Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методические основы проведения маркетинговых исследований
1.1 Виды и методы маркетинговых исследований
1.2 Сущность опроса как метода маркетинговых исследований
1.3 Особенности проведения опросов в сети интернет
2. Анализ данных маркетингового исследования
2.1 Характеристика компании «Аэрофлот»
2.2 Анализ авиационного рынка России
3. Анализ потребителей компании «Аэрофлот» методом опроса
3.1 Маркетинговое исследование потребителей компании «Аэрофлот»
3.2. Формирование системы маркетинговых коммуникаций компании «Аэрофлот»
Российский рынок воздушных перевозок является высоко консолидированным. На долю пяти крупнейших игроков приходится 64,9% пассажирских перевозок (от общего объема рынка с учетом иностранных авиакомпаний). Группа «Аэрофлот» является безусловным лидером этого рынка. Доля Группы «Аэрофлот» в 2017 году составила 31,1% по сравнению с 30,3% в 2016 году. Без учета рейсов иностранных авиакомпаний, доля Группы «Аэрофлот» по пассажиропотоку в 2017 году составила 37,3% по сравнению с 37,1% в 2016 году. Доля Группы на рынке международных перевозок (с учетом иностранных авиакомпаний) снизилась с 27,0% в 2013 году до 26,1% в 2014 году, что было компенсировано ростом доли на внутренних воздушных линиях с 35,7% в 2016 году до 38,1% в 2017 году. Ближайшие конкуренты Группы «Аэрофлот» — «Трансаэро» (11,8%), Группа S7 (9,0%), Группа «ЮТэйр» (8,4%).
Доля Группы «Аэрофлот» на российском рынке по пассажирообороту практически не изменилась и составила 37,3% без учета иностранных авиакомпаний. Второе место занимает компания «Трансаэро» с долей в 19,5%, третье место — Группа S7 (8,8%).
Рис. 5. Помесячная динамика темпов роста пассажиропотока российских и иностранных авиакомпаний в 2017 г.
Рис. 6. Помесячная динамика темпов роста пассажиропотока группы «Аэрофлот» и российского рынка в 2017 г.
Следующим этапом станет оценка конкурентных позиций по модели Портера (таблица 1-6).
Таблица 1 – исходные данные для формирования Матрицы М. Портера
Фактор |
Возможности |
Угрозы |
Поставщики |
1.Развитие регулярных рынков 2.Завоевание новых сегментов рынка 3.Уменьшение издержек производства 4.Расширение ассортимента услуг |
1.Низкая частота внедрения услуг 2. Не все сотрудники заинтересованы в развитии компании 3.Достаточно высокая цена на некоторые виды услуг 5.Зависимость от поставщиков 6.Претензии к качеству продукции |
Конкуренты |
|
1) Ведение активной рекламной компании со стороны конкурентов 2) Оказание конкурентами услуг более высокого качества |
Потребители |
1. Компания является лидером на данном рынке 2.Узнаваемость марки 3.Товарный ассортимент – широкий 4. Высокое качество продукта 5.Эффективная реклама |
1.Высокая конкуренция на рынке 2.Рост требований со стороны госучреждений 3Наличие товаров-заменителей 4.Появление поддельного товара на рынке |
Таблица 2 - Конкуренция среди продавцов
№ |
Показатели |
Важность, о. е. |
Степень влияния на бизнес |
Взвешенная оценка |
||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
1 |
Увеличение количества постоянных покупателей |
0,1 |
* |
0,4 |
||||||
2 |
Изменение ценовой политики |
0,2 |
* |
1,0 |
||||||
3 |
Повышение качества и ценности Товара/Услуги |
0,15 |
* |
0,75 |
||||||
4 |
Число конкурентов |
0,1 |
* |
0,4 |
||||||
5 |
Степень дифференциации продукции |
0,05 |
* |
0,15 |
||||||
6 |
Темп роста отрасли |
0,1 |
* |
0,2 |
||||||
7 |
Уровень совершенствования бизнес-процессов |
0,05 |
* |
0,1 |
||||||
8 |
Барьеры на входе |
0,15 |
* |
0,6 |
||||||
9 |
Степень насыщения потребительского спроса |
0,1 |
* |
0,3 |
||||||
ИТОГО: |
1 |
3,9 |
Таблица 3 - Угроза появления товаров-заменителей
№ |
Показатели |
Важность, о. е. |
Степень влияния на бизнес |
Взвешенная оценка |
||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
1 |
Относительная цена |
0,2 |
* |
0,8 |
||||||
2 |
Стоимость переориентации на товар-заменитель |
0,15 |
* |
0,75 |
||||||
3 |
Лояльность покупателей к товару-заменителю |
0,15 |
* |
0,6 |
||||||
4 |
Новизна продукции |
0,15 |
* |
0,45 |
||||||
5 |
Рекламная атака на потребителей |
0,2 |
* |
1,0 |
||||||
6 |
Улучшение качества обслуживания |
0,15 |
* |
0,45 |
||||||
ИТОГО: |
1,0 |
4,05 |
Таблица 4 - Влияние поставщиков
№ |
Показатели |
Важность, о. е. |
Степень влияния на бизнес |
Взвешенная оценка |
||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
1 |
Степень дифференциации продукции поставщиков |
0,2 |
* |
0,6 |
||||||
3 |
Конкуренция среди поставщиков |
0,2 |
* |
0,8 |
||||||
4 |
Концентрация поставок |
0,15 |
* |
0,75 |
||||||
5 |
Ценовая политика |
0,25 |
* |
1,25 |
||||||
6 |
Качество и условия поставки и др. |
0,2 |
* |
0,8 |
||||||
ИТОГО: |
1,0 |
4,2 |
Таблица 5 - Влияние покупателей, потребителей
№ |
Показатели |
Важность, о. е. |
Степень влияния на бизнес |
Взвешенная оценка |
||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
1 |
Число покупателей и потенциальных покупателей |
0,15 |
* |
0,75 |
||||||
2 |
Давление на цены с целью их снижения |
0,25 |
* |
0,75 |
||||||
3 |
Требования к более высокому качеству и ценности Товара/ Услуги |
0,2 |
* |
0,8 |
||||||
4 |
Уровень дифференциации и развития потребностей |
0,25 |
* |
1,0 |
||||||
5 |
Уровень материального благополучия |
0,15 |
* |
0,75 |
||||||
ИТОГО: |
1,0 |
4,15 |
Таблица 6 - Угроза появления новых конкурентов
№ |
Показатели |
Важность, о. е. |
Степень влияния на бизнес |
Взвешенная оценка |
||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
1 |
Величина входного барьера: |
0,6 |
* |
3,0 |
||||||
2 |
Наличие неудовлетворенного спроса и др. |
0,4 |
* |
1,6 |
||||||
ИТОГО: |
1,0 |
4,6 |
Построим модель пяти сил по М. Портеру (рис.6).
Рис. 6. Модель Пяти сил конкуренции по М. Портеру
Как воспользоваться возможностями:
- появление услуг нового поколения даст шанс расширить деятельность;
- конкурентоспособная цена на продукцию будет и дальше приводить к быстрой окупаемости;
- можно расширить полетных сегментов;
- также появление новых технологий в производстве сократят затраты и время на их изготовление;
За счет чего можно снизить угрозы:
- за счет эффективной рекламы и широкого ассортимента услуг, а также за счет дополнительных услуг, оказывающих компанией, можно снизить количество конкурентов и товаров-заменителей;
- за счет надежных каналов поставки материалов, можно будет снизить риски уменьшения системы дистрибьюции;
Самые большие опасности для фирмы:
- т.к. потребители выдвигают претензии к качеству - это может привести к тому, что покупатели будут пользоваться товарами конкурентов или товаров-заменителей.
Что может помешать воспользоваться возможностями:
- низкая частота внедрения новых услуг может помешать воспользоваться инновациями в данной сфере;
- Низкий уровень качества исполнения рекламы может привести к потере доли на рынке;
- Высокая цена на некоторые услуг приведет к отдалению потребителей и как следствие к снижению.
К 2025 году Группа «Аэрофлот» планирует:
- достичь уровня пассажиропотока до 70 млн пассажиров в год;
- войти в число крупнейших мировых перевозчиков, занимая место в топ-5 ведущих европейских авиакомпаний;
- стать лучшей по уровню сервиса компанией среди европейских перевозчиков.
2.2 Анализ авиационного рынка России
По состоянию на сегодня в России действует около двухсот авиакомпаний. Однако уже к 2025 году из них останется максимум пару десятков успешных. Небольшие региональные компании продолжают банкротиться, так как основной их пар составляют полученные от «Аэрофлота» устаревшие (еще советские) самолеты, которые практически выработали полетный ресурс. А приобрести новую технику такие компании позволить себе не в состоянии, и вынуждены будут покинуть авиационный рынок.
Только крупные сетевые авиаперевозчики могут рассчитывать на успех в перспективе. Они и сегодня успешно работают, имеют сложившиеся сети выгодных и привычных пассажирам маршрутов, имеют программы обновления парка машин. Среди успешных авиакомпаний, которые представляют авиационный рынок страны, можно отметить «Аэрофлот», S7, «UTair», «AiRUnion», «Трансаэро» и некоторые другие. Доля пассажироперевозок каждой к 2020 году составит не менее 10 миллионов человек ежегодно. Не исключено, что близкие компании могут в будущем консолидироваться, что позволит получить немалые преимущества и выгодно закупать новые самолеты.
Уже сейчас самые успешные авиакомпании России отказываются от вторичного рынка самолетов, наравне с ведущими авиакомпаниями мира закупая последние разработки производителей самолетов. Единственный недостаток для авиационного рынка и отечественной экономики в целом в том, что российский авиапром раньше, чем через 10-12 лет не сможет представить достойный конкурентоспособный самолет для среднемагистральных перелетов (за исключением, пожалуй, Sukhoi SuperJet).
Именно на внутреннем авиационном рынке региональных перевозок многие специалисты видят будущее авиации. Здесь главным конкурентом продолжает оставаться железная дорога: дешевле, проще, не обязателен паспорт и фейс-контроль, не нужно заблаговременной регистрации. Однако ожидается, что со временем цена на авиабилеты станет ближе к железнодорожным и доступнее, а меры безопасности ужесточатся и на вокзалах. Конечно, даже подорожание железнодорожных билетов оставит их позиции выгоднее на 20-30%, но абсолютное преимущество железной дороги уйдет.
Если воспользоваться поездом станет ненамного удобнее, чем пройти контроль на самолет, а цена билетов будет сравнима, то многие пассажиры в итоге предпочтут самолеты. Их несомненное преимущество в скорости путешествия до нужного места неоспоримо. Именно с этого момента авиаперевозки небольшими самолетами на близкие расстояния подстегнут авиационный рынок России, когда вернутся полузабытые рейсы между соседними городами регионами.