Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты проблемы межрегиональной миграции рабочей силы
1.1. Понятие межрегиональной миграции рабочей силы и факторы, ее определяющие
1.2. Проблемы, связанные с межрегиональной миграцией рабочей силы
2. Анализ внутренней миграции рабочей силы в России
2.1. Тенденции развития внутренней миграции в России
2.2. Проблемы регулирования межрегиональной миграции рабочей силы в России
3. Пути решения проблем межрегиональной миграции рабочей силы в России
Введение
Миграция — естественный процесс, которым охвачен практически весь современный мир. Внутренняя миграция является условием динамичного развития страны. Вместе с тем в Росси внутренняя миграция в нашей стране сейчас находится на уровне конца XIX века. Россияне меняют место жительства в три раза реже, чем они делали это во времена СССР. Обмен населения между регионами почти прекратился, и граждане переезжают лишь из сельской местности в крупные города и со всей страны в Москву. Если в США ежегодно меняют регион проживания 15% населения, то в России - лишь 2%. Среднестатистический житель США меняет место жительства в течение своей жизни примерно 13 раз, Великобритании — около 7 раз, то среднестатистический гражданин России — чуть более 1,5 раза. Интенсивность миграции снизилась даже по сравнению с советскими временами, когда переезд с места на место был затруднен идеологическими и бюрократическими преградами. Между тем такие малозаселенные территории страны, как Сибирь и Дальний Восток, невозможно освоить даже простым воспроизводством проживающего там населения.
Современной России присуще крайне неравномерное территориальное распределение производительных сил в сочетании с существованием локально замкнутых региональных рынков труда. Последнее обусловливает сохранение очагов застойной безработицы, в то время как в ряде регионов наблюдается нехватка рабочей силы по отдельным отраслям и профессиям. О степени остроты проблемы повышения внутренней мобильности населения в России можно, в частности, судить по значительной межрегиональной вариации уровней доходов населения и показателей напряженности на региональных рынках труда.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что перераспределение трудовых ресурсов по территории страны является необходимым условием для обеспечения социально-экономического развития России в XXI веке. Теоретически механизмом такого перераспределения населения должна быть внутренняя миграция населения, призванная смягчать существенные региональные различия и более эффективно задействовать дефицитные трудовые ресурсы России. Вместе с тем отсутствие сформировавшихся общероссийских рынков труда и жилья, административные барьеры, недостаточная степень развития финансового рынка приводят к неэффективности рыночных механизмов регулирования миграционных потоков внутри страны. Последнее обусловливает необходимость проведения активной государственной политики, направленной на повышение внутренней миграционной подвижности населения. В свою очередь, для разработки эффективных мер миграционной политики необходимо обладать информацией о детерминантах внутренней миграции в современной России.
Цель работы – выявить проблемы межрегиональной миграции рабочей силы в России и определить пути их решения.
Задачи работы:
- определить сущность межрегиональной миграции рабочей силы, выявить факторы ее определяющие;
- провести анализ, выявить основные тенденции и проблемы межрегиональной миграции рабочей силы в России;
- определить пути решения проблем межрегиональной миграции рабочей силы в России.
Предмет исследования – трудовая миграция населения.
Объект исследования – межрегиональная миграция рабочей силы в России.
Научно-методическая основа работы – законодательные и нормативные акты, регулирующие вопросы миграции населения, статистические данные, научные труды, а также публикации, посвященные проблемам трудовой миграции в России.
1. Теоретические аспекты проблемы межрегиональной миграции рабочей силы
1.1. Понятие межрегиональной миграции рабочей силы и факторы, ее определяющие
Межрегиональная миграция рабочей силы - это межрегиональное перемещение трудоспособного населения в поисках более высоких заработков в рамках одной страны.
На основе и с учетом имеющегося исторического российского опыта рассмотрим факторы, влияющие на миграционную активность (мобильность) населения. Миграционная мобильность населения зависит от большого числа факторов. Каждый из них — своеобразный вектор, определяющий не только направление миграции, но и ее интенсивность. От того, в каком сочетании работают различные факторы, зависят общие направления и объемы миграционных процессов. Факторов, оказывающих влияние на формирование и реализацию миграционных установок, у человека достаточно много.
Первую группу составляют экономические факторы. При перемещении трудовых ресурсов эти факторы имеют главенствующее значение. Неравномерный уровень социально-экономического развития регионов приводит к значительной дифференциации всех территорий страны по уровню и качеству жизни, а значит, и привлекательности с точки зрения переселения[1].
Сегодня так называемыми «магнитами», притягивающими наибольшее число мигрантов, являются крупные экономические центры с диверсифицированными рынками труда, обеспечивающими относительно высокий уровень заработной платы; к тому же крупные центры отличаются более развитой инфраструктурой. Все это приводит к более высокому уровню жизни, который привлекает население и подталкивает к переселению. В России это в первую очередь Москва, Санкт-Петербург. Напротив, регионы со сложной ситуацией на рынке труда, низкой оплатой труда и уровнем жизни, низким рейтингом инвестиционной привлекательности являются донорами, активно отдающими свое население[2].
Вторая группа факторов — природно-климатические. Они имеют для обширной территории России особую важность. Большей миграционной привлекательностью, при прочих равных условиях, обладают центральные и южные районы страны — с более теплым и более подходящим для жизни климатом. Кроме того, они влияют и на условия экономической деятельности, особенно в аграрном секторе. Разнообразие и полярность природно-климатических условий обуславливают огромную дифференциацию уровня социально-экономического развития отдельных частей страны, а, значит, создают благоприятную почву для территориального «перелива» населения[3].
К третьей группе можно отнести так называемые социальные факторы, а именно — наличие родственных и исторических связей. Эти факторы, наряду с другими, составляют основу для возвратной миграции, что актуально для жителей северных и восточных регионов, переселившихся в свое время из центральных и южных районов страны.
Четвертую группу факторов составляют факторы, связанные с военными и иного рода конфликтами. Близость отдельных регионов к территориям с так называемой «нестабильной обстановкой», военными конфликтами приводит к массовому оттоку населения из них. В 1990-е гг. эта группа факторов играла первостепенное значение. Сейчас для России их роль несколько снизилась.
Основными тенденциями современной миграционной ситуации в России, а также проблемами межрегиональной трудовой миграции можно считать расширение зоны оттока населения, сокращение зоны его притока и постепенное усиление поляризации территории страны по результативности миграционных потоков. С одной стороны, идут «центростремительные» перемещения населения, с другой — происходит обезлюживание Дальнего Востока, некоторых регионов Сибири и Европейского Севера. Между тем количество россиян, переезжающих из одного региона в другой, сокращается из года в год. Если в 80-е годы регион проживания ежегодно меняли 5 млн. человек, в 90-е - около 3 млн. человек, то сейчас - менее 2 млн. человек в год. Это соответствует уровню внутренней миграции 1897 г. с той лишь разницей, что жители городов тогда составляли лишь 15% населения страны. Количество внутренних трудовых мигрантов, которые зарегистрированы в одном регионе, но постоянно проживают в другом, оценивается в 3 млн. человек - примерно столько же, сколько было так называемых «отходников» в царской России. Миграция в современной России происходит так: жители крупных городов востока страны уезжают на запад, а им на смену в эти города приезжают мигранты из сел и малых городов. Еще одна особенность внутренней миграции - ее центростремительность, когда многие мигранты стремятся приехать непременно в Москву, а не в какой-нибудь другой крупный город. Так, проведенный во Владивостоке опрос показал, что из желающих уехать из города 70% выбирают Москву[4]. Еще одним источником внутренней миграции могли бы стать регионы Северного Кавказа, однако сейчас в них происходит переход от многодетных семей к малодетным и доля молодежи в этих регионах со временем также будет уменьшаться.
1.2. Проблемы, связанные с межрегиональной миграцией рабочей силы
Миграция является сегодня важным компонентом демографического развития страны, одним из источников компенсации демографических потерь и дефицита трудовых ресурсов. 13 июня 2012 г. Президент В.В.Путин утвердил концепцию государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г.[5] Нужно признать, что новая концепция содержит довольно много прорывных идей, которые помогут России регулировать миграцию в своих национальных интересах. Впервые миграция рассматривается не только как угроза для страны, но и как ресурс для ее развития. В Концепции государство четко заявляет о необходимости развития внутренней миграционной подвижности российского населения: «Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренних миграциях. Население Российской Федерации отличается низкой территориальной мобильностью (в том числе на локальном уровне) в сравнении с другими странами» (пункт 10, раздел II). Концепция предлагает целый блок направлений, которые позволят стимулировать внутренние миграции. Весьма ценно, что они носят характер снятия административных барьеров по регистрации и оформлению работников, предусматривают экономические инструменты стимулирования внутренних миграций, развитие транспортной инфраструктуры и рынка жилья[6].
На фоне огромного числа международных мигрантов в России внутренняя миграционная подвижность российского населения остается очень низкой. Данные переписи населения свидетельствуют о том, что 97% жителей России живут в месте рождения, то есть никогда не перемещались в пределах своей страны. Во внутренних миграциях участвовали только 2 млн человек, или 1-2% населения. В России более 6,3 млн официальных безработных из числа российских граждан, множество молодых людей, пенсионеров и инвалидов, готовых работать в экономике, но при этом не имеющих такой возможности. При этом в Россию было привлечено только на легальной основе 2,5 млн трудовых иммигрантов, оценки незаконной занятости иностранных работников в России самой концепцией определяются в 3-5 млн человек (пункт 12, раздел II)[7].
В настоящее время потоки внутренней миграции кардинально поменяли направление. Главным трендом внутренней миграции стали потоки россиян из северных и восточных регионов страны (Сибири, Дальнего Востока, Европейского Севера) в центральный регион (Центральная Россия). Массовый отток российского населения связан с отсутствием программ развития транспортной, жилищной, социальной инфраструктуры в этих районах, заброшенностью небольших городов и сельской местности, натурализацией хозяйства[8].
Принятие новой концепции миграционной политики можно считать, безусловно, прогрессивным шагом для России. Главное достижение документа — его идеологическая направленность: «миграция как ресурс развития страны».
Принятие концепции направлено на решение проблем миграции в России, в том числе и межрегиональной трудовой миграции. Очевидно, что нерегулируемая внутренняя приводит к колоссальным сдвигам в размещении населения — к накапливаемой неуправляемой деформации структуры расселения. Обезлюживание таких территорий, как Дальний Восток, Сибирь, ряда приграничных территорий может привести к подрыву целостности России, вызвать реальную угрозу ее суверенитету, экономической безопасности.
Существует также проблема реструктуризации системы расселения, которая связана с тем, что в начале 1990-х гг. проявилось сущностное несоответствие советской схемы развития и размещения производительных сил и социалистической системы расселения новым рыночным принципам экономических отношений. Сложившаяся в советский период территориальная организация общества, адекватная политической и экономической модели того периода, не смогла ответить требованиям нового рыночного экономического порядка и нового федеративного государственного устройства. На смену централизованно-плановому распределению хозяйственного потенциала по территории страны пришел регулируемый только законами рынка процесс естественного устремления производства (и экономической активности как таковой) только туда, где для рыночно успешной экономики имеются благоприятные природно-ресурсные предпосылки, транспортная доступность, близость к рынкам сбыта, выгоды географического положения. В связи с этим в России возникла принципиально новая, не имеющая аналогов ни за рубежом, ни в еще недавнем отечественном прошлом территориальная среда, характеризующаяся уникальным по числу, содержанию и остроте набором регионально опосредованных проблем. Первой из них следует считать малорезультативные попытки рыночного функционирования сети производств (и связанных с ними населенных пунктов), созданных в 1920–1980-е гг. и размещенных по критериям эффективности народно-хозяйственного комплекса СССР, построенного на нерыночных хозяйственных отношениях. Одновременно происходит смена функциональных ролей и геополитического значения отдельных регионов в структуре части бывшей территории СССР, оставшейся в границах нынешней Российской Федерации[9].