Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения (Анализ информации и принятие решений на примере ООО «Газпром трансгаз Петропавловск» филиал Востокавтогаз).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Определение и сущность принятия решений
1.2 Понятие информации и ее роль в процессе принятия решений
2.1 Краткая характеристика предприятия.
2.2 Разработка и принятие решения в ООО «Газпром трансгаз Петропавловск» филиал Востокавтогаз
2.3 Способы оценки альтернативных вариантов управленческих решений
Введение
В современных условиях, важной областью, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений стало информационное обеспечение. Одним из элементов которого является полнота сбора, достоверность и обработка информации. При этом особое значение приобретает обеспечение лиц принимающих управленческое решение оперативностью и достоверностью поступающих сведений. В этом смысле информация выступает основополагающей базой процесса управления.[1]
В условиях рыночной экономики степень неопределенности экономического поведения объектов рынка достаточно высока. В связи с этим большое практическое значение имеет обмен информацией в условиях неопределенности и риска как составная часть любой управленческой функции.
Курсовая работа направлена на исследование и раскрытие такой важной проблемы на современном этапе как определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения.
Информатизация общества коснулась сегодня всех сфер общественной жизни, в том числе и сферы управления.
Информация является основным ресурсом общества, а информационное обеспечение стало частью управленческой деятельностью.
Принимаемые решения обязательно должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Считаю, что вопросы, обозначенные в курсовой работе очень актуальны в наше время, когда любой не правильный и непродуманный шаг может привести к не поправимым последствиям. В данной работе мною сделана попытка отметить важность сбора полной, необходимой и достаточной информации для принятия управленческих решений в условиях определенности, риска и неопределенности.
В условиях информатизации эффективность деятельности предприятий, в стратегическом плане все более будет определяться состоянием информационного обеспечения процесса принятия решений и тем, насколько оно будет интегрировано в управленческую деятельность.
Объектом исследования курсовой работы является объем необходимой и достаточной информации для принятия решений
Предметом - изучение объема необходимой и достаточной информации в ООО «Газпром трансгаз Петропавловск» филиал Востокавтогаз ” для принятия решений.
Цель курсовой работы – разработать рекомендации по улучшению определения объема необходимой и достаточной для принятия управленческих решений информации .Это в свою очередь сопряжено с использованием различных подходов, методов разработки решений и их результатами.
Для раскрытия поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- изучить теоритические аспекты значение определения и сущности принятия решения и показать место и роль информации в процессе принятия решений;
- проанализировать качество, достаточность и объем собранных различных видов информации для определения полноты и достаточности при принятии управленческих решений;
- определить и показать взаимосвязь полноты и достаточности различных видов информации при принятии решений на ООО «Газпром трансгаз Петропавловск» филиал Востокавтогаз.
- выявить проблемы на ООО «Газпром трансгаз Петропавловск» филиал Востокавтогаз
- разработать мероприятия по решению проблем на ООО «Газпром трансгаз Петропавловск» филиал Востокавтогаз.
Теоретической основой курсовой работы являются книги, официальные документы, научные статьи и интернет ресурсы. Структура курсовой работы состоит из введения 2-х глав и заключения.
Глава 1 Теоретические основы определения объема необходимой и достаточной информации при принятии решения.
1.1 Определение и сущность принятия решений
Характеризуя управленческое решение, необходимо отметить его центральное место в процессе управления; в первую очередь, это обусловлено тем, что структура решения в целом соответствует структуре управления.
Следует понимать, что процессы управления и принятия решений тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. При этом процесс решения не является одним из этапов управления, а проходит весь этот процесс, осуществляясь непрерывно при реализации каждой функции управления.
Для того, что раскрыть сущность управленческих решений, необходимо привести понятийный аппарат теории принятия решений. [2]
Субъект управления (группа или конкретный человек) принимает решение, руководствуясь не своими собственными потребностями, а в целях решения задач конкретной организации. Личный выбор лица принимающего решения сказывается на его собственной жизни и может повлиять на отдельных близких ему людей. Менеджер высшего уровня иерархии выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её сотрудников, и его решения могут значительно повлиять на жизнь многих людей. Если компания занимает лидирующее положение, велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической ситуации целого региона.
Например, решение закрыть нерентабельное предприятие организации может значительно повысить уровень безработицы. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то на предприятии существует разделение труда: часть работников (менеджеры) занимаются решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – воплощением уже принятых решений. В быту каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта, а так же жизненного и профессионального опыта. В управлении предприятием принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.
Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующие определения:
Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.
Все действия менеджера – это принятие решений.
Принятие управленческих решений - процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора, и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.[3]
Основная цель управленческого решения – обеспечить координирующее влияние на объект управления для достижения целей организации. [4]
Сущность разработки и реализации управленческого решения – это многоаспектность данных процессов. Экономическая сущность управленческих решений проявляется в том, что для его разработки и реализации требуется финансовые, материальные и другие ресурсы.
Результатом реализации управленческих решений должен быть прямой или косвенный доход. Таким образом эффективность принятого решения может быть выражена отношением прямого или косвенного дохода от реализации решения к его себестоимости (затратам на разработку и реализацию). Организационная сущность управленческих решений состоит в том, что для разработки и реализации должны быть привлечены соответствующие ресурсы и организационные возможности, в том числе :
- персонал компании;
- инструкции и положения, регламентирующие полномочия, права, обязанности и ответственность работников
- система контроля.
Правовая сущность управленческого решения заключается в том, что на разработку и реализацию решения влияют законодательные акты РФ, международные обязательства, содержания уставных и иных нормативных актов предприятия. Критерии допустимости решения – соответствие решения законодательству. Технологическая сущность управленческого решения проявляется в необходимости обеспечения управленческого решения исполняющим его персоналом техническими и информационными средствами и ресурсами. На входе процесса разработки управленческого решения (РУР) важной является информация (о проблемной ситуации, о ресурсах в наличии, о возможностях и угрозах внешней среды, о сильных и слабых сторонах организации, о тенденциях возможных изменений в отрасли). [5]
1.2 Понятие информации и ее роль в процессе принятия решений
Информация является одним из основных элементов социального управления. С позиции кибернетики как науки об общих принципах управления «процесс принятия управленческих решений всегда и в любом случае сводится к передаче и обработке информации».
В общеупотребительном смысле под информацией понимается любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т.д. – другая литра. Слово «информация» происходит от латинского слова information, что в переводе означает “сведение, разъяснение, ознакомление”. [6]
Информация, должна удовлетворять соответствующим требованиям. К которым относятся:
- необходимое и достаточное количество и информации, при этом важное значение имеет качественная сторона;
- достоверность и точность информации.
Недопустимо пользоваться недостоверной и непроверенной информацией. Если информация является недостаточной или непроверенной, возможно принятие решения с непоправимыми последствиями. Всегда возникает противоречие в том, что абсолютно достоверной и точной информации не бывает, а приблизительная к ней информация мало пригодна для принятия управленческих решений, т.к. она довольно быстро устаревает. Недостоверность информации обусловливается следующими причинами: источниками ее получения, неверной или неэффективной методикой ее обработки, но и целевыми установками ее преобразования, трактовкой применения;
- своевременность получения информации.
Информация, необходимая для управления, должна быть своевременной. Требование более раннего представления информации часто может быть связано со значительными материальными и финансовыми затратами (повышенные скорость обработки на ЭВМ и пропускная способность каналов связи: экспертная обработка массивов информации и т.п.) С другой стороны, и запоздалая информация также не представляет практического интереса;
- полнота информации.
В распоряжение менеджера должна поступать информация в достаточном объеме, обеспечивающем продуктивное решение всех задач. Усеченная информация способна резко снизить эффективность управления, а так же привести к ошибкам в управление. Вместе с тем требование полноты информации может граничить с ее избыточностью. Как полнота информации, так и ее неполнота не имеют объективных критериев и их границ, что не следует относить к достоинствам или недостаткам информации. Это объективное противоречие разрешается в процессе труда каждого менеджера;
- полезность.
Для принятия решения необходима определенная, конкретная информация. Выделение полезной информации из общей является сложной аналитической работой и требует больших затрат.
- технологические характеристики информации, к которым следует отнести плотность ее размещения, возможность сохранения в различных условиях, скорость обработки, извлечения, распечатки, представления, формы сервиса и т.п.
Здесь весьма важны техническое и технологическое совершенство систем, унификация терминологии, порядок составления документов и их представления. Информация должна быть разделена по уровням и звеньям управления, а также по нормативно-справочным, расчетно-аналитическим и другим направлениям. Стоимость информации в системах управления постоянно возрастает, что обязывает стремиться к постоянному повышению эффективности ее получения и использования.
Можно выделить следующие подходы к определению информации:
- традиционный (обыденный) – используется в информатике.
Информация – это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания);
- вероятностный – используется в теории об информации.
Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности и неполноты знаний.