Файл: Управление конкурентоспособностью товара на примере ООО ПКФ «Круг».pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика методов оценки конкурентоспособности предприятия и его продукции
1.1. Конкурентное преимущество и логика анализа конкурентоспособности организации и её продукции
1.2. Этапы анализа конкурентоспособности предприятия и его продукции
1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
2. Исследование конкурентоспособности ООО ПКФ «Круг» и её продукции
2.1. Анализ организационных показателей деятельности предприятия
2.2. Анализ конкурентного положения ООО ПКФ «Круг» на рынке
2.3. Анализ конкурентоспособности продукции предприятия
3. Планирование мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции ООО ПКФ «Круг»
3.1 Формирование рыночных целей и конкурентных преимуществ
3.2. Прогноз результатов программы повышения конкурентоспособности
3.3. Разработка товарной стратегии повышения конкурентоспособности
Введение
Актуальность работы определяется тем, что в современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности (КС).
Так, в течение первых тридцати лет ХХ века ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою КС с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.
Однако с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции и усилением государственного регулирования в промышленных отраслях первого поколения: сталелитейной, станкостроении и производстве сельскохозяйственной техники — отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению КС предприятий. Снижение накладных расходов, сокращение персонала, увеличение производительности и объединение операций не могли остановить падение прибыли.
Объектом работы является ООО ПКФ «Круг».
Предметом исследования являются конкурентоспособность и конкурентное положение ООО ПКФ «Круг» на рынке.
Целью настоящего исследования является разработка научно обоснованных путей и методов обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия и его возможностей в конкурентной борьбе.
Эта цель обусловила постановку следующих основных задач исследования:
- определение конкурентоспособности предприятия;
- теоретическое изучение конкурентоспособность предприятия и факторы её повышения;
- исследование деятельности и конкурентоспособности предприятия;
- изучение организационных и экономических показателей деятельности предприятия;
- анализ конкурентоспособности ООО ПКФ «Круг» и его конкурентного положения на рынке;
- анализ конкурентного потенциала товарной политики ООО ПКФ «Круг»;
- разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО ПКФ «Круг»;
- разработка предложений по совершенствованию товарной политики фирмы как фактора повышения конкурентоспособности.
Цели и задачи определили структуру работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Методологическую основу данной работы составляют понятия: конкуренция, конкурентоспособность, технология обслуживания, стратегия, маркетинг, управление качеством, конкурентоспособность компании и другие.
При написании работы были использованы: процессный и системный подходы, методы анализа и синтеза, методы экономического анализа и статистики.
Теоретической основой проведенного исследования послужили достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых в области управления сложными экономическими объектами и системного подхода к организации управления маркетингом и продажами.
Временной интервал исследования составил 2 года.
1. Характеристика методов оценки конкурентоспособности предприятия и его продукции
1.1. Конкурентное преимущество и логика анализа конкурентоспособности организации и её продукции
В советский период развития отечественной экономики конкурентоспособности как объективной экономической категории ни в теории, ни тем более на практике - не уделялось должного внимания. В рыночной же системе хозяйствования данная категория является одной из ключевых, ибо в ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие и иные возможности не только отдельного предприятия, но и экономики страны в целом. Возможности эти реализуются в товарах и услугах, противостоящих соперничающим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Конкурентоспособность, рассматриваемая применительно к отдельному товару, — это совокупность качественных и стоимостных характеристик изделия, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех. Абсолютно конкурентоспособными являются новые виды товаров, не имеющих аналогов на рынке [6, с. 25].
Отправной момент оценки конкурентоспособности любого товара — формирование цели данной работы. Если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным характеристикам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и т.д. Факторы, которые обеспечивают предприятию высокие достижения, обычно увязывают с понятием стратегических факторов успеха. Главная предпосылка их формирования заключается в способности предприятия уяснить и удержать в течение длительного времени свои преимущества как производителя товара по сравнению с конкурирующими поставщиками.
Диаграмма последовательности принятия решений при конкурентном анализе схематично представлена на рис. 1. В дальнейшем при ссылках на эту диаграмму мы будем ссылаться на номера ячеек, указанные в скобках [11, с. 145].
Рис. 1. Последовательность принятия решений в конкурентном анализе
1.2. Этапы анализа конкурентоспособности предприятия и его продукции
Как мы уже упоминали, сигналом к началу стратегического анализа может послужить осознание серьезной проблемы или смена высшего менеджмента фирмы.
Перший этап конкурентного анализа заключается и мы явлении же пер и ментальных целей (1). Фирма, ранее не занимавшаяся вопросами стратегии, впервые сталкивается с необходимостью четкого определения целей. Другие компании могут пересмотреть свои задачи в свете результатов деятельности и установить пробные приоритеты и задачи. О том, как это делается, рассказывалось в главах 3 и 4.
Одновременно вырабатывается экстраполированный прогноз (2) на будущее. Экстраполированный прогноз основывается на следующих предположениях:
а) стратегический портфель фирмы останется неизменным;
б) успешные конкурентные стратегии будут развиваться;
в) сохранятся тенденции спроса/рентабельности;
г) стратегии фирмы на рынках развиваются постепенно [14, с. 85].
Для того чтобы обеспечить сравнимость результатов, деятельность компании при построении экстраполированного прогноза должна выражаться в тех же показателях — объем продаж, прибыль и т. д. — что и атрибуты целей. Экстраполяция заключается в подборе линий тренда под показатели деятельности фирмы в прошедший период и продолжение их в будущее.
Затем сравниваются цели фирмы и текущий прогноз и измеряется общий разрыв (3) — расхождение между желаемыми и ожидаемыми результатами. На следующем этапе определяются пересмотренные цели (4). Очевидно, что если ожидания превосходят желаемые показатели (отрицательный разрыв), цели из меняются в сторону увеличения.
Если и после внесения изменений значительный разрыв сохраняется, анализ переходит в следующую стадию. I ели же разрыв отсутствует, консервативно настроенное руководство может прекратить анализ. «Предпринимате-1и» могут продолжить его, чтобы проанализировать, не может ли фирма работать лучше, чем показывает текущий прогноз. Выбор дальнейшего движения показан на диаграмме как «Стоп 1».
Так мы будем обозначать варианты решений менеджмента на протяжении всей последовательности конкурентного анализа. Отметим, кстати, что термин «консервативный» новее не означает «худший» выбор, равно как «предпринимательский» не означает «лучший». Мы используем эти слова для выражения присущих менеджерам различных подходов к риску [12, с. 136].
Вернемся к диаграмме. За пересмотром целей следует стратегическое сегментирование среды (5). Здесь перед нами встают два вопроса. Первый — на чем следует фокусировать внимание: на имеющихся источниках прибыли фирмы или на будущих условиях рынков? Пока внешняя среда развивается постепенно, данное различие не имеет значения, так как можно ожидать, что рыночные условия не изменятся. Такой подход часто применяется при проведении анализа конкурентов в отделах маркетинга.
Если менеджмент ожидает, что в будущем произойдут крупные перемены (высокая турбулентность), предмет анализа находится, скорее, в окружающей компанию среде, а не в источниках прибыли. Так возникает вторая проблема стратегического сегментирования, а именно выбор объекта анализа.
Начиная с этого момента анализ перестает носить прямолинейный характер. Вспомним, что общий разрыв (3) определялся на основе первоначальных целей (1) и что был установлен новый набор целей (4). Поэтому общий разрыв необходимо пересмотреть. Это и показано в ячейке (10) — пересмотренный общий разрыв, — в которой экстраполированный прогноз сравнивается с пересмотренными целями. Далее пересмотренный прогноз (8) сравнивается с пересмотренными целями (4) и определяется портфельный разрыв (11). Данный разрыв будет присутствовать после того, как фирма оптимизирует свой текущий бизнес-портфель. Величина оптимизации определяется как разница между пересмотренным (10) и портфельным разрывами. Анализ ресурсов должен выявить, какие из них могут превратиться в сдерживающие факторы (9) стратегической деятельности. Довольно часто в их число попадает общее руководство, но могут присутствовать и другие факторы — ограниченность сырья, нехватка квалифицированной рабочей силы, руководителей среднего звена.
Если принимается решение о необходимости изменений в рамках текущего портфеля, не прибегая к диверсификации или интернационализации, следующий шаг — оценка потребности в конкурентных ресурсах (13). Это затраты в денежном, трудовом и другом выражении, помимо оперативных затрат, необходимые для улучшения конкурентных позиций фирмы [17, с. 85].
Сравнив общий объём доступных ресурсов (9) с потребностью в конкурентных ресурсах (13), мы можем определить, какие ресурсы требуются на изменение портфеля (14).
Последний этап конкурентного анализа — принятие решения. Мы измерили портфельный разрыв по отношению к ресурсам, необходимым для диверсификации, и теперь должны решить, нужен ли нам еще один пересмотр целей (15) и должна ли компания отказаться от изменений в бизнес-портфеле.
Иногда, объем имеющихся ресурсов ведет к необходимости изменения приоритетов целей. Поэтому, если с помощью приобретений невозможно достичь наступательной гибкости, так как технологически развитые фирмы обычно продают свои товары с высокой надбавкой, можно наделить высшим приоритетом цель «оборонительная гибкость», поскольку определенные, пусть не самые привлекательные, но стабильные отрасли позволяют достичь уровня рентабельности в 6-10 %.
1.3. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
На основе анализа международного опыта можно прийти к выводу, что существует шесть подходов (методов) оценки конкурентоспособности организаций. Рассмотрим их вкратце [10, с. 52].
Первый подход — изучение конкурентоспособности с позиций сравнительных преимуществ — заключается в том, что страна специализируется на производстве и экспорте тех товаров, которые в других странах сравнительно дешевле, чем внутри данной, так как каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее удельные издержки более низкие, чем у конкурентов.
Второй подход — оценка по теории равновесия организации и отрасли (по факторам производства) заключается, в соответствии с теорией А. Маршалла, в том, что в условиях равновесия, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, он достиг максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке.