Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения (Анализ информации и принятие решений на примере ООО «Газпром трансгаз Петропавловск» филиал Востокавтогаз).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях, важной областью, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений стало информационное обеспечение. Одним из элементов которого является полнота сбора, достоверность и обработка информации. При этом особое значение приобретает обеспечение лиц принимающих управленческое решение оперативностью и достоверностью поступающих сведений. В этом смысле информация выступает основополагающей базой процесса управления.[1]

В условиях рыночной экономики степень неопределенности экономического поведения объектов рынка достаточно высока. В связи с этим большое практическое значение имеет обмен информацией в условиях неопределенности и риска как составная часть любой управленческой функции.
Курсовая работа направлена на исследование и раскрытие такой важной проблемы на современном этапе как определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения.

Информатизация общества коснулась сегодня всех сфер общественной жизни, в том числе и сферы управления.

Информация является основным ресурсом общества, а информационное обеспечение стало частью управленческой деятельностью.
Принимаемые решения обязательно должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
     Считаю, что вопросы, обозначенные в курсовой работе очень актуальны в наше время, когда любой не правильный и непродуманный шаг может привести к не поправимым последствиям. В данной работе мною сделана попытка отметить важность сбора полной, необходимой и достаточной информации для принятия управленческих решений в условиях определенности, риска и неопределенности.

В условиях информатизации эффективность деятельности предприятий, в стратегическом плане все более будет определяться состоянием информационного обеспечения процесса принятия решений и тем, насколько оно будет интегрировано в управленческую деятельность.

Объектом исследования курсовой работы является объем необходимой и достаточной информации для принятия решений

Предметом - изучение объема необходимой и достаточной информации в ООО «Газпром трансгаз Петропавловск» филиал Востокавтогаз ” для принятия решений.

Цель курсовой работы – разработать рекомендации по улучшению определения объема необходимой и достаточной для принятия управленческих решений информации .Это в свою очередь сопряжено с использованием различных подходов, методов разработки решений и их результатами.


Для раскрытия поставленной цели требуется решить следующие задачи:

- изучить теоритические аспекты значение определения и сущности принятия решения и показать место и роль информации в процессе принятия решений;
- проанализировать качество, достаточность и объем собранных различных видов информации для определения полноты и достаточности при принятии управленческих решений;

- определить и показать взаимосвязь полноты и достаточности различных видов информации при принятии решений на ООО «Газпром трансгаз Петропавловск» филиал Востокавтогаз.
- выявить проблемы на ООО «Газпром трансгаз Петропавловск» филиал Востокавтогаз

- разработать мероприятия по решению проблем на ООО «Газпром трансгаз Петропавловск» филиал Востокавтогаз.

Теоретической основой курсовой работы являются книги, официальные документы, научные статьи и интернет ресурсы. Структура курсовой работы состоит из введения 2-х глав и заключения.

Глава 1 Теоретические основы определения объема необходимой и достаточной информации при принятии решения.

1.1 Определение и сущность принятия решений

Характеризуя управленческое решение, необходимо отметить его центральное место в процессе управления; в первую очередь, это обусловлено тем, что структура решения в целом соответствует структуре управления.

Следует понимать, что процессы управления и принятия решений тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. При этом процесс решения не является одним из этапов управления, а проходит весь этот процесс, осуществляясь непрерывно при реализации каждой функции управления.

Для того, что раскрыть сущность управленческих решений, необходимо привести понятийный аппарат теории принятия решений. [2]

Субъект управления (группа или конкретный человек) принимает решение, руководствуясь не своими собственными потребностями, а в целях решения задач конкретной организации. Личный выбор лица принимающего решения сказывается на его собственной жизни и может повлиять на отдельных близких ему людей. Менеджер высшего уровня иерархии выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её сотрудников, и его решения могут значительно повлиять на жизнь многих людей. Если компания занимает лидирующее положение, велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической ситуации целого региона.


Например, решение закрыть нерентабельное предприятие организации может значительно повысить уровень безработицы. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то на предприятии существует разделение труда: часть работников (менеджеры) занимаются решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – воплощением уже принятых решений. В быту каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта, а так же жизненного и профессионального опыта. В управлении предприятием принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующие определения:

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Все действия менеджера – это принятие решений.

Принятие управленческих решений - процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора, и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.[3]

Основная цель управленческого решения – обеспечить координирующее влияние на объект управления для достижения целей организации. [4]

Сущность разработки и реализации управленческого решения – это многоаспектность данных процессов. Экономическая сущность управленческих решений проявляется в том, что для его разработки и реализации требуется финансовые, материальные и другие ресурсы.

Результатом реализации управленческих решений должен быть прямой или косвенный доход. Таким образом эффективность принятого решения может быть выражена отношением прямого или косвенного дохода от реализации решения к его себестоимости (затратам на разработку и реализацию). Организационная сущность управленческих решений состоит в том, что для разработки и реализации должны быть привлечены соответствующие ресурсы и организационные возможности, в том числе :

  • персонал компании;
  • инструкции и положения, регламентирующие полномочия, права, обязанности и ответственность работников
  • система контроля.

Правовая сущность управленческого решения заключается в том, что на разработку и реализацию решения влияют законодательные акты РФ, международные обязательства, содержания уставных и иных нормативных актов предприятия. Критерии допустимости решения – соответствие решения законодательству. Технологическая сущность управленческого решения проявляется в необходимости обеспечения управленческого решения исполняющим его персоналом техническими и информационными средствами и ресурсами. На входе процесса разработки управленческого решения (РУР) важной является информация (о проблемной ситуации, о ресурсах в наличии, о возможностях и угрозах внешней среды, о сильных и слабых сторонах организации, о тенденциях возможных изменений в отрасли). [5]

1.2 Понятие информации и ее роль в процессе принятия решений

Информация является одним из основных элементов социального управления. С позиции кибернетики как науки об общих принципах управления «процесс принятия управленческих решений всегда и в любом случае сводится к передаче и обработке информации».

В общеупотребительном смысле под информацией понимается любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т.д. – другая литра. Слово «информация» происходит от латинского слова information, что в переводе означает “сведение, разъяснение, ознакомление”. [6]

Информация, должна удовлетво­рять соответствующим требованиям. К которым относятся:

  • необходимое и достаточное количество и информа­ции, при этом важное значение имеет качественная сторона;
  • достоверность и точность информации.

Недопус­тимо пользоваться недостоверной и непроверенной информацией. Если ин­формация является недостаточной или непроверенной, возможно при­нятие решения с непоправимыми последствиями. Всегда возникает противоречие в том, что абсолютно достоверной и точной информации не бывает, а приблизительная к ней информация мало пригодна для принятия управленческих решений, т.к. она довольно быстро устаре­вает. Недостоверность информации обусловливается следующими причинами: источ­никами ее получения, неверной или неэффективной методикой ее обработки, но и целевыми установками ее преобразования, трактовкой применения;


  • своевременность получения информации.

Информация, необ­ходимая для управления, должна быть своевременной. Требование бо­лее раннего представления информации часто может быть связано со значительными материальными и финансовыми затратами (повышен­ные скорость обработки на ЭВМ и пропускная способность каналов связи: экспертная обработка массивов информации и т.п.) С другой стороны, и запоздалая информация также не представляет практичес­кого интереса;

  • полнота информации.

В распоряжение менеджера должна поступать информация в достаточном объеме, обеспечивающем продуктивное решение всех задач. Усеченная инфор­мация способна резко снизить эффективность управления, а так же привести к ошибкам в управление. Вместе с тем требование полноты информации может граничить с ее избыточностью. Как полнота инфор­мации, так и ее неполнота не имеют объективных критериев и их границ, что не следует относить к достоинствам или недостаткам ин­формации. Это объективное противоречие разрешается в процессе труда каждого менеджера;

  • полезность.

Для принятия решения необходима определенная, конкретная информация. Выделение полезной информации из общей является сложной аналити­ческой работой и требует больших затрат.

  • технологические характеристики информации, к которым сле­дует отнести плотность ее размещения, возможность сохранения в раз­личных условиях, скорость обработки, извлечения, распечатки, пред­ставления, формы сервиса и т.п.

Здесь весьма важны техническое и технологическое совершенство систем, унификация терминологии, по­рядок составления документов и их представления. Информация дол­жна быть разделена по уровням и звеньям управления, а также по нормативно-справочным, расчетно-аналитическим и другим направле­ниям. Стоимость информации в системах управления постоянно возрастает, что обязывает стремиться к посто­янному повышению эффективности ее получения и использования.

Можно выделить следующие подходы к определению информации:

  • традиционный (обыденный) – используется в информатике.

Информация – это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания);

  • вероятностный – используется в теории об информации.

Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности и неполноты знаний.