Файл: Разработка бизнес-плана нового предприятия (Разработка бизнес-плана ресторана «Виктория»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты бизнес-планирования
1.1 Сущность бизнес-планирования
1.2 Функции и принципы бизнес-плана
1.3 Структура и содержание бизнес-плана
1.4 Оценка эффективности вложения инвестиций
1.5 Этапы разработки бизнес-плана
2 Разработка бизнес-плана ресторана «Виктория»
2.1 Концепция и резюме проекта
2.2 Сведения о компании и отрасли фирмы
2.3 Описание продукции ресторана
2.4 Технология изготовления блюд и напитков
2.5 Исследование и анализ рынка
2.10 Оценка эффективности проекта
3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ресторана
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
Введение
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает, фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.
Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма [3].
Очевидно, что в стране произошла переориентация с промышленного производства на сферу услуг, и общепит приносит в бюджет немалые деньги, становясь важной частью экономики. В связи с этим изучение рынка ресторанного бизнеса представляет собой актуальность исследования.
По разным оценкам, среднегодовые темпы роста ресторанного бизнеса в России составляют примерно 25-30%, и такая динамика сохранится еще, по крайней мере, в течение ближайших двух-трех лет. Это объясняется, прежде всего, тем, что уровень жизни основной части населения растет, увеличиваются доходы, а это значит, что увеличивается число потенциальных клиентов ресторанов и развлекательных центров.
Наибольшую долю российского рынка общественного питания в целом и сетевого сегмента в частности занимает столица. Так, на конец первого полугодия 2008 года в Москве располагались около 39% сетевых заведений общественного питания России. На 4 квартал 2015 года ситуация выглядит идентичной предыдущему наблюдению (2008 год). Столица, по-прежнему, является лидером по числу сетевых заведений. На нее приходится более трети всех сетевых точек общественного питания (41,1%). По числу заведений также выделяется Санкт-Петербург, на которого приходится около 15% сетевых ресторанов, кафе, баров и уличных киосков России. Очевидно, что по мере развития российского рынка общественного питания и его насыщения этот дисбаланс будет сокращаться. Относительно регионов, следует отметить, что на сегодняшний день наиболее представленным форматом в регионах являются фаст-фуд рестораны и уличные киоски.
Цель работы – проанализировать теорию бизнес-планирования и применить ее для проектирования предприятия в сфере ресторанного бизнеса.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теорию бизнес-планирования.
2. Разработать бизнес-план проекта предприятия в сфере ресторанного бизнеса.
3. Выполнить оценку эффективности проекта.
4. Разработать проект мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности ресторана.
Предметом исследования является бизнес-проектирование вновь открываемого предприятия.
Объектом исследования является ресторанный бизнес.
1 Теоретические аспекты бизнес-планирования
1.1 Сущность бизнес-планирования
Бизнес-план – программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению определенных целей его деятельности, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Таким образом, бизнес-план – это, прежде всего план, своего рода модель, позволяющая «прожить» проект без осуществления реальных финансовых затрат. В бизнес-плане освещаются все аспекты работы компании, включая и маркетинг, и финансы и операции.
Бизнес-план отвечает на следующие вопросы [15]:
- В чем заключается ваша бизнес-идея или что представляет собой уже существующая компания?
- Кто ваши настоящие или потенциальные клиенты? Что их заставляет покупать именно у Вас?
- Каким способом вы доносите информацию до клиентов о ваших продуктах или услугах?
- Кто ваши конкуренты и чем вы от них отличаетесь?
- Как осуществляются основные функции в вашей компании?
- Способна ли Ваша команда добиться успеха?
- Каковы долгосрочные перспективы Вашего бизнеса?
- Каковы потребности в финансировании и сколько денег вы рассчитываете получить в результате реализации проекта?
- Какие основные угрозы и риски для реализации проекта?
Информация в бизнес-плане должна быть объективной, основываться на обоснованных данных и не противоречащих им разумных предположениях. Все числовые данные и ключевые предположения должны соответствовать расчетам, произведенным в программе. Период расчета прогнозных показателей должен как минимум на 1 год превышать срок окупаемости проекта.
Изложение информации в бизнес-плане должно быть понятным, логичным и структурированным.
Структура и содержание бизнес-плана могут соответствовать нижеприведенным рекомендациям с учетом отраслевой и иной специфики конкретного инвестиционного проекта.
Чаще всего бизнес-план составляется для внешнего инвестора, либо кредитора, который потенциально может вложить средства в проект.
Бизнес-план является лицом проекта, в котором для инвестора расписаны все положения, при которых вкладываемые средства будут работать наиболее эффективно. Так же инвестор сможет увидеть, при каких условиях возможны риски для вкладываемых инвестиций.
Рассмотрим понятие бизнес-плана, используемое в двух значениях [8].
1. Бизнес-план — это письменный документ, который представляет собой стратегический план создания и/или развития бизнеса компании. Он отражает текущее состояние, цели и стратегию их достижения, предполагаемые потребности и ожидаемые результаты развития бизнеса компании.
2. Бизнес-план — это основной документ инвестиционного проекта, предоставляемый инвестору, в котором в краткой форме и общепринятой последовательности излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта.
В первом случае бизнес-план рассматривается как результат сводного планирования деятельности компании, которое осуществляется систематически, на регулярной основе. Во втором случае бизнес-план является результатом единовременного планирования, осуществляемого в рамках проекта для решения конкретной стратегической задачи.
Главная отличительная особенность бизнес-плана — сводный, системный характер этого документа, что отличает его от других видов планов, разрабатываемых на предприятии. В нем увязаны характеристики и факторы внешней среды бизнеса с внутренними характеристиками и функциональными сферами деятельности самого предприятия (от маркетинга и сбыта продукции до технологического обеспечения производства продукции).
Под бизнес-планированием понимают процесс разработки бизнес-плана. Этот процесс представляет собой упорядоченную организационную процедуру, связанную со сбором и обработкой информации, принятием решений, которые осуществляются с целью получения желаемого результата в виде целостной системы взаимосвязанных управленческих решений.
Бизнес-план содержит хорошо структурированную и тщательно продуманную систему данных и информации, в которой представлен комплекс важнейших составляющих бизнеса и функциональных сфер деятельности — цели проекта, рынок, маркетинг, производство, менеджмент, финансы и риски, календарный план работ.
1.2 Функции и принципы бизнес-плана
Посредством разработки бизнес-плана обеспечиваются следующие функции [17]:
1) анализ, оценивание и контроль за фактически достигнутыми результатами деятельности предприятия за определенный период. Сравнение фактических показателей деятельности с плановыми и анализ выявленных отклонений позволяют вырабатывать и своевременно вносить коррективы в развитие бизнеса;
2) основу для внутренних и внешних коммуникаций (построение грамотных взаимоотношений с инвесторами, кредиторами, партнерами во внешней среде бизнеса и внутри фирмы). Наличие бизнес-плана — обязательное требование в условиях цивилизованного рынка. План служит средством для сообщения информации о бизнес-идеях другим заинтересованным лицам, выступает основой деловых предложений на переговорах. Качественно разработанный бизнес-план производит благоприятное впечатление и выступает своего рода визитной карточкой предприятия. Если предприниматель направится к потенциальному инвестору либо к будущему партнеру без бизнес-плана, то его в лучшем случае попросят подготовить соответствующие предложения (в виде бизнес-плана) и прийти еще раз, а в худшем — не воспримут всерьез и больше не пригласят;
3) разработку документов для учредителей фирмы. Важнейшим вопросом для организаторов фирмы является вопрос получения и распределения прибыли. Бизнес-план выступает тем документом, который должен показать намеченный курс, которого будет придерживаться руководство предприятия;
4) развитие взаимоотношений с представителями государственных, региональных, отраслевых и налоговых органов. Бизнес-план помогает проведению рекламы и установлению связей с общественностью;
5) расчет ожидаемых финансовых результатов; оценить эффективность инвестиционного проекта, а также обосновать экономическую целесообразность его осуществления. Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является сбалансированность поставленных в нем целей и задач с реальными финансовыми и организационными возможностями их достижения. Они должны быть достаточно полно проработаны не только по линии затрат, но и по линии экономических результатов (ожидаемого дохода);
6) формирование команды работников, способных реализовать данный бизнес-план. Совместная работа над бизнес-планом позволяет им генерировать идеи и заинтересовывает в дальнейшем сотрудничестве по их осуществлению.
Основные принципы (требуемые характеристики) планирования как инструмента управления бизнесом сводятся к следующему [12].
1. Это должен быть хорошо организованный, динамичный, непрерывно и профессионально осуществляемый процесс. Важной характеристикой хорошо организованного процесса бизнес-планирования является постоянная готовность к внесению изменений в бизнес-план.
В центре внимания находятся рынок и происходящие на нем изменения. Бизнес-планирование непрерывно ориентируется на рынок и на этой основе динамично вносит все изменения в бизнес-план. Уточнение бизнес-плана и приведение его в соответствие с меняющимися условиями внешней среды позволяет использовать его для контроля за фактическими результатами деятельности фирмы. Сравнение достигнутых результатов с показателями бизнес-плана помогает выявить сильные и слабые стороны, допущенные ошибки в планировании и недостатки контроля. Все это позволяет установить обратную связь и повышает эффективность управления. Для выполнения этого требования нужны хорошо подготовленные, инициативные специалисты-планировщики, менеджеры и другие специалисты разной квалификации (маркетологи, производственники, финансисты, бухгалтеры).
2. Руководители должны непосредственно участвовать в процессе бизнес-планирования. Поскольку важнейшим продуктом планирования является сам процесс, то главные выгоды дает участие в этом процессе. Ведущую роль в бизнес-планировании играют сами руководители фирмы. Никто, кроме них, не может ставить цели, определять задачи и разрабатывать стратегию развития, принимать окончательное решение по выбору того или иного варианта из рассматриваемых альтернатив. Важно, что им, и только им, предстоит обеспечивать и реализовывать бизнес-план.
3. Обучающий характер процесса бизнес-планирования. Процесс бизнес-планирования носит обучающий характер. Это мощный инструмент самообучения команды, позволяющий ей приобретать знания, опыт и профессионализм в ходе разработки планов. Менеджеры используют бизнес-планирование для создания эффективной команды. Участие сотрудников в разработке бизнес-плана способствует формированию команды единомышленников, способных эффективно добиваться реализации поставленных целей.
4. Системность. Бизнес-план характеризует предприятие как систему взаимосвязанных видов деятельности (по разработке новой продукции, производству, маркетингу, финансовому менеджменту, управлению персоналом и т. д.), оказывающих влияние друг на друга и в совокупности определяющих успех развития бизнеса. Бизнес-план должен определять целенаправленное развитие каждого вида деятельности одновременно с другими, увязывая их взаимодействие в рамках общей стратегии развития бизнеса.