Файл: Малый бизнес как резерв развития отечественного рынка труда (Понятие рынка труда, основные его проблемы).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
Роль малого бизнеса в рыночной экономике является великой. Без него рыночная экономика ни развиваться, ни функционировать, не в состоянии. Развитие и становление его считается одной из важнейших проблем экономической политики в условии нормального функционирования полного рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике – это ведущий сектор, который определяет темпы экономического роста, качество и структуру валового национального продукта; в развитых странах на долю малого бизнеса пришлось около 70-ти процентов валового национального продукта. В следствии этому абсолютное большинство всех развитых государств всемерно поощряет деятельностью малого бизнеса.
Малый бизнес не помогает крупным или средним компаниям, и тесно взаимодействуют с ними, участвуют в ускорении инновационных процессов и структурной перестройке в народном хозяйстве. Развитие малого бизнеса способствует восстановлению народных промыслов; «от севу» не рентабельных или убыточных предприятий; целесообразному использованию незначительных местных источников отходов и сырья крупных производств; вырабатыванию конкурентной среды на рынке факторов производства.
Малое предпринимательство – это необходимый элемент в рыночной экономики, который позволяет решать важные социальные и экономические задачи. Что подтверждается опытом всех развитых стран. Там малый бизнес занимает прочную позицию в развитии национального хозяйства.
Так, в соединенных штатах Америки предприятия малого бизнеса, которые производят около 40 % ВП, обеспечивают занятость почти что половины трудоспособного населения, при этом осваивая вдвое больше нововведений, и более чем к примеру крупные фирмы. Также представляющие собой основные генераторы инновационного процесса в промышленности, динамично реагирующего на изменение структур потребления. Также малые фирмы активизируют структурную перестройку отрасли, преодолевая монополизм в структуре экономике, также влияют на структуру цен потребительского рынка и прочее.
Родственная картина наблюдается также и в Германии, в Канаде, в Великобритании, там, где доля малого бизнеса в производстве составляет около 65 %. Показательными являются также участие МБ в осуществлении экспорта продукции ведущих стран. А по оценке экспертов, часть средних и малых фирм в промышленном экспорте и в ряде развитых стран составляет примерно: в Германии и в Нидерландах – около 40%, в Италии – около 25%, Японии и в США около – 15%. Если же учитывать их участие в комплектации в готовой продукции, которая вывозится за рубеж крупными компаниями и фирмами, также их доля в стоимости экспорта в промышленных товаров приблизится примерно к 60%, это в Италии, во Франции - 50%, в Японии - 40%. При этом сфера, в которой малый бизнес приобретал особое значение, - а международная торговля технологиями. К примеру, лицензий около 50%, проданных США, приходится на малые предприятия, и инновационные фирмы. Кроме технологий важными частями экспорта малого бизнеса считаются продукции металлообрабатывающей, химической, машиностроительной, текстильной, электротехнической, и прочих их отраслей в промышленности.
Роль малого бизнеса в Российской Федерации нельзя оценивать только лишь традиционным образом, так как это делается в экономике стационарной, к примеру, только по количественным показателям; данная оценка будет неглубокой. Малый бизнес характеризуется малым предпринимательством как необычный сектор общественного производства, и удельный вес которого бывает весьма незначительным.
Прочими словами, малый бизнес – это неоднородное и сложное образование, согласно которому каждый сегмент в котором имеет какая-либо проблема и нуждается в специфическом модели взаимодействия с государством. Меж тем сегодня гос. политика в отношении малого бизнеса основывается на основе формальных и общих представлений. Во-первых, правительство вроде как признает то, что малый бизнес необходимо поощрять и развивать просто потому, что таким образом принято поступать в развитых странах. Во-вторых, малое предпринимательство стало приниматься чиновниками как доля податного сословия, основной обязанностью является наполнение государственного бюджета.
Целесообразное соотношение меж малыми и крупными предпринимательством разно для различных экономических условий и государств.
2.2 Проблемы малого бизнеса
Для предпринимательства характерна высокая подневольность от внешней среды: в процессах осуществления деятельности, бизнес находится под влиянием последовательности факторов, которые сдерживают его формирование. Данные факторы можно распределить в 3 группы:
- Частные;
- Территориальные;
- Общие.
Что же мешает предпринимательству нормально развиваться? Попробуем ответить на этот вопрос.
Проблемы предпринимательства подразделяются на этапы, описанные на схеме:
Сами представители предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:
- Высокая плата за аренду.
- Высокий тариф за перевозки.
- Дороговизна сырьевых ресурсов.
- Недостатки в налоговой системе.
- Не доступность кредитов.
- Низкий платежеспособный спрос у населения.
- Отсутствие оборотных средств.
- Отсутствие производственной площади.
- Слабое формирование внутреннего рынка.
- Экономическая политика государства.
Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело.
- Недостаток финансовых ресурсов. Весьма значимой для бизнеса является проблема недостатка финансовых ресурсов, как собственных, так и заемных, для расширения деятельности. По оценкам экспертов лишь малая часть - примерно 30% от имеющейся потребности в кредитах для малого бизнеса сегодня удовлетворена, а в части микро кредитов - то и вовсе 10%. Особенно сложно получить кредит начинающему предпринимателю. Основная часть предпринимателей не пользуется кредитными и заемными средствами прежде всего из-за отсутствия у малых предприятий необходимого обеспечения. Другой причиной являются высокие риски, связанные с кредитованием малых предприятий, и накладные расходы банков, которые почти одинаковы как для небольших ссуд, так и для крупных. Вместе с тем, говоря об общих тенденциях развития сектора кредитования малого и среднего бизнеса, можно отметить, что банки, накапливая опыт работы в этой сфере, оценивая уровень рисков, связанных с предоставлением кредита данному сегменту рынка, идут по пути упрощения процедур кредитования, смягчения условий, включая процентные ставки, сроки погашения кредитов, комиссии.
- Административные барьеры. Одним из факторов, вызывающим многочисленные нарекания предпринимателей, является избыточное государственное регулирование деловой активности - так называемые административные барьеры. Следуют отметить значительное число проверок предприятий со стороны органов контроля и надзора, а также продолжительные по времени процедуры получения необходимых разрешений и согласований в различных инстанциях. Экспертные исследования и практический опыт свидетельствуют о наличии прямой зависимости между состоянием бизнес-среды и созданием новых рабочих мест. Чем меньше в стране препятствий в процедуре создания компаний, получении лицензий, привлечении кредитов, регистрации прав собственности, найме работников, выходе предприятий на внешние рынки, тем более комфортно чувствует себя бизнес, тем больше эффективных рабочих мест он создаёт. В устранении административных барьеров в этих и других областях кроется значительный потенциал расширения малого предпринимательства и создания новых рабочих мест.
- Уровень налогообложения, сложность налоговой и бухгалтерской отчётности. Одной из значимых проблем бизнеса предприниматели по-прежнему отмечают уровень налогообложения. Много нареканий вызывает и существующая громоздкая система заполнения налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности. При этом необходимо отметить, что с введением упрощённой системы налогообложения и специального налогового режима уплаты единого налога на вменённый доход налоговая нагрузка на малый бизнес значительно сократилась. Так, большинство индивидуальных предпринимателей перешло на указанные специальные режимы налогообложения. Вместе с тем, упрощённая система налогообложения имеет свои недостатки и ограничения. Однако в ближайшее время налоговые послабления для малого бизнеса, включая повышение предельного порога доходов, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, не предусматриваются.
- Доступ к выполнению государственных заказов. Специфика государственных потребностей предполагает наличие нужд, которые могут быть удовлетворены лишь малыми предприятиями, так как для крупных компаний такие заказы часто не представляют значимого интереса. Для малого бизнеса работа по государственному заказу может оказаться наиболее приемлемым способом загрузки своих мощностей и поиска клиентов. Стоит отметить и открытость информации о государственных нуждах, которая теперь в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вступил в силу с 1 января 2006 года, полностью стала доступна представителям малого бизнеса.
- Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати процентов от общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с перечнем, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N 642 "О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах ". Предельные цены для предусмотренных указанным перечнем товаров установлены в размере 3 млн. рублей, работ - в размере 3 млн. рублей, услуг - в размере 2 млн. рублей.
- Проблема нежилых помещений для предприятий. Наиболее актуальной для бизнеса является проблема доступа к недвижимому имуществу. Существует значительный дефицит приспособленных для осуществления предпринимательской деятельности нежилых помещений. Именно этот фактор во многом сдерживает развитие инновационного и производственного предпринимательства. Нехватку нежилых помещений испытывают как начинающие предприниматели, желающие открыть собственное дело, так и успешно функционирующие предприятия, нуждающиеся в помещениях для расширения своей деятельности.
- Проблема продвижения товаров и услуг на рынкеМногие предприниматели обладают ограниченными возможностями в организации сбыта продукции, в организации рекламы и продвижении продукта на рынке, испытывают трудности в поиске клиентов, установлении связей с поставщиками и потребителями. Проведение маркетинговых исследований субъектами предпринимательства еще не стало распространенной практикой, что повышает вероятность принятия ошибочных решений и связанных с ними финансовых потерь. Предприятия, как правило, не имеют средств для рекламирования своих товаров и услуг. Выставочные и ярмарочные мероприятия зачастую становятся для малого бизнеса единственной доступной площадкой, которую можно использовать для продвижения своей продукции и расширения её сбыта. Таким образом, бизнес является самым массовым и одним из самых заинтересованным участником выставочных и ярмарочных мероприятий.
- Потребность в деловой информации Предприятия нуждаются в своевременном получении полной и достоверной деловой информации о различных аспектах ведения бизнеса для нормального функционирования на рынке, для принятия управленческих решений. Постоянно расширяется система информационного обеспечения предпринимательства в сети Интернет. Благодаря существующим Интернет-порталам деловой информации, малые предприятия могут получать интересующие их сведения практически по любому вопросу, находить партнеров в производственной сфере, а также повышать собственную квалификацию, благодаря системе дистанционного обучения и дистанционного консалтинга.
- Низкая квалификация персонала Предприятия часто испытывают недостаток квалифицированных специалистов. В условиях конкуренции лучших специалистов получают компании с большими бюджетами, которые могут предложить более высокий уровень оплаты труда и социальный пакет. Предприятия функционируют в постоянно меняющейся информационной среде, и руководителю необходимо постоянно отслеживать изменения в своей сфере деятельности, быть профессионалом в своей области. Для этого ему необходимо повышать свою квалификацию, а также квалификацию своих специалистов.
Оценивая причины закрытия предприятий, около половины опрошенных предпринимателей считают, что дело не только в факторах внешней среды, но и в низкой квалификации и собственных ошибках предпринимателей.
Поэтому для предприятий является актуальной проблема повышение квалификации существующего персонала и получение им необходимых деловых и специальных знаний. Эти задачи можно решать путём проведения семинаров, круглых столов, тренингов, дистанционного обучения, оказания консультаций.
Существуют три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого бизнеса, создание новых малых предприятий:
— организационные проблемы;
— материально-финансовые проблемы;
— факторы внешней среды и конъюнктуры рынка.
Серьезным препятствием в становлении и развитии предпринимательской деятельности является сложность в получении кредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес. Кроме того, существует проблема нехватки производственных и служебных помещений, которая тормозит развитие малого предпринимательства области.
Основным направлением государственной политики в области поддержки малого предпринимательства в Ростовской области является создание благоприятного инвестиционно-финансового климата, организационно-правовых условий для повышения устойчивости и динамичного развития малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях по приоритетным направлениям, отвечающим задачам структурной перестройки и экономического роста.
Это достигается решением следующих задач указанных на рисунке ниже:
Стимулирование хозяйственной инициативы граждан пока еще не стало важнейшим направлением государственной экономической политики, деятельности всех органов власти на местах. Интересы поддержки малого бизнеса вступают зачастую в противоречие с задачами форсированного наполнения бюджета с помощью фискальных механизмов, затратными методами решения социальных проблем и т.п.
Полностью устранить или существенно ограничить действие всех негативных факторов можно только с помощью мер государственной поддержки малого предпринимательства в рамках специализированных программ.
Бизнес начинается с идей, прежде чем начать дело, нужно проанализировать, проверить воображаемое соответствие идеи реальному потребительскому спросу. Конкретизация и анализ идей предполагают рассмотрение альтернатив, как способствующих, так и затрудняющих направление затеваемого дела, на котором сосредотачиваются затем усилия и начинается тщательная подготовка.
Делается расчет прибыли, которую сулят идеи, фантазии, проекта собственный опыт, преобразующийся постепенно в деловую стратегию. Подсчитываются возможные и неизбежные издержки. Рассматриваются непредвиденные случаи, которые всегда всплывают. Чем шире охват пагубных последствий, тем успешнее внедрение на рынок, тем надежнее дело, тем спокойнее и радостнее деловая и семейная жизнь.
Всякое дело должно быть организовано как технологически, так и социально-психологически. Технология специализирована для каждого конкретного дела, социально-психологическая организация принципиально одинакова во всех сферах бизнеса.
Эффективность зависит от того, как гибко будут сочетаться, соответствовать друг другу технология и индивидуальные особенности работников, приводящих дело в движение.
Форма создаваемого предприятия, размер и структура определяются после подтверждения жизнеспособности идей, их соответствия реальному потребительскому спросу.
Формирование социально-психологической организации предприятия начинается с набора людей, которые станут персоналом, коллективом, дающим жизнь делу.
С точки зрения отдельного предприятия под деловым успехом могут пониматься высокие показатели, их благоприятная и устойчивая динамика, но удовлетворенность достигнутым в прошлом таит в себе опасность - можно забыть о конкурентах. Вровень и качество продукции и услуг. Поэтому другим критерием успеха будет приближение к дилеру в данной сфере деятельности. Успех можно оценивать с точки зрения завоевания доли рынка и увеличения ее во времени.
Успех можно оценить не только в рыночных категориях, но и как результат эффективной организации фирмы, создания такого климата и мотивационной среды, которые делают работу в ней творческой и более привлекательной. У предпринимателя может не быть собственной выдающейся идеи, но он должен найти ее, а главное -реализовать.
Хорошая идея нуждается не просто в проработке, но и в практическом воплощении - все основные сложности и проблемы обычно возникают именно здесь. Важным средством их минимизации с самого начала является разработка бизнес-плана, т.е. возможность более полного видения того, что и как надо делать, какие ставить себе цели, какими способами я средствами и в какие сроки их достигать.
В бизнесе, как и в повседневной жизни, не устоять против соблазна простых решений. Между тем развязка проблемы далеко не всегда проста или быстро приходит на ум. Есть и другая опасность - поиск панацеи и чрезмерное увлечение пропагандой некоторых подходов и методов. Ни одной уважающей себя школе бизнеса не обойтись без обучения основам маркетинга, так как одно из главных правил в бизнесе - думать о потребителе.