часто ываются такие , как прогнозирование, планирование, и расстановка , информационное обеспечение, , организация, регулирование, и контроль. Многие сводятся к , считать или не считать функцию самостоятельной, ее так или иначе и т.д.
II. Анализ и пути совершенствования функций менеджмента
(на примере таможенных органов)
2.1. Методы руководства таможенными органами и их развитие
А.Я. Кибанов выделяет систему методов руководства, называя административные, экономические и социально-психологические методы (рис. 2.1.)[9].
Методы руководства
Социально-психологические
Экономические
Организационно-распорядительные
Социальный анализ к коллективе работников
Технико-экономический анализ и обоснование
Формирование структуры органов управления
Социальное планирование
Планирование
Установление госзаказов
Участие работников в управлении
Материальное стимулирование
Утверждение административных норм и нормативов
Социальное развитие коллектива
Ценообразование и налоговая система
Издание приказов и распоряжений
Психологические воздействие на работников
Моральное стимулирование и развитие у работников ответственности
Экономические нормы и нормативы
Подбор и расстановка кадров
Разработка положений и должностных инструкций
Рис. 1.1. Система методов руководства
Метод руководства в таможенных органах — это метод воздействия субъекта руководства на собственно сотрудников таможенного органа и таможенный орган в целом как на объект руководства для практического осуществления стратегических и тактических целей системы управления.
Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.
2.2. Совершенствование стиля работы руководителя
Для оценки эффективности стиля управления таможенного органа можно использовать коэффициент либерально-авторитарного континуума (ЛАК). В таблице 2.1. произведена оценка либерального и авторитарного поведения руководства предприятия.
Таким образом, очевидно, что руководство таможенного органа явно придерживается авторитарного стиля, хотя некоторые либерально-демократические элементы управления встречаются.
Учитывая, что ярко выраженные одномерные стили в жизни не встречаются, применим решетку Блейка-Моутон в качестве основы для анализа (рис. 2.2.).
Таблица 2.1.
Оценка либерального и авторитарного поведения руководства таможенного органа
Показатель |
Условное обозначение |
Количество баллов |
Показатель использования +- |
|
Авторитарные показатели |
Утверждение |
Дд |
3 |
+ |
Без угрозы наказания, однако при нежелании |
Дн |
2 |
+ |
|
Сопровождается рядом аргументов, создающих |
Д1 |
1 |
- |
|
ИТОГО: |
5 |
|||
Либеральные показатели |
Ограниченное согласие с |
Нп |
1 |
+ |
Неограниченное и спонтанное согласие |
Н1 |
2 |
+ |
|
ИТОГО |
3 |
Итак, ЛАК = 3 / 5 = 0, 6
Фактор «Забота о производстве» оценивается в 7 баллов по следующим причинам:
- рост объемов документооборота;
- рост сборов таможенных платежей;
- снижение затрат на деятельность таможенного органа;
- рост количества персонала
- снижение количества случаев нарушений таможенного законодательства;
- рост общей себестоимости организации службы.
Эти факторы нуждаются в пристальном внимании руководства и здесь необходим строгий контроль за деятельностью таможенного органа.
Учитывая анализ ситуации таможенного органа, ранжируем критерии «заботы о человеке» и «заботы об организации».
9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Забота об организации |
|||||||||
7. 3. Таможенный орган |
||||||||||
Забота о человеке |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Рис. 2.2. Позиция таможенного органа в управленческой решетке Блейка-Моутон
Анализ трудовых ресурсов таможенного органа позволяет оценить в 3 балла показатель «забота о людях» по следующим причинам:
- довольно высокий показатель текучести кадров;
- высокая текучесть среди молодых работников;
- снижение производительности труда;
- низкий имидж сотрудника таможенных органов в глазах населения.
Таким образом, в управленческой решетке Блейка-Моутон руководство таможенного органа занимает позицию 7.3. Это говорит о том, что более авторитарное по стилю руководство в первую очередь заботится об организации, а затем – о служащих.
Итак, на основе проведенного анализа и выявленных недостатках и достоинствах возможно сформулировать определенные рекомендации по совершенствованию стиля руководства таможенного органа.
Думается, что методом совершенствования управления на основе изменения стиля руководства будет применение ситуативного, адаптивного стиля при переходе к системе управления по целям организации.
2.3. Совершенствование реализации функций менеджмента на основе учета индивидуального и группового поведения
Для исследования особенностей группового поведения в организации была составлена анкета (Приложение 2), содержащая три блока вопросов. А в Приложении 3 даны развернутые ответы руководителей на некоторые вопросы анкетирования. Первый блок вопросов позволяет оценить мотивацию к деятельности работников Управления, факторы качества их труда, отношение к организации в целом и к коллегам. Всего опрошено было 22 сотрудника. В таблицах 2.3., 2.4. и 2.5. приведены ответы на первый блок вопросов. Можно было дать несколько вариантов ответа (но не более трех).
Таблица 2.3
Вопрос: «Чем Вы руководствуетесь при выполнении обязанностей»:
67,4% |
Указаниями непосредственного руководителя и частично должностными обязанностями; |
58,2% |
Личной ответственностью за порученное дело; |
55,4% |
Должностными инструкциями; |
38,0% |
Интересами своей организации; |
7,8% |
Только указаниями начальника; |
3,0% |
Интересами общества |
Таблица 2.4
Вопрос: «Что лежит в основе Вашего стремления к служебному росту»:
61, 2,0% |
Перспективы дальнейшего профессионального роста; |
51,8% |
Желание больше зарабатывать; |
46,2% |
Стремление занять достойное место в обществе; |
39,4% |
Стремление более полно реализовать себя в управленческой сфере; |
17,9% |
Надежда решить жилищную и другие бытовые проблемы; |
11,7% |
Надежда установить более крупные деловые связи. |
Таблица 2.5
Вопрос: «Факторы, стимулирующие Вашу служебную деятельность»
66, 8% |
Материальное стимулирование; |
45, 7% |
Моральное стимулирование; |
44, 5% |
Формирование резерва и работа с ним; |
42, 6% |
Заслушивание отчетов; |
30, 2% |
Планирование должностного перемещения; |
21, 5% |
Административные взыскания и планирование; |
Можно отметить, что эффективность позитивного морального стимулирования служащих довольно невысокая. По результатам опроса прослеживается интерес служащих к традиционным формам поощрений (правительственные награды, грамоты, благодарности и т.п.), однако в статистически незначимом выражении. Большинство респондентов указывают на заинтересованность в получении денежного вознаграждения. В то же время только малая часть участвовавших в опросе не уверены, что если они будут работать больше и лучше, то их зарплата увеличится. Но, тем не менее, можно установить связь с фактами нематериального ряда. Так, моральное стимулирование занимает второе место после выплаты заработной платы и премиальных (45,7% и 66,8%) в стимулировании служебной деятельности сотрудников Управления.
Опираясь на приведенные данные, отметим, что для большинства опрошенных в качестве побудительных стимулов (внешнее побуждение для индивида), как правило, выступают стимулы-ожидания морального поощрения, материального благополучия, карьерного роста. Так, показатель «Планирование должностного поощрения» в числе факторов, стимулирующих служебную деятельность, занял 5 место (30,2%), обогнав административные наказания (21,5%).
Смыслообразующими мотивами (ценностями, целями) выступают – высокий заработок и положение в обществе. Факторами, организующими мотивацию индивида (помогающими осуществить выбор целей), выступают указания руководителя, должностные инструкции и личная ответственность за порученное дело (соответственно 67,4%, 58,2%, 55,4%). К мотивации, которая носит исключительно рациональный характер, может быть отнесено из перечисленного только «выполнение должностных обязанностей» (55,4%) (только данная деятельность может быть рационально описана и зафиксирована в документе, регламентирующем эту деятельность). Все остальные мотивы включают в себя и рациональный, и эмоциональный элемент. Это характерно и для таких мотивов как «приказ начальника» (7,8%) или «личная ответственность за порученное дело» (58,2%).
Беспокойство вызывает то, что только 3% респондентов указали в качестве непосредственных регуляторов деятельности «интересы общества». Это говорит о том, что на государственную службу люди приходят, имея побудительные мотивы, во-первых, обеспечить собственное благополучие, во-вторых, обеспечить себе достойное место в социальной иерархии, и в последнюю очередь – чтобы реализовать интересы общества. Таким образом, нивелируется сама идея государственной службы, сформулированная как обеспечение функционирования государства как такового в интересах населения[10].