Файл: Анализ маркетинговой деятельности предприятия (Анализ организации маркетинговой деятельности на предприятии ООО «ЦИП+»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализf маркетинговой деятельности предприятия
1.1 Сущность и содержание маркетинговой деятельности предприятия
1.2 Факторы, влияющие на маркетинговую деятельность предприятия
Глава 2. Анализ организации маркетинговой деятельности на предприятии ООО «ЦИП+»
2.1 Краткая хозяйственная характеристика предприятия
2.2 Анализ положения предприятия на рынке
2.3 Анализ проблем маркетинговой деятельности на предприятии
Глава 3. Пути совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии ООО «ЦИП+»
3.1 Организация службы маркетинга на ООО «ЦИП+»
Каждый год общее потребление металлопроката возрастает, так, в прошлом году по России он вырос примерно на 20%. Причем в то время, как потребление плоского проката увеличилось на 6%, потребление сортового проката выросло на целых 14%.
Положительная динамика в большей степени связана с возрастающим спросом со стороны строительных компаний и промышленных предприятий. Такие организации, отмечают эксперты, — ключевые клиенты для трейдеров.
Наибольший спрос на металлоконструкции проявляет строительство коммерческой недвижимости: торговые, офисные, административные здания, склады, логистические комплексы и другие подобные строения — на его долю по итогам 2014 года приходилось около 32% рынка. Второе место держится за строительством зданий промышленного назначения — 16% и объектами дорожного строительства — 23%. На объекты сельскохозяйственного назначения идет 15%, на жилые здания — 10%.
Кроме этого, наблюдается тенденция вымывания сложных сортаментов из российского производства. К примеру, из-за отсутствия спроса в отечественном машиностроении прекращается производство уникальных видов металлопроката. С другой стороны, можно обозначить позитивную тенденцию — все более востребованными становятся металлические профили, которые используются в строительной индустрии, например, профильные трубы. И хотя их оборачиваемость ниже, чем у обычной арматуры, это благодатное направления для развития ассортимента трейдеров.
Кроме того, широко востребованы основные изделия сортового металлопроката: арматура, рельс, метизы, балка, катанка, круг, полоса, шестигранник, квадрат, сетка и многое другое. В последнее время резко возрос спрос на арматуру и проволоку, которая используется в монолитно каркасном строительстве.
В связи с увеличением объемов строительства быстровозводимых зданий популярен и фасонный металлопрокат. К данному типу можно отнести такие изделия, как уголок, швеллер, двутавр. Кроме того, в строительстве широко востребован листовой металлопрокат: стальной лист, оцинкованный лист, профнастил, а также другие листовые прокаты.
По данным участников рынка, сегодня в Калужской области работает порядка 15 металлоторгующих компаний. Наиболее сильные позиции занимают «ВИЛСИ», «Армада», «Сталькор».
Крупным игроком на калужском рынке металлопроката считается компания, складской остаток которой составляет 5—10 тыс. тонн металла, а объемы ежемесячных продаж — не менее 3—4 тыс. тонн.
По данным Российского союза поставщиков металлопродукции, емкость краевого рынка выросла с 460 тыс. тонн по итогам 2015 года до 536 тыс. тонн в 2016 году. При этом доля складской металлоторговли за последние три года практически не изменилась и в настоящее время составляет около 49%. Остальные объемы потребляемого металлопроката поставляются напрямую с заводов производителей.
По прогнозам экспертов, рост рынка металлопроката будет продолжаться и далее в связи с общим экономическим подъемом в регионе, динамику роста будет обеспечивать промышленное строительство.
Рыночная доля ООО «ЦИП+» среди предприятий, данного сектора экономики представлена в таблице 3.
Таблица 3- Рыночная доля ООО «ЦИП+» среди предприятий г. Калуги, 2016 г.
Предприятие |
Доля рынка, % |
Объём производства, тыс.руб. |
Сталькор |
13 |
314458,3 |
Продмаш |
8 |
193512,8 |
ВИЛСИ |
19 |
459592,9 |
Металлоторг |
7 |
169323,7 |
Дилар |
8 |
193512,8 |
Армада |
16 |
387025,6 |
Строй-металл-Трейд |
4 |
96756,4 |
РБК |
5 |
120945,5 |
ЦИП+ |
20 |
483782,0 |
Итого: |
100 |
2418910,0 |
Действительно основными конкурентами на данном рынке являются лишь несколько предприятий, которые способны обеспечить максимально возможный ассортимент продукции: ВИЛСИ, Армада, Сталькор,
Остальные предприятия занимаются занимают меньшие доли рынка или же реализуют очень узкий ассортимент продукции.
Потенциал рынка – это максимальный объём продаж, который могут достичь все компании отрасли в течение конкретного промежутка времени при данном уровне маркетинговых усилий. В действительности потенциал рынка металлопроката намного больше текущей ёмкости, по разным данным он превышает текущий объём сбыта в 2-3 раза. Потенциал рынка металлопроката 2015 год оценивается в 2,7 млрд. рублей в год.
Чтобы оценить, насколько сконцентрирован рынок оборудования для рыбной промышленности, рассчитаем два следующих показателя и занесем результаты в таблицу 4.
- Коэффициент рыночной концентрации:
, (1)
где
i – объём реализации трёх наиболее крупных конкурентов, руб.;
Vm – ёмкость рынка, руб.
GR = 459592,9+387025,6+314458,3 Х 100% = 48,0%
1161076,8
- Коэффициент Герфинделя-Гиршмана:
(2)
где
D – доля рынка всех участников рынка.
Из полученных результатов следует, что рынок является умеренно концентрированным, так как GR = 48,0%, находится в пределах 45-70% и HHI =1361 - в пределах 1000-2000.
Таблица 4-Расчёт уровня рыночной концентрации на рынке г. Калуги
Предприятия |
Объём реализации трёх наиболее крупных конкурентов, тыс руб. |
Ёмкость рынка, тыс руб. |
Доля рынка, % |
GR |
HHI |
ВИЛСИ |
459592,9 |
2418910,0 |
19 |
48,0 |
|
Армада |
387025,6 |
16 |
|||
Сталькор |
314458,3 |
13 |
|||
Итого: |
1161076,8 |
По закону Российской Федерации от 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не признаётся доминирующим положение фирмы, доля которой на рынке не выше 65%. Ни одна из фирм на рынке оборудования для рыбной промышленности не превышает этой отметки, следовательно, этот рынок не является монополизированным.
Успех фирмы зависит не только от соответствия ее деловых возможностей основным требованиям рынка, но и от того, превосходят ли они потенциал конкурентов. Для того чтобы выявить силу и слабости, опасности и возможности ООО «ЦИП+» необходимо провести SWOT-анализ, чтобы охарактеризовать общую привлекательность бизнеса фирмы (см. табл. 5).
К сильным сторонам фирмы, которые приносят фирме успех в ее деятельности, относятся:
- высокая рыночная доля;
- широкий ассортимент предоставляемых услуг и продукции;
Таблица 5 - Матрица SWOT
Возможности I. Привлечение большего числа потребителей, увеличение рыночной доли II. Сокращение издержек по поставкам IV. Рост спроса на металлопрокат V. Поддержание благоприятно го имиджа; |
Угрозы I. Нестабильность политической и экономической ситуации в стране II.Увеличение таможенных пошлин; повышение налогов, коммунальных и арендных платежей III. Повышение тарифов на металл, энергоносители и топливо IV. Появление новых и активизация существующих конкурентов; V. Появление законов об ограничении импорта |
|
Сильные стороны: 1. Широкий ассортимент услуг и продукции 2.Высококвалифицированные сотрудники; 3. Обновление ассортимента 4. Высокое качество товаров/услуг 5. Благоприятный имидж 6. Уровень сервиса 7. Индивидуальный подход к каждому клиенту |
РАЗВИТИЕ I – 1,3,4,5,6,7 II – 3,4,7 IV – 1,3,4,5,6,7 V – 1,2,3,4,6,7 |
КОМПЕНСАЦИЯ УГРОЗ I – 1,4,5,6,7 II – 1,3,4,5,7 III – 1,3,4,5,7 IV – 1,2,3,4,5,6,7 V – 1,3,4,5,6 |
Слабые стороны: 1. Низкая дисциплина поставок 2. Высокая конкуренция 3. Небольшая рыночная доля 4. Сила поставщиков 5. Недостаточная инфор-мированность о фирме и ее услугах 6. Отсутствие маркетинговой деятельности, службы маркетинга |
ЧТО ИЗМЕНИТЬ? I – 1,3,4,5 II – 3,5 III –1,4 IV –3 V – 1,3,5,6 |
ПРОБЛЕМНЫЙ I – 2, 3,4,5,6 II – 2,3,4,6 III – 2,3,4,6 IV – 2,3,6 V – 2,3,6 |
- постоянное обновление ассортимента в соответствии с требованиями рынка, что способствует увеличению сбыта за счет удовлетворения потребностей;
- высокое качество товаров/услуг, обслуживания, что способствует привлечению потребителей;
- благоприятный имидж фирмы, которая стремится закрепить за собой имидж надежного предприятия, этому способствуют ценовая, товарная политика, рекламные мероприятия и т.д.;
- индивидуальный подход к каждому клиенту;
К слабым сторонам фирмы относятся:
- несоблюдение сроков поставок товара, которые влекут за собой перебои в деятельности фирмы;
- сила поставщиков, которые могут увеличить цены на товары, или поставлять не достаточно качественную продукцию;
- недостаточная информированность потенциальных клиентов о фирме и предоставляемых ею услугах;
- отсутствие маркетинговой деятельности, службы маркетинга.
Возможностями фирмы являются:
- привлечение большего числа потребителей, что способствует увеличению известности фирмы и росту объемов реализации;
- увеличение рыночной доли, что способствует улучшению конкурентных позиций на рынке и повышению конкурентоспособности;
- увеличение знания потребителей о фирме и ее деятельности (способствует формированию имиджа к фирме и товарам);
- поддержание благоприятного имиджа (способствует повышению степени доверия к фирме, увеличению притока покупателей);
- сокращение издержек, связанных с поставкой товаров (способствует снижению себестоимости товаров и увеличению прибыли);
- рост спроса на металлопрокат в связи с ростом объема рынка.
Угрозами, опасностями, исходящими от внешней среды являются:
- нестабильность политической и экономической ситуации в стране;
- увеличение таможенных пошлин на импорт (влекут за собой сокращение поставок, увеличение себестоимости);
- появление новых конкурентов и обострение конкуренции;
- активизация существующих конкурентов;
- повышение налогов, коммунальных и арендных платежей;
- повышение цен и тарифов на металл, энергоносители и топливо;
- появление законов об ограничении импорта.
ООО «ЦИП+» обладает достаточным потенциалом, чтобы использовать благоприятную ситуацию на рынке для своего развития. Сильные стороны фирмы могут быть использованы для противостояния угрозам. Важно совершенствовать сильные стороны, уменьшать влияние слабых, ориентироваться на возможности и ограждаться от угроз. Тогда фирма сможет укрепиться на рынке и достигнет занятия большей доли рынка, а, следовательно, будет занимать более эффективную позицию относительно конкурентов.
Таким образом, фирма сможет добиться поставленных целей, развивать дальнейшую деятельность, если учтет свои возможности и угрозы.
2.3 Анализ проблем маркетинговой деятельности на предприятии
Маркетинговые функции ООО «ЦИП+» можно представить в виде деятельности в области ассортиментной, сбытовой, ценовой политик и продвижения товара. Наиболее традиционна классификация приемов и методов маркетинга по направлениям: продукт, цена, распределение (сбыт) и продвижение.
Первым и основным инструментом мероприятий маркетинга-микс является продукт (услуга) – реальное предложение рынку, которое включает в себя качество продукта, его характеристики. Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом в ООО «ЦИП+» заключается в том, чтобы фирма своевременно предлагала определенную совокупность товаров/услуг, которые бы, соответствуя в целом профилю ее деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий заказчиков.
Следующим инструментом маркетинга-микс является цена – сумма денег, которую клиент платит за продукт. ООО «ЦИП+» должно принять решение о ценах, скидках, надбавках и условиях кредита. Если цена не будет соответствовать ценности продукта, потребители обратятся к товарам/услугам конкурентов.
Сбыт – включает в себя разнообразные мероприятия фирмы, направленные на увеличение доступности ее продукта для целевого потребителя. ООО «ЦИП+» должно определить и координировать деятельность различных посредников, способствующих продвижению ее услуг на определенные сегменты рынка. Основной сбытовой политики предприятия является физическое продвижение товаров/услуг на региональные рынки.
Продвижение товара – следующая составляющая маркетинга-микс - включает в себя все мероприятия, проводимые предприятием для продвижения продукта на определенные сегменты рынка. ООО «ЦИП+» должно разработать и реализовать программы коммуникаций и продвижения услуг, включающие в себя рекламу, стимулирование сбыта, связи с общественностью и прямой маркетинг.
Все четыре составляющие маркетинга-микс есть инструменты маркетинга, которыми он оказывает влияние на заказчиков. Рассмотрим последовательно каждый из этапов маркетинговой деятельности ООО «ЦИП+».