Файл: Определение рынка сбыта, как один из этапов организации коммерческой деятельности (на примере ООО «Сельскохозяйственное предприятие им. Чапаева»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль и место сбыта в процессе коммерческой деятельности
1.1. Предпринимательская деятельность как источник формирования системы сбыта
1.2. Понятие товара и товарной политики фирмы
1.3. Взаимосвязь сбыта и комплекса маркетинга
2. Анализ системы сбыта на примере ООО «Сельскохозяйственное предприятие им. Чапаева»
2.1. Оценка места ООО «Сельскохозяйственное предприятие им. Чапаева» на локальном рынке
2.2 Исследование процесса принятия решений при определении рынка сбыта
2.3 Поиск рынка сбыта для продукции садоводства
3. Повышение эффективности системы сбыта за счет рационального медиапланирования
Рост производства продукции растениеводства обусловлен прогнозируемым ежегодным увеличением производства овощей и картофеля. Основная часть картофеля выращивается хозяйствами населения. Доля личных хозяйств по сбору картофеля в 2013 году составила 92,4%, доля фермерских хозяйств – 7,6%.
В 2015 году и в последующие годы за счет расширения площади посадки, использования высококачественного семенного картофеля ожидается увеличение урожая.
По прогнозу 2014 года в общем объеме производственного молока доля хозяйств населения составит 94,3%, доля фермерских хозяйств – 5,7%; производства скота и птицы (в живом весе) соответственно 98,2% и 1,8%.
Производством яиц в городе Ногинск занимаются только хозяйства населения. [Шишкин А.В., 2012, С. 4]
В 2013 году на территории города Ногинск осуществляли деятельность 1018 субъекта малого предпринимательства. На них было занято 10,25 тыс. человек. В 2013 году по сравнению с предыдущим годом наблюдалось увеличение количества малых предприятий на 33,4%. В 2015 году, в связи с кризисом, не предполагается дальнейшее увеличение количества малых предприятий. [http://www.gorod-noginsk.ru – официальный сайт Администрации города Ногинск]
Говоря о рынке сбыта необходимо отметить, что в 2013г. в городе Ногинск оборот розничной торговли осуществляли 832 организаций различных видов экономической деятельности, а также индивидуальные предприниматели. За прошедший год оборот розничной торговли вырос на 1784,6 млн. рублей и составил 18968,4 млн. рублей. [http://www.gorod-noginsk.ru – официальный сайт Администрации города Ногинск]
Предприятие ООО «Сельскохозяйственное предприятие им. Чапаева» занимает садоводством и огородничеством. Данное предприятие с 1996 года является ведущим оптово-розничным предприятием Ногинского района, осуществляющим продажу сельскохозяйственной продукции садоводства и растениеводства.
Услугами ООО пользуются муниципальные предприятия, организации коммунального хозяйства и социальной сферы, крупные и мелкие предприятия региона, свыше 200 контрагентов.
Предприятие постоянно ведет поиск новых направлений, значительно увеличило объемы продаж продукции для потребителей всех уровней.
В настоящее время в стратегии предприятия определены следующие задачи:
- насыщение рынка конкурентоспособной продукцией на основании создания и внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, способных удерживать позиции фирмы на внутреннем рынке в условиях открытой экономики;
- создание и обновление производственных мощностей с целью выпуска востребованной рынком продукции;
- внедрение энергосберегающих технологий, обеспечивающих снижение затрат на производство продукции и повышение ее рентабельности в условиях прогнозируемого роста цен на сырье и энергоресурсы в России;
- активизация инвестиционной деятельности для ускорения процесса обновления основных средств и пр.
Проведем сравнительный конкурентный анализ работы нашего ООО на рынке Ногинского района (см. табл. 2.1).
Виды оценок: "О" – отлично, "Х" – хорошо, "У" – вызывает опасение, "Н" – неудовлетворительно.
Таблица 2.1 – Анализ конкурентов в Ногинском районе
№ п/п |
Показатели (критерии оценки) |
Имени Чапаева |
Кудиново Агро |
Ногинский комбинат питания |
Ногин-ское |
Талан |
Ювентис |
1 |
Расположение |
О |
О |
Х |
У |
О |
Х |
2 |
Цена |
Х |
Х |
О |
У |
Х |
Н |
3 |
Обслуживание |
Х |
Х |
У |
Х |
Х |
Х |
4 |
Ассортимент |
У |
Х |
У |
О |
Н |
О |
5 |
Качество |
О |
Н |
Х |
Х |
У |
У |
Источник: составлена автором
Емкость рынка сельскохозяйственных услуг (Е) = объем реализации среднего с/х предприятия *количество с/х предприятий в Ногинском районе.
Е=1100*24=26400 тыс. руб.
Доля рынка (Д) = объем реализации/емкость рынка (Е)*100%.
Объем реализации ООО «Имени Чапаева» = 1300 тыс.руб.
Доля ООО «Имени Чапаева» = 1300/26400 = 0,049, т.е. 4,9%
Проведем также СВОТ-анализ (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2 - SWOT-анализ
Сильные стороны - умеренные цены - отличное обслуживание - удобное месторасположение офиса и склада - высокое качество продукции - система скидок |
Слабые стороны - высокая конкуренция - зависимость от погодных условий - отсутствие логиста в штате - зависимость от курса валюты |
Возможности - освоение большей части рынка за счет лучшего сервиса и расширения ассортимента услуг; - постройка овоще-фруктохранилища; - сотрудничество с зарубежными с/х программами развития |
Угрозы - дальнейшее ослабление рубля; - ухудшение отношений с местными властями; - потеря части постоянных клиентов; - снижение покупательской способности населения. |
Источник: составлена автором
В итоге, ООО «Имени Чапаева» имеет достаточно сильные конкурентные преимущества на с/х рынке Ногинского района.
2.2 Исследование процесса принятия решений при определении рынка сбыта
С учетом участившихся проявлений кризисных моментов в мировой и отечественной экономике, ООО «Имени Чапаева» работает в среде, характеризующейся неопределенностью. Управленческие, финансовые, валютные, организационные и другие риски подстерегают руководителя ежедневно, при принятии каждого решения. К сожалению, не всегда принятые решения оказываются правильными или своевременными. Все это снижает результативность ведения бизнеса.
Обеспечение способности предприятия решать поставленные задания и достигать долгосрочных целей является одной из предпосылок для стабильного успеха. Уровень достижения целей определяет показатель результативности, а соблюдение его высокого уровня в сочетании с соответствующим показателем эффективности, позволяет постоянно улучшать деятельность предприятия. [Ореховский П.В., 2011. С. 33]
Механизм поиска решений должен охватывать отдельные стороны деятельности предприятия, а именно: маркетинг, сбыт, финансы, внутренние процессы, развитие, ресурсы, рычаги, инструменты повышения эффективности.
Механизм поиска решений касаемо рынка сбыта предполагает поиск необходимых возможностей и разработку стратегического поведения. Управление таким механизмом должно включать следующую последовательность действий (см. рис. 2.1).
Рис. 2.1 - Последовательность в механизме поиска решений
Источник: составлена автором
Основными предпосылками формирования механизма поиска эффективных решений для определения рынка сбыта являются [Жигалко З.М., 2012, С. 40]:
- определение миссии предприятия и задач повышения конкурентоспособности;
- анализ внешней среды и сегментирование рынка;
- анализ имеющегося потенциала предприятия, перспектив его развития;
- выбор необходимого механизма повышения той или иной составляющей потенциала предприятия;
- разработка функциональных и ресурсных мероприятий;
- внедрение, контроль и оценка результатов внедренного механизма.
При разработке механизма поиска решений всегда нужно систематически проводить диагностику и мониторинг процессов формирования и реализации потенциала для обеспечения корректировки процессов управления по результатам анализа.
В основе управления разработкой и реализацией механизмов поиска решений лежат следующие принципы, показанные на рисунке 2.2.
Рис. 2.2 – Принципы механизма поиска решений
Источник: составлена автором
Итак, механизм поиска решений при определении рынка сбыта - актуальное условие эффективного маркетинга, достижения достаточной доходности в будущем, долгосрочной конкурентоспособности предприятия.
2.3 Поиск рынка сбыта для продукции садоводства
ООО «Сельскохозяйственное предприятие им. Чапаева» активно обсуждает бизнес-проект «Райское яблочко». Данный проект предусматривает создание яблоневого сада для реализации продуктов садоводства населению с целью получения прибыли.
Сад предполагается разместить на земельных участках, принадлежащих предприятию, а также родственникам и знакомым. Участки родственников находятся в одном садоводческом кооперативе и прилегают один к другому, что дает возможность без особых проблем их обрабатывать. Кроме того, немаловажно, что охрана территории также не представляет особого труда.
Суммарная площадь участков – 2 Га. Земля будет передана в аренду на 30 лет (примерный срок эксплуатации яблоневого сада). Основной вид яблони – карликовая яблоня (см. рис. 2.3).
Рис. 2.3 – Карликовая яблоня в условиях России
Во многих странах мира, активно занимающихся плодоводством, от сильнорослых деревьев (груш и яблонь) давно отказались из-за того, что за ними намного сложнее ухаживать, плодоношение начинается поздно и урожайность повышается долго. Да и деревья с большими размерами крон требуют значительные площади земли. К примеру, если на одной сотке участка можно разместить 4 сильнорослых яблони, то карликовых поместится уже 16. [Козлова О.И., 2010, С. 123] Стоит ли сомневаться, что рентабельность такого яблоневого сада будет в несколько раз выше при более комфортных условиях работы.
Поскольку места в саду карликовые яблони занимают немного, лучше сразу высадить несколько сортов с разными сроками плодоношения. Хорошей зимостойкостью и высокой урожайностью отличаются следующие сорта карликовых яблонь: позднелетний сорт «Чудное» с яблоками десертного вкуса, осенние сорта «Ковровое» (вкус плодов десертный) и «Приземление» (с кисло-сладкими яблочками), зимние сорта с кисловато-сладкими плодами «Подснежник» и «Соколовское».
Высаживают карликовую яблоню на безветренные склоны или возвышенные участки, хорошо освещаемые солнечными лучами, хотя допустимо и затемнение. Почва предпочтительна плодородная, залегание грунтовых вод допускается не ближе, чем в полутора метрах от поверхности.
Карликовые саженцы можно размещать на участке на расстоянии двух-трех метров друг от друга. Посадочную яму выкапывают глубиной в полметра, диаметром около 70 см. Верхний слой на время откладывают в сторону, а затем насыпают его на дно ямы, смешивая с ведром перегноя и ведром воды. В полученную сырую массу устанавливают карликовый саженец, чтобы место прививки оказалось на пару сантиметров над уровнем ямы. Засыпают саженец оставшейся землей, уплотняя ее, а затем формируют по диаметру приствольного круга валик высотой 10 см. [Козлова О.И., 2010, С. 124]
Уход за карликовыми яблонями заключается в еженедельном поливе в течение лета и рыхлении земли после поливов и дождей. За лето достаточно два раза внести настой коровяка или куриного помета. Небольшую обрезку деревца делают в первый год для создания нижнего яруса кроны, а в последующие годы обрезают приросты при хорошем плодоношении, чтобы плоды не мельчали, и яблоня дольше оставалась молодой.
Итак, карликовые яблони имеют много плюсов:
- рано начинают плодоносить;
- быстро наращивают урожай;
- за счет компактных размеров деревца большая часть питательных веществ идет на формирование плодов, а не на построение древесины;
- яблоки можно легко срывать с ветвей, не используя дополнительные приспособления, благодаря чему и товарный вид плодов сохраняется лучше;
- благодаря расположению корней у поверхности, карликовые деревца можно садить на участках с грунтовыми водами, довольно близко подходящими к поверхности.
Из-за раннего плодоношения карликовые яблони быстрее стареют, но в этом есть и свои плюсы – можно чаще заменять сорта в саду на более современные. Основные товары, которые можно реализовывать с помощью обработки яблоневого сада показаны на рисунке 2.5.
Рис. 2.5 - Производные продукты яблоневого сада
Источник: составлена автором
В качестве альтернатив данному бизнес-проекту рассматривалось кролеводство и пчеловодство. Основные причины выбора яблоневого сада в качестве бизнеса следующие:
- наличие возможности взять в аренду земельные участки по выгодной цене;
- низкий уровень конкуренции по продаже качественных продуктов садоводства в районе;