Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методические основы проведения маркетинговых исследований
1.1 Виды и методы маркетинговых исследований
1.2 Сущность опроса как метода маркетинговых исследований
1.3 Особенности проведения опросов в сети интернет
2. Анализ данных маркетингового исследования
2.1 Характеристика компании «Аэрофлот»
2.2 Анализ авиационного рынка России
3. Анализ потребителей компании «Аэрофлот» методом опроса
3.1 Маркетинговое исследование потребителей компании «Аэрофлот»
3.2. Формирование системы маркетинговых коммуникаций компании «Аэрофлот»
Есть надежда, что ожидаемый гигантский потенциал внутреннего рынка авиаперевозок не даст властям отдать его на откуп иностранным перевозчикам. Сегодня им нет доступа к внутрироссийский авиационный рынок, действует договор на межправительственном уровне, регулирующий авиаперевозки между Россией и другими странами. Четко фиксируется количество рейсов и даже определяется конкретный перевозчик от страны. Лидирующие позиции занимает «Аэрофлот», за которым закреплены полномочия перевозчика по большинству зарубежных линий. Однако после вступления в ВТО сохранить свои позиции ему будет непросто.
3. Анализ потребителей компании «Аэрофлот» методом опроса
3.1 Маркетинговое исследование потребителей компании «Аэрофлот»
В данном исследовании была выдвинута гипотеза о необходимости совершенствования коммуникационной политики компании «Аэрофлот».
Был проведен опрос при помощи анкетирования, который показал:
- 39 % жителей России приобретают билеты не в турфирмах, а в кассах определенных авиакомпаний, т. е. основная цель поездки – бизнес или деловой туризм, а остальные 61 % пользуются услугами турфирм для приобретения авиабилетов и основной целью поездки является отдых;
- 43 % опрошенных ответили, что пользовались услугами авиакомпании «Аэрофлот», а остальные 57 % других российских авиаперевозчиков;
- из 33 % опрошенных, которые приобретали билеты в кассах авиакомпаний и летали авиакомпанией «Аэрофлот», 19 % летали в Москву, 12 % в СНГ, 29 % в Европу, 47% в целом по России.
- 73 % потребителей «Аэрофлота» приобретают билеты эконом-класса, что объясняется сложной экономической ситуацией в стране, т. е. основной целью их поездки является рекреационный туризм;
- у клиентов «Аэрофлота» на первом месте главным критерием являются тарифы и льготы (52,5 %), так как сравнительно низкие цены данной авиакомпании позволяют снизить стоимость турпакета, который становится более доступным для туриста, а на втором месте – комфортность полета (17,5 %), что объясняется большим расстоянием перелета;
- при выборе авиакомпании важным является доступность использования предоставляемых дополнительных услуг принимающей стороны: так 50 % клиентов «Аэрофлот» пользуются возможностью выбора посадочных мест и 37 % предпочитают доставку билетов. Услугами бронирования билетов пользуются только 13 %, что говорит о недостаточном использовании всемирной паутины Интернет.
- потребители «Аэрофлота» главным достоинством на борту самолета считают горячее питание (70 % и 60 %, соответственно); на втором месте находится предоставление одеял и подушек, на третьем – неограниченный выбор спиртных напитков;
- большинство потребителей «Аэрофлота» оценивают услуги авиакомпании как «хорошие»;
- также было рассмотрено, какая авиакомпания лучше оказывает услуги по мнению потребителей, пользовавшихся услугами авиакомпаний «Аэрофлот»: 70 % ответили, что услуги «Аэрофлота» им понравились больше, чем услуги других авиакомпаний, представленных в России. Это означает, что вероятно эти 70 % ответивших в следующий раз полетят «Аэрофлотом».
- потребители «Аэрофлота» цену билета воспринимают как один из основных факторов при выборе авиакомпании, что говорит о нестабильной экономической ситуации в стране; также следует отметить, что для 13 % клиентов «Аэрофлота» цена не имеет значения, что говорит о способности приобретения более дорогих турпакетов.
- анализ двойного сегментирования показал, что постоянными клиентами авиакомпании «Аэрофлот» являются семьи без детей со средним и выше среднего доходом (47 % и 53 % опрошенных, соответственно), на втором месте холостые или незамужние потребители с разным уровнем дохода (по 33 %); также следует отметить, что семьи с детьми составляют 14 % со средним доходом и 17 % с доходом выше среднего;
- при анализе сегментирования и расчете коэффициентов влияния было выявлено, что при покупке авиабилета в авиакомпании «Аэрофлот» потребитель руководствуется своим семейным положением (31 %), но при этом он приобретает билеты согласно своему доходу, так как доход и семейное положение нельзя рассматривать как отдельные составляющие, потому что они функционируют в совокупности; из проведенных исследований следует, что основными потребителями авиакомпании «Аэрофлот» являются семейные пары с детьми и без них с разным доходом, т. е. по- купая билеты данной авиакомпании, потребители учитывают цену билета, которая повлияет не на одного члена семьи, а на нескольких – будет потрачен семейный доход на нескольких членов семьи;
- для изучения мотивов покупки авиабилетов «Аэрофлота» была составлена таблица, которая показала, что мотив экономии по результатам опроса для 52,5 % клиентов «Аэрофлота» занимает первое место, т. к. сравнительно низкие цены данной авиакомпании позволяют снизить стоимость турпакета, который становится более доступным для российского туриста, а мотив признание, состоящий в питании с использованием неодноразовых приборов, занимает последнее место и только 2 % опрошенных руководствуются данным мотивом при покупке авиабилета.
Таблица 7 - Рейтинг мотивов у приверженцев авиакомпании «Аэрофлот»
№ |
Мотив |
%-е соотношение |
Формулировка мотива |
Категории мотива |
1 |
Тарифы и льготы |
52,5 |
Экономия |
Рациональные |
2 |
Скорость доставки |
15,0 |
Удобство |
Рациональные |
3 |
Надежность и репутация авиакомпании |
12,5 |
Гарантия высокого класса обслуживания |
Рациональные |
4 |
Использование неодноразовых приборов |
2,0 |
Признание |
Эмоциональные |
Нужно отметить, что, несмотря на большое количество разработанных теорий мотивации, все они объясняют поведение человека по-разному. Это обусловлено, прежде всего, неизведанностью и непознанностью психологии человека, его еще далеко не до конца изученным внутренним миром. Специфика туристской деятельности такова, что необходимо уделять особое внимание эмоциональным мотивам. Дело в том, что эмоциональные мотивы человека чаще существенно перевешивают рациональные мотивы. Поэтому во взаимоотношениях авиакомпании с клиентами первостепенное значение приобретает постоянная поправка на эмоции, а также учет других факторов, влияющих на поведение потребителей.
Важным направлением маркетинговых исследований потребителей является получение сведений об их поведении, связанным с приобретением туристских услуг. Полученные данные исследования авиакомпания «Аэрофлот» может использовать при разработке маркетинговой стратегии: учесть все необходимые факторы, которые являются основным звеном при принятии решения о покупке. Прежде всего, это ценовой фактор. К примеру, авиакомпания «Аэрофлот», благодаря демпингу цен, заняла огромную рыночную нишу. Положительные тенденции последних двух лет это подтверждают. Наблюдается устойчивый рост спроса, объем перевозок за 2013 год возрос на 14,5 процента – это выдающийся результат.
Перевозчики являются индикаторами экономического состояния страны: рост ВВП, умноженный на два. Это свидетельствует о том, что растет мобильность населения, деловая активность, больше стали летать в Россию из-за рубежа. При этом рост международных перевозок составил 15 процентов, а внутренних – 12,8 процента.
Также следует учитывать фирменный стиль предприятия, который внушает определенное доверие клиенту, уровень сервиса на борту самолета и доступность приобретения билетов, т. к. мотив удобства является вторичным фактором при приобретении авиабилетов. Услуга бронирования билетов при помощи Интернета должна быть доступна и удобна каждому гражданину России.
3.2. Формирование системы маркетинговых коммуникаций компании «Аэрофлот»
Аэрофлот стремится к укреплению лидерских позиций, продвижению бренда Компании как ведущего перевозчика с высоким уровнем безопасности и комфорта на борту, новым авиапарком и развитой сетью маршрутов. Компания входит в число лидеров отрасли по качеству обслуживания пассажиров, что подтверждается высокими позициями в признанных мировых рейтингах и получением престижных премий, включая премию Skytrax World Airline Awards в номинации «Лучшая авиакомпания Восточной Европы».
По оценке Brand Financе, стоимость бренда «Аэрофлот» в 2016 году выросла на 9% и составила 1,6 млрд долларов США, при этом стоимость бренда с учетом дочерних компаний Группы «Аэрофлот» достигла 1,7 млрд долларов США. Бренд «Аэрофлот» стабильно входит в топ-20 самых дорогих брендов в мировой авиатранспортной отрасли.
В течение года Компания реализовала серию маркетинговых и имиджевых кампаний в России и на зарубежных рынках в целях продвижения корпоративной репутации, повышения узнаваемости бренда, увеличения объемов продаж, укрепления лояльности пассажиров. Одним из значимых имиджевых проектов 2016 года стало проведение шоу «Новогоднее путешествие» с использованием современных световых технологий в городах России (Санкт-Петербург, Владивосток, Оренбург, Симферополь и Ростов-на-Дону).
На приоритетных рынках Европы (Великобритания, Германия, Франция) была реализована имиджевая кампания Top Flight Performance, а на ключевых рынках Азии (Китай, Южная Корея, Япония) — Top Flight Comfort. Рекламные кампании отражали основные конкурентные преимущества Аэрофлота, анонсируя стратегическое партнерство с футбольным клубом Manchester United и представляя авиакомпанию миллионам болельщиков по всему миру, что способствовало повышению узнаваемости бренда и росту доверия к Компании со стороны широких аудиторий. Аэрофлот является официальным спонсором и перевозчиком футбольного клуба Manchester United с 8 июля 2015 года. В течение года также были организованы различные мероприятия в рамках партнерства, включая проведение чемпионата Aeroflot Asia Cup 2016 в России, Китае, Республике Корея и Японии.
В ряде европейских стран, США, Индии, странах СНГ и Балтии были реализованы тактические рекламные кампании в прессе, направленные на продвижение сети маршрутов, в том числе транзитных направлений полетов, а также отдельных услуг и сервисов.
В 2016 году ОАО «Аэрофлот» провело обширные маркетинговые исследования на ключевых рынках России и за рубежом, результаты которых стали основой обновленной маркетинговой стратегии авиакомпании «Аэрофлот». Значительный объем полученных данных о потребителях услуг авиакомпании позволил провести детализированную сегментацию потребителей и получить качественно новые знания о целевых сегментах, грамотная коммуникация с которыми позволит укрепить позиции авиакомпании как глобального авиаперевозчика.
В декабре 2016 года была запущена система Siebel CRM, которая позволит работать с потенциальными и существующими клиентами и решит такие задачи как сбор маркетинговых данных и акцентирование внимания на нужных сегментах клиентской аудитории, взаимодействие с клиентами по разным каналам с учетом их интересов, а также анализ эффективности маркетинговой деятельности.
Индекс потребительской лояльности (Net Promoter Score, NPS), оцениваемый совместно с Bain & Company, в 2016 году вырос на 9 п.п. по сравнению с предыдущим годом и составил 67%.
Согласно результатам исследования «Скрытый пассажир», проведенного в 2016 году совместно с холдингом «Ромир Мониторинг Стандарт», уровень соответствия собственным стандартам обслуживания пассажиров в Аэрофлоте превысил показатель предыдущего года и составил 92%.
Аэрофлот также принимает участие в мониторинговом исследовании IATA Airsat по потребительской оценке сервиса крупнейших авиаперевозчиков Европы, Ближнего Востока и Азии, а также в исследовании SkyTeam Customer Experience Research, проводимом среди всех авиакомпаний-участников альянса.
В 2016 году в ОАО «Аэрофлот» была разработана обновленная маркетинговая стратегия на период 2017–2020 гг., которая предусматривает детализированную сегментацию потребителей и максимально полный учет потребностей и особенностей каждой категории пассажиров.
Аэрофлот стремится превзойти мировые стандарты по уровню обслуживания пассажиров на земле и на борту. Постоянно совершенствуются меню, система развлечений, предлагаются новые дополнительные услуги для того, чтобы сделать путешествие максимально комфортным. Приоритетное внимание уделяется внедрению современных технологий: так, уже на 30 широкофюзеляжных самолетах Аэрофлота доступна услуга доступа в Интернет на борту. С 2016 года бортпроводники Компании используют планшеты CrewTablet на основе iPad Mini. Проект реализуется в сотрудничестве с телекоммуникационной компанией SITA и способствует дальнейшему повышению качества работы с пассажирами на борту.