Файл: Разработка маркетингового плана реально существующей организации (ОАО «Дятьково-хлеб»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более детально структура денежной выручки можно увидеть далее в таблица 2.

Таблица 2 Размер и структура денежной выручки ОАО «Дятьково-хлеб»

Вид продукции

Размер денежной выручки, тыс. руб.

Структура денежной выручки, в % к итогу

2014г.

2015г.

2016г.

2014г.

2015г.

2016г.

Хлебобулочные изделия

55244

70780,61

80632,62

74

71

74

Кондитерские изделия

19410,04

25919,66

27240,75

26

26

25

Другое

0

2990,73

1089,63

0

3

1

Итого

74654,00

99691,00

108963,00

Анализ данных таблицы 2 дает возможность сделать вывод, что основной продукцией является хлебобулочные изделия. На протяжении 2014-2016 гг она составляет более 70% в общей структуре денежной выручки.

Кроме этого ОАО «Дятьково-хлеб» предлагает кондитерские изделия и сухие смеси для производства хлеба, что представлено в таблице 2 в категории другое. Как видим, объем реализации сухих смесей в 2016 году по отношению к 2015 году сократился на 1901,1 тыс. руб.. Причиной этому служит, тот факт, что спрос на данный товар во многом был продиктован модой на потребителей на производство хлеба в хлебопечках. В общем объеме выручки данный продукт составил в 2016 году – 1 %, а в 2015 году – 3%.

Выручка от кондитерских изделий с структуре реализации носит стабильный характер и составляет в пределах 25-26% на протяжении всего анализируемого периода.

Для определения специализации рассчитаем коэффициент специализации определяется по формуле:

где

Ув- Удельный вес продукции в структуре денежной выручки, %

J - Порядковый номер продукции в ранжированном ряду

Таблица 3 Расчет коэффициента специализации

Вид продукции

Удельный вес продукции в структуре денежной выручки, % Ув

Порядковый номер продукции в ранжированном ряду j

Расчетное значение 100/Ув*(2j – 1)

2014г.

2015г.

2016г.

2014г.

2015г.

2016г.

2014г.

2015г.

2016г.

Хлебобу-лочные изделия

74

71

74

1

1

1

0,74

0,71

0,74

Конди-терские изделия

26

26

25

2

2

2

0,78

0,78

0,75

Другое

0

3

1

3

3

3

0,00

0,15

0,05

Итого

100

100

100

хх

хх

хх


Если коэффициент специализации меньше 0,2, то уровень считается низким, от 0,2 до 0,4 - средним, от 0,4 до 0,6 - высоким, выше 0,6 - очень высоким (углубленная специализация). Предприятия, производящие один вид товарной продукции, имеют коэффициент специализации, равный единице.

Анализ результатов расчета коэффициента дает возможность говорить о том, что ОАО «Дятьково-хлеб» специализируется на производстве хлебобулочных и кондитерских изделий.

Таблица 4 Динамика среднегодовой численности работников и эффективность использования рабочей силы

Показатели

2014

2015

2016

Отклонение
2016 от 2014 (%)

Среднегодовая численность работников, чел.

279

254

219

78,5

Отработано одним рабочим дней за год

114

129

126

110,5

Производство валовой продукции на одного среднегодового работника, тыс. руб.

11,68

14,78

14,52

124,3

По данным таблицы 4 констатируем тот факт, что в 2016 году по сравнению с 2014 годом среднегодовая численность работников уменьшилась на 21,5%. Причиной сокращения среднегодовой численности работников является модернизация производственных мощностей.

Расчеты таблицы показали, что количество отработанных дней одним работником за год в 2006 году увеличилось на 10,5% по сравнению с 2004 годом. При этом следует отметить, что производство валовой продукции на одного среднегодового работника также увеличилось на 24,3%. Одновременное увеличение количества отработанных дней одним работником и производства валовой продукции на одного среднегодового работника свидетельствует об интенсивном использовании рабочей силы на предприятии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективность использования рабочей силы увеличилась о, чем свидетельствует увеличение производительности труда на 24,3% в 2016 году по сравнению с 2014 годом.

1.3. Организация маркетинговой деятельности на ОАО «Дятьково-хлеб»

В современных условиях развития рыночной среды и растущей изменчивости характера деятельности предприятия возникает необходимость стратегического подхода к управлению в частности к планированию деятельности предприятия. Стратегия предприятия - это генеральная комплексная программа действий, которая определяет приоритеты и для предприятия проблемы, его миссию, главные цели и распределение ресурсов для их достижения. [7]Она формулирует цели и основные пути их достижения, таким образом, что предприятие имеет общее направление развития. По своему содержанию стратегия развития предприятия - это долгосрочный плановый документ, то есть это результат стратегического планирования. В свою очередь стратегическое планирование - это процесс осуществления целей на определенный период и направлений деятельности предприятия. Разработка стратегий предприятий - это достаточно сложный и длительный процесс, учитывая постоянную переоценку и периодическую проверку выбранных целей, анализируя при этом состояние среды деятельности самого предприятия. Направления маркетинговой стратегии:


1. стратегия диверсификации - предполагает использование мощностей предприятия как для изготовления и сбыта основной, так и диверсифицированной (второстепенной) продукции, которая при определенных условиях на рынке может стать основной.

2. стратегия интернационализации - предусматривает изготовление продукции на совместных предприятиях, созданных на границах экономических пространств ЕС и СНГ.

3. стратегия сегментации - предусматривает производство и сбыт продукции для определенных сегментов потребителей как на внутреннем, так и на международных рынках.

При этом каждый из этих направлений может использовать три типа маркетинговой стратегии: - атакующую - оборону – отступления, как правило, стратегическое планирование осуществляется на срок до пяти лет, а его реализации в виде программы тактики маркетинга планируется на 1 год. Стратегия предприятия на 2015-2019 гг.приведена в таблице 5, а программа реализации стратегии маркетинга предприятия на 2015 год в таблице 6

Таблица 5 - Методика реализации маркетинговой стратегии
ОАО «Дятьково-хлеб»на внутреннем рынке в течение 2015-2019 гг.

Направление маркетинговой стратегии

Типы маркетинговой стратегии

2015

2016

2017

2018

2019

Ι

ΙΙ

Ι

ΙΙ

Ι

ΙΙ

Ι

ΙΙ

Ι

ΙΙ

Внутренний рынок Брянская область

Диверсификации

Атакующая

Обороны

Отступления

Таблица 6 - Программа реализации тактики маркетинга
ОАО «Дятьково-хлеб» на внутреннем рынке Брянской области в 2015 году

Маркетинговые мероприятия

Месяцы года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Расширение номенкл.товаров

Усиление рекламы

Снижение цены

Расширение сервиса

Расширение рынка

Обновления товаров

Стимулирование персонала

Прямые контакты с потребителями

Выход на новые рынки

Исследование рынка

Приспособление товара

Реагирование на письма


Из данной таблицы можно сделать вывод, что предприятие должно сосредоточить свое внимание на новой продукции, выходе на новые рынки, завоевании доверии потребителей.

Оценим привлекательность внутренних региональных рынков Брянской области, для оценки их привлекательности чаще всего используют матричный метод, который имеет весовые функции, которые присваиваются исследуемым рынкам по десяти показателям, приведеным в матрице.

Для сравнения рынков между собой выбирают весовые функции по каждому из десяти показателей. После этого подводится итог по количеству баллов, набранных каждым рынком. Тот рынок, который набрал наибольшее количество баллов является привлекательным.

Таблица7 - Матрица для оценки маркетинговой ситуации и привлекательности внутренних региональных рынков Брянской области для продукции ОАО «Дятьково-хлеб»

Показатели рынка

Региональные рынки

Брянская обл.

Орловская обл.

Курская обл.

Емкость потенциального рынка, млн.руб.

24

40

16

Рыночная перспектива на ближайшие 5 лет

16

12

20

Наш товар будет стоить на этом рынке

24

32

16

Отношение к нашему товару на этом рынке будет

20

14

20

Потребность в товаре

8

12

4

Частота покупки товара в год

18

12

24

Упаковка товаров

20

50

20

Отношение к товарам конкурентов

48

60

48

Вид активности действия конкурентов

30

10

30

Необходимый объем рыночных исследований

12

12

12

Рейтинг рынка

220

254

210

Рейтинговое место

2

1

3

Вывод: поскольку мы исследовали три рынка, то рейтинговая привлекательность региональных рынков имеет следующий вид:

I - рынок Орловской области (R = 254);

II - рынок Брянской области (R = 220);

III - рынок Курской области (R = 210).

Итак, самым привлекательным для нашей промышленности является рынок Орловской области.


2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ ПЛАНА МАРКЕТИНГА

2.1. Анализ макросреды

Четкое понимание рынка необходимо для определения цели фирмы и состояния конкуренции в вашем бизнесе. Через термин - "рынок конкретного товара" -определяется вся совокупность фирм, работающих в данной сфере, и тем самым являются потенциальными и реальными конкурентами. 

Очень важно знать, как будет выглядеть рынок завтра и послезавтра, в каком направлении он развивается, чего ожидают клиенты от фирмы и товара. 

Что касается развития отрасли, то источниками информации о размере рынка, его перспективах могут быть: специализированные журналы, газеты и другие издания; государственная статистика; специально проведенные исследования. 

Анализируя положение фирмы на рынке, следует руководствоваться тем, что все рынки непрерывно меняются, поэтому нужно знать динамику доли на рынке. Анализ структуры рынка особенно необходим в тех случаях, когда на фирму приходится небольшая доля рынка (10-15%). Состояние таких предприятий зависит не только от конъюнктуры рынка, но и от действий конкурентов. 

При анализе внешней среды бизнеса достаточно важно понять, откуда находятся средства и как они используются. Без глубокого понимания источников и направлений использования средств, происходящих в источниках и направлениях использования средств менеджеры не могут оценить, чего достигла компания и в каком направлении она развивается. Тщательный анализ источников и направлений использования средств определит, в какой степени фирма использует кредиты или собственный капитал. Этот анализ также указывает на то, достаточно ли эффективно используются привлеченные и собственные средства, чтобы фирма имела достаточно денег в обороте, покупала сырье и материалы, наращивала фиксированные активы, уменьшала задолженность, платила дивиденды и т.д. 

Когда источники и направления использования средств будут определены, предприниматели решат, надежные эти источники и что следует изменить, чтобы в будущем обеспечить денежные поступления, это также поможет определить, совпадают направления использования средств с общей стратегией компании, потому что если нет, то следует принять меры, чтобы исправить такое положение. 

Необходимо оценить макроокружение и общие условия, в которых действует предприятие, определяя для него границы допустимого и недопустимого. Макроокружение по отношению к предприятию выступает как причина и условие ограничения (или возможности расширения) деятельности; как предпосылка, вызывающая необходимость изменений на предприятии.