Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты проблемы межрегиональной миграции рабочей силы
1.1. Понятие межрегиональной миграции рабочей силы и факторы, ее определяющие
1.2. Проблемы, связанные с межрегиональной миграцией рабочей силы
2. Анализ внутренней миграции рабочей силы в России
2.1. Тенденции развития внутренней миграции в России
2.2. Проблемы регулирования межрегиональной миграции рабочей силы в России
3. Пути решения проблем межрегиональной миграции рабочей силы в России
Итак, для межрегиональной миграции в России характерны региональный структурный дисбаланс, профессионально-квалификационная ассиметрия, несовершенство социальной политики относительно внутренних мигрантов.
3. Пути решения проблем межрегиональной миграции рабочей силы в России
Для обеспечения рационального межрегионального перемещения рабочей силы в России необходимо, в первую очередь, создание новых рабочих мест в регионах, из которых наблюдается наибольший отток трудовых ресурсов - Дальний Восток, некоторые регионы Сибири и Европейского Севера, Северный Кавказ.
В частности, необходимо реализовывать на востоке России крупные экономические проекты, благодаря которым будут созданы новые рабочие места, что, в свою очередь, привлечет туда трудоспособное население со всей страны. Тем более что численность только официально зарегистрированных безработных в стране составляет 4,5 млн. человек, причем 35% из них - это молодежь. Так при помощи оптимизации миграционных процессов можно было бы решить проблему безработицы в одних регионах и нехватки рабочих рук в других.
Необходимо создать механизмы, которые не только остановили бы отток населения из региона, но и открыли бы возможности для массового привлечения туда трудовых ресурсов. Для этого нужно параллельно с разработкой проектов экономического развития Зауралья и Забайкалья создать специальные программы по организации масштабного привлечения и обустройства трудовых ресурсов из других российских регионов. Это тем более целесообразно, что в стране есть немало территорий, где людям трудно или вообще невозможно найти работу. К ним относятся так называемые депрессивные регионы в центральной части России, на юге Сибири, а также на северном Кавказе, где ситуация особенно тяжелая далеко не все такие регионы могут рассчитывать на привлечение крупных инвестиций, по крайней мере в ближайшее время и на соответствующие перспективы развития. Поэтому в условиях, когда Дальний восток и Сибирь становятся важнейшими точками роста в масштабах всего государства, когда речь идет о направлении на эти цели огромного количества финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов, было бы правильно задуматься и над адекватными ситуациями, более рациональным использованием ресурсов трудовых[29].
Привлекая на новые стройки молодежь со всей России, можно было бы не просто решить проблему дефицита рабочих рук, но и создать условия для улучшения положения в области демографии. У России есть большой и очень успешный опыт разработки и реализации подобных программ. Именно так в советское время шло освоение Целины и Западной Сибири, восстановление Ташкента, строительство БАМа, возрождение Нечерноземья.
В тоже время нельзя не отметить, что в России проблемы с регулированием внутренней миграции существовали проблемы и в советские времена. В семидесятые годы из мигрантов, приехавших на Дальний Восток, в течение первого года обратно уезжало 90%[30]. Вряд ли следует надеяться, что сегодняшние мигранты с Северного Кавказа смогут адаптироваться к сложным климатическим условиям. Разумнее было бы вкладывать деньги в закрепление уже существующего населения этих регионов, кроме того, трудоизбыточность северного Кавказа представляется чрезмерно преувеличенной. По отношению к Чечне это однозначно материалы переписи показывают, что там присутствует виртуальное население и виртуальные трудовые ресурсы.
Кроме того, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. предусматривает следующие направления в области содействия развитию внутренней миграции граждан Российской Федерации:
- упрощение процедур регистрационного учета граждан Российской Федерации в целях снятия административных барьеров, препятствующих изменению места пребывания или жительства;
- обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания;
- информирование населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность;
- развитие разных форм временной пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности, в том числе распространение вахтового метода ведения работ, гибких форм занятости и гибкого графика работы;
- поддержка образовательной (учебной) миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и повышения квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда;
- содействие местной внутренней миграции, прежде всего между региональными центрами, малыми городами и сельскими поселениями;
- создание инфраструктуры для проживания внутренних трудовых и учебных мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
- поддержка регионов и территорий, проводящих активные меры по привлечению внутренних мигрантов, в том числе в рамках федеральных программ;
- развитие дешевых сегментов рынка арендного жилья;
- развитие взаимодействия государственных центров занятости с частными агентствами по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации вне территории их постоянного проживания;
- совершенствование федерального и региональных банков вакансий, региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства с целью повышения информированности граждан о возможностях и условиях трудоустройства;
- создание фондов по реализации мер стимулирования переселения граждан на работу в другие регионы, в том числе регионы Дальнего Востока;
- повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока, Сибири, приграничных и стратегически важных территорий с целью создания необходимой для переселения социальной и транспортной инфраструктуры, а также снижение транспортной оторванности от регионов Центральной России;
- развитие транспортной инфраструктуры, внутренних и межрегиональных пассажирских перевозок;
- субсидирование пассажирских авиаперевозок между регионами восточной и западной частей страны.
Заключение
Межрегиональная миграция рабочей силы представляет собой межрегиональное перемещение трудоспособного населения в поисках более высоких заработков в рамках одной страны. Трудовая миграция, в том числе и межрегиональная вызывается экономическими, природно-климатическими, социальными и политическими факторами. Значение межрегиональной миграции состоит в территориальном перераспределении населения и рабочей силы в регионы, где имеются возможности повышения занятости, заработной платы, социальной мобильности. В то же время в современной России внутренняя миграция не является реальным механизмом выравнивания межрегиональной дифференциации уровней социально-экономического развития.
Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах регионов России, их объемы и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. Межрегиональная трудовая миграция в России имеет определенные особенности. Во-первых, четко выраженные географические векторы миграционных процессов, важнейшие из которых три: восток – запад, юг – центр и запад – центр. Наименьший миграционный прирост населения имеют Сибирь и на Дальний Восток, наибольший – Центральный федеральный округ. Донорами для внутренней миграции выступает Зауралье, Поволжье и Кавказ, реципиентами – Центр, Север и в меньшей степени Урал. Во-вторых, имеют место половозрастные различия миграционных потоков. Сибирь и Дальний Восток, теряя молодежь и население среднего возраста, лишается столь необходимых для освоения «северов» рабочих рук, но увеличивает долю работоспособного населения. Центр страны сталкивается с противоположной картиной (рост численности работоспособного населения на фоне снижения его доли в населении).
Для межрегиональной миграции в России характерны региональный структурный дисбаланс, профессионально-квалификационная ассиметрия, несовершенство социальной политики относительно внутренних мигрантов.
Для обеспечения рационального межрегионального перемещения рабочей силы в России необходимо, в первую очередь, создание новых рабочих мест в регионах, из которых наблюдается наибольший отток трудовых ресурсов - Дальний Восток, некоторые регионы Сибири и Европейского Севера, Северный Кавказ. Необходимо создать механизмы, которые не только остановили бы отток населения из региона, но и открыли бы возможности для массового привлечения туда трудовых ресурсов. Для этого нужно параллельно с разработкой проектов экономического развития Зауралья и Забайкалья создать специальные программы по организации масштабного привлечения и обустройства трудовых ресурсов из других российских регионов.
Кроме того, необходима реализация следующих направлений в области содействия развитию внутренней миграции граждан Российской Федерации: упрощение процедур регистрационного учета граждан Российской Федерации в целях снятия административных барьеров, препятствующих изменению места пребывания или жительства; обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания; информирование населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность; развитие разных форм временной пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности, в том числе распространение вахтового метода ведения работ, гибких форм занятости и гибкого графика работы; поддержка образовательной (учебной) миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и повышения квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда; содействие местной внутренней миграции, прежде всего между региональными центрами, малыми городами и сельскими поселениями; создание инфраструктуры для проживания внутренних трудовых и учебных мигрантов на основе государственно-частного партнерства; поддержка регионов и территорий, проводящих активные меры по привлечению внутренних мигрантов, в том числе в рамках федеральных программ; развитие дешевых сегментов рынка арендного жилья; развитие взаимодействия государственных центров занятости с частными агентствами по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации вне территории их постоянного проживания; совершенствование федерального и региональных банков вакансий, региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства с целью повышения информированности граждан о возможностях и условиях трудоустройства; создание фондов по реализации мер стимулирования переселения граждан на работу в другие регионы, в том числе регионы Дальнего Востока; повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока, Сибири, приграничных и стратегически важных территорий с целью создания необходимой для переселения социальной и транспортной инфраструктуры, а также снижение транспортной оторванности от регионов Центральной России; развитие транспортной инфраструктуры, внутренних и межрегиональных пассажирских перевозок; субсидирование пассажирских авиаперевозок между регионами восточной и западной частей страны.
Список литературы
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Аблажей Н.Н. Образ трудового мигранта в прессе и массовом сознании россиян // Вестник НГУ. Сер. История, филология. - 2012. - №6. - С.17-23.
Акопян О.А. Особенности миграционной политики РФ / О.А. Акопян // Национальный институт развития современной идеологии. – 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.nirsi.ru/129.
Безбородова Т.М. Мигранты на российском рынке труда // Социол. исслед. - 2013. - №5. - С.66-72.
Белашева И. Сила привычки// Время новостей. – 2010. - № 4.
Ващук А.С. Миграционная политика России в конце XX - начале XXI века: надежды управленцев и реалии сельской глубинки юга Дальнего Востока // Вестн. Дальневост. отд-ния Рос. акад. наук. - 2012. - №4. - С.24-31.
Вечканов Г. Актуальные проблемы российской миграции // Экономист. - 2013. - №5. - С.35-50.
Волох В. Миграция и Россия: динамика, риски и перспективы // Власть. - 2012. - № 6. - С.10-16.
Дергунова Н. Особенности миграции русских в ХХ в. / Н.Дергунова, А.Афонина // Власть. - 2012. - № 6. - С.7-9.
Житин Д.В. Территориальные особенности локализации миграционных потоков в Российской Федерации // Изв. Русск. геогр. об-ва. - 2011. - Т.143, вып.3. - С.16-31.
- Зайончковская М. Миграционная ситуация в современной России / М. Зайончковская // Человек и труд. – 2010. – № 6. – С. 48.
Зайончковская Ж.А. Федеральные округа на миграционной карте России // Регион: экономика и социология. - 2012. - № 3. - C.3-18.
Ивахнюк И.В. Миграционная политика: вклад в модернизацию России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2011. - № 2. - С.29-36.
Коровкин А. Миграционная политика должна заботиться о россиянах // Миграция XXI век. – 2013. - № 7. – С. 6.
Лашкевич Н. На чемоданах // Рос. Федерация сегодня. - 2012. - № 7-8. - С.68-71.
Мартынов И. Актуальные проблемы трудовой миграции (по материалам семинара, проведенного московским правительством) // Рос. экон. журнал. - 2012. - № 4. - С.102-109.
Миграция и демографический кризис в России / Под ред. Ж.А. Зайончковской, Е.В. Тюрюкановой; Фонд «Новая Евразия», Центр миграционных исследований, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - М., 2010. С. 39.
Мишунина А.А. Системный подход к государственному регулированию миграционных процессов в Российской Федерации // Журн. рос. права. - 2010. - № 8. - С.33-41.
Нетеребский О.В. Регулирование трудовой миграции: проблемы и пути решения (на примере города Москвы) // Уровень жизни населения регионов России. - 2012. - N 2. - С.22-27.
Парфенцева О.А. Миграция и ее роль в обеспечении регионов России квалифицированной рабочей силой // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - № 6. - С.43-51.