Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты проблемы межрегиональной миграции рабочей силы
1.1. Понятие межрегиональной миграции рабочей силы и факторы, ее определяющие
1.2. Проблемы, связанные с межрегиональной миграцией рабочей силы
2. Анализ внутренней миграции рабочей силы в России
2.1. Тенденции развития внутренней миграции в России
2.2. Проблемы регулирования межрегиональной миграции рабочей силы в России
3. Пути решения проблем межрегиональной миграции рабочей силы в России
Таким образом развилось противоречие между сложившимися преимущественно в советский (планово-директивный) период схемой размещения производства и связанной с ней системой расселения и рыночными мотивациями локализации самостоятельных субъектов экономики и новыми расселенческими предпочтениями населения[10].
Немаловажной проблемой являются неравномерный уровень развитости социальной и инженерной инфраструктуры, неразвитость дорожной сети, что также препятствует миграционной мобильности населения, особенно в сельской местности. Так, на селе относительно полный набор учреждений сферы обслуживания можно создать только в населенных пунктах с более чем 1 тыс. жителей. Поэтому здесь очень большое значение имеют транспорт и дорожная сеть, обеспечивающая доставку населения к центрам обслуживания.
Внутренней миграции препятствуют неразвитость жилищного рынка и неравномерные цены на жилье в регионах. С этой точки зрения необходимо равномерное территориальное развитие регионов, что подразумевает проведение активной государственной региональной политики. Существенно также, что повышение вклада конкретного предприятия в рост валового регионального продукта и рост прибыли за счет перехода к новым технологиям, как правило, сокращает потребность в трудовых ресурсах; то же относится и к росту показателей прибыли предприятий в связи с повышением цен и тарифов на их продукцию и услуги, полностью или частично потребляемые на территории региона (в первую очередь бюджетополучателями)[11]. Следует считать, что для любой территории (субъекта РФ, города, села) наибольший интерес представляют такие объекты экономики, деятельность которых:
- увеличивает (как минимум, сохраняет) доходы работающего населения;
- создает (как минимум, не сокращает) дополнительные рабочие места;
- увеличивает (как минимум, не уменьшает) доходную часть бюджета;
- сокращает (как минимум, не увеличивает) потребность в бюджетном финансировании содержания и ремонта жилья и других социальных объектов, благоустройства территории;
- снижает (как минимум не увеличивает) уровень цен и тарифов на товары и услуги, производимые в регионе (городе) и используемые населением и всеми бюджетополучателями;
- снижает (как минимум, не увеличивает) негативное воздействие хозяйствующих субъектов на окружающую среду, особенно в направлениях, наиболее значимых для данной территории;
- улучшает (как минимум, не ухудшает) демографическую ситуацию (например, может снизить мотивации оттока населения)[12].
Пользой для сбалансированного развития любой территории может считаться появление или функционирование только такого предприятия, объекта торговли, при котором не нарушено ни одно из этих требований; если же хотя бы одно из этих требований нарушается, необходимы очень серьезные аргументы для реализации предлагаемого проекта. Кроме того, российское село в гораздо большей степени, чем город, должно быть подвергнуто системным переменам. Необходим переход от затянувшегося периода выживания к периоду коренной реструктуризации и выборочного развития. Если такого перехода не будет, то российское село в своей массе деградирует и превратится в маргинальный сектор социальной и экономической жизни. В предыдущий период были объективные причины для крайне слабого использования потенциала развития села — огромного массива продуктивных земель, емкого внутреннего рынка продукции, относительно небольших размеров необходимых вложений и минимальных сроков их реализации. Использование этого потенциала в будущем станет возможным лишь при коренной переориентации самого сельского населения на работу в жестких условиях рыночной конкуренции, чему может способствовать начавшийся во всем мире рост цен на продовольственные товары[13].
Усиление роли внутрирегиональной миграции означает уменьшение влияния внутренней миграции на социально-экономическое развитие, рост «локализации» региональных рынков рабочей силы, в то время как значение межрегиональной миграции состоит в территориальном перераспределении населения и рабочей силы в регионы, где имеются возможности повышения занятости, заработной платы, социальной мобильности.
Проведенное в первой главе работы исследование позволяет сделать вывод, что межрегиональная миграция рабочей силы представляет собой межрегиональное перемещение трудоспособного населения в поисках более высоких заработков в рамках одной страны. Трудовая миграция, в том числе и межрегиональная вызывается экономическими, природно-климатическими, социальными и политическими факторами. Значение межрегиональной миграции состоит в территориальном перераспределении населения и рабочей силы в регионы, где имеются возможности повышения занятости, заработной платы, социальной мобильности. В то же время в современной России внутренняя миграция не является реальным механизмом выравнивания межрегиональной дифференциации уровней социально-экономического развития.
2. Анализ внутренней миграции рабочей силы в России
2.1. Тенденции развития внутренней миграции в России
За последние 20 лет Россия столкнулась с двумя важными демографическими проблемами: снижением численности населения и неконтролируемой миграцией больших групп людей (как внешней, так и внутренней). В ряде регионов страны миграция позволяет компенсировать падение рождаемости и рост смертности и не порождать снижения численности населения. В других же даже приезжие не в силах сохранить численность населения на прежнем уровне. В тоже время в ряде территорий численность населения растет или сокращается почти исключительно за счет миграции (например, Московская и Магаданская области соответственно)[14].
Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. Передвижения внутри страны, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте в 2012 г. составляли 85%[15]. На переселения из одного субъекта Российской Федерации в другой приходится 45% внутрироссийских миграций (рисунок 1). За 2006-2012 гг. во внутрироссийских миграциях участвовало почти 15 млн. человек или каждый десятый житель России. В 2004–2011 гг. передвижения внутри страны практически стабилизировались на уровне 1,9–2 млн человек. Однако в 2012 г. число мигрантов, сменивших место жительства в пределах страны, сократилось по сравнению с 2011 г. на 227 тысяч человек, или на 12% и составило 1,7 млн человек. В 2012 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2010 г. (в 2010 г. – на 62,3 тыс. человек или на 3,2% больше, чем в 2009 г.)[16].
Рис. 1. Внутренняя трудовая миграция в России
Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
Внутренняя трудовая миграция, на долю которой в 2000-е гг. приходилось в среднем 80–85 % прибывших мигрантов и более 90 % выбывших (рекордная доля – 97,28 % – зафиксирована в 2006 г.)[17], имеет определенные особенности.
Во-первых, четко выраженные географические векторы миграционных процессов, важнейшие из которых три: восток – запад, юг – центр и запад – центр. Во второй половине 2000-х гг. наметились «миграционные ручейки» центр – север и юг – север, но они заметно слабее первых трех и не могут переломить тенденцию депопуляции так называемых «северов».
Такой важнейший показатель, как коэффициент миграционного прироста (миграционный прирост за год на 10 000 человек населения), находится в стабильном минусе все последнее десятилетие в Сибири и на Дальнем Востоке и в плюсе – в ЦФО. Рекордные значения дают Белгородская и Московская области и г. Москва (плюс 48–111) и Магаданская, Читинская и Амурская области, Камчатка, Чукотка, Бурятия (минус 25–139 и более)[18].
Кроме того, внутренние миграции в конце 2000-х гг. приобретают тенденцию к концентрации в рамках европейской части России: все большее число мигрантов в рамках того или иного региона «появляется» из других частей соответствующего региона (исключение – Поволжье).
Таблица 1
Концентрация внутренней миграции (1=100 %)
Округ |
2000 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
ЦФО |
0,676 133 |
0,676 129 |
0,661 627 |
0,663 978 |
0,659 868 |
СЗФО |
0,708 703 |
0,685 932 |
0,670 879 |
0,674 239 |
0,666 293 |
ЮФО |
0,782 524 |
0,772 933 |
0,769 564 |
0,767 240 |
0,771 593 |
ПФО |
0.797 354 |
0,822 183 |
0,821 662 |
0,826 516 |
0,816 844 |
Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
Донорами для внутренней миграции выступает Зауралье, Поволжье и Кавказ, реципиентами – Центр, Север и в меньшей степени Урал.
Таблица 2
Превышение числа въехавших мигрантов над числом выбывших
по федеральным округам и годам (внутренняя миграция), чел.
Округ/Год |
2000 |
2005 |
2012 |
1 |
2 |
3 |
4 |
ЦФО |
73 913 |
77 768 |
91 002 |
СЗФО |
-1617 |
3223 |
9576 |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
ЮФО |
-12 619* |
-6163 |
-9308 |
ПФО |
-2614 |
-20 656 |
-31 997 |
УФО |
1601 |
-12 886 |
-6666 |
СФО |
-22 424 |
-25 667 |
-26 377 |
ДФО |
-36 552 |
-22 265 |
-26 210 |
* Из-за военных действий в Дагестане и Чечне. |
Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
Территории-доноры имеют меньшую долю городского населения (около 75 %, 70 % и 58 %), чем реципиенты (около 81 %, 82 % и 80 % соответственно). Это означает, что мигрантам довольно часто приходится менять образ жизни, переезжая из села в город.
В настоящее время во внутренних миграциях поток ориентирован с севера и востока в центр. Ранее привлекательными для жителей России были также юго-западные территории, в последние 8 лет положительный миграционный прирост сложился в Северо-Западном федеральном округе. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. В 2006–2012 гг. на Центральный округ приходилось 86% населения, перераспределенного между округами. При этом практически весь положительный миграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях, аккумулируют Москва и Московская область (93%). Сибирь и Дальний Восток потеряли более 350 тыс. своих жителей, что составляет более половины (52%) перераспределенного между округами населения. Почти 70% общего сокращения численности населения Дальневосточного федерального округа и 40% Сибирского федерального округа сложилось за счет миграционного обмена населением между округами[19].
Масштаб внутренней трудовой миграции достаточно незначительный. Связано это с низкой мобильностью трудовых ресурсов в России. Единственный регион, который остается трудоизбыточным сегодня, - это Северный Кавказ, причем не весь Северный Кавказ, а республики Северного Кавказа. В первую очередь, Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария. Проблемы, связанные с их занятостью, отражаются в том, что значительная часть мигрантов из этих республик приезжает на заработки в другие регионы России, на юг России, в центральную Россию в первую очередь.