Файл: Политика развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Глава 1. Теоретические основы политики развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы политики развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации

1.1. Развитие персонала в системе стратегического развития организации

1.2. Основные этапы развития персонала

1.3. Технологии и методы развития персонала

Глава 2. Анализ существующей политики развития персонала в организации (на примере ООО «М.Видео Менеджмент»)

2.1. Общая характеристика организации

2.2. Анализ системы управления персоналом и кадрового состава организации

2.3. Оценка эффективности развития персонала организации

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию планирования развития персонала ООО «М.Видео Менеджмент»

3.1. Разработка модели новой системы обучения и повышения квалификации персонала

3.2. Расчет социально-экономической эффективности внедрения разработанных рекомендаций

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность выбранной темы. Профессиональное развитие персонала в современных условиях является важнейшим фактором успеха любой организации. При меняющихся условиях внешней среды организации, что в целом по-прежнему остается характерной чертой российской экономики, развитие сотрудников определяет не только успех организации, но и ее способность к выживаемости в целом. Квалифицированные кадры всегда были важным стратегическим фактором в деятельности компании. Компании необходим правильный отбор персонала и грамотная система обучения этого персонала, для того чтобы сотрудник был мотивирован, заинтересован и относился к выполняемым обязанностям с ответственностью.

Политика развития персонала представляет собой подготовку сотрудников, состоящую из различных методик обучения, а также технические и материальные средства, которые являются вспомогательными. Система развития персонала подразумевает под собой подготовку сотрудников на территории организации или в специализированных учебных центрах. Обучение, обмен информацией, повышение квалификации и развитие персонала помогает организации подготовить необходимую базу квалифицированных кадров для повышения эффективности деятельности в целом. Очень важно, чтобы новые сотрудники усваивали полный спектр новых знания, необходимых для своей работы. Именно поэтому в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации так важна политикаразвития персонала.

Объектом исследования выступает политика развития персонала организации. Предметом исследования являются структурные элементы, процессы и отношения развития персонала в организации ООО «М.видео Менеджмент».

Целью исследования является совершенствование политики развития персонала организации на примере ООО «М.видео Менеджмент».

Достижение обозначенной цели предполагает решение ряда задач:

1. Изучить теоретические основы политики развития персонала.

2. Провести анализ существующей политики развития персонала в ООО «М.видео Менеджмент».

3. Разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию планирования развития персонала ООО «М.видео Менеджмент».

4. Дать оценку экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

К основным методам исследования можно отнести следующие методы: анализ и синтез, логический метод, метод аналогий, анкетный опрос.


Структура работы. Курсовая работа содержит введение, три главы, заключение, список источников, приложения. Во введении рассмотрена актуальность работы, научно-теоретическая база, главная цель работы и задачи, посредством которых достигается цель работы, выделен объект и предмет, обозначены методы исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты организации развития персонала. Во второй главе проанализированы особенности развития персонала на примере ООО «М.видео Менеджмент». В третьей главе предложены мероприятия по повышению эффективности планирования развития персонала организации. В заключении подведены итоги всей проделанной работы и сделаны основные выводы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут послужить основой реального применения предложенных рекомендаций на практике и получения видимых результатов от их внедрения.

Глава 1. Теоретические основы политики развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации

1.1. Развитие персонала в системе стратегического развития организации

В менеджменте «кадровое развитие» — это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека, т.е. речь по большому счету идет об управлении человеческими ресурсами. Поскольку в менеджменте речь о развитии идет как о процессе выполнения производственных функций, то именно в этой связи в бизнесе уделяется большое значение постоянному обучению персонала. Каждая фирма нацелена на то, чтобы быть конкурентоспособной и получить максимально возможную прибыль, Это возможно только в том случае, если все сотрудники будут готовы работать в новых условиях постоянно возникающих в современной экономической ситуации. Для успешного продвижения на рынке менеджеры постоянно задумываются над вопросом «Как можно изменить управление трудовыми ресурсами для получения необходимых возможностей?»[1]. Рано или поздно, задача систематического обучения и развития персонала становится для организации ключевой — к этому подталкивает конкуренция, скорость процессов, высокая мобильность рабочей силы. Как правило, в том или ином виде функция обучения и развития в организации бывает реализована. Фактически мы говорим о том, что в будущем преуспевать будут те организации, которые на всех уровнях управления научатся использовать способность персонала обучаться. С этого момента мы ведем речь о концепции обучающейся организации[2]. Систему развития человеческих ресурсов организации можно представить в виде схемы на рис.1.


Рис.1. Схема развития человеческих ресурсов[3]

Руководство организации должно работать над постоянным повышением потенциала работников, их профессиональным и личностным развитием, поскольку человеческие ресурсы, в отличие от остальных ресурсов организации, с годами только увеличивают свою ценность[4].

Развитие – это процесс, предполагающий изменение материальных и духовных объектов, их усовершенствование.

Развитие персонала (развитие человеческих ресурсов) – это изменение личностных ценностей, которое требует усвоения знаний и навыков. Развитие персонала направлено на повышение качества рабочей силы.

Качество рабочей силы как экономическая категория выражает отношения между индивидом и обществом, работником и работодателем по поводу формирования и развития способностей человека к труду и степени их проявления в производительной деятельности (таблица 1).

Таблица 1 - Соотношение структуры личности и структуры качества рабочей силы

Подструктуры личности

Элементы подструктур личности

Элементы качества рабочей силы

Направленность

Убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы, желания

Мотивационная структура

Опыт

Привычки, умения, навыки, знания

Квалификация (знания, умения, навыки)

Особенности психических процессов

Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память

Интеллектуальные свойства

Убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы, желания

Биопсихические свойства

Демографические характеристики, здоровье

Система кадрового развития персонала с точки зрения кадрового менеджмента представлена на рисунке 2.

Рис.2. Система развития персонала с точки зрения кадрового менеджмента

С позиции управления цели развития персоналом представлены на рисунке 3.

Приобретение и использование нового оборудования, внедрение современных технологий ведут к изменениям качества и количества выполняемых работ. На выявление потребностей для развития персонала влияют такие факторы, как внешняя среда (потребители, конкуренты, поставщики), интенсивное развитие техники и технологии, приводящее к появлению новых услуг и продукции, изменение стратегии развития организации и возникновение новых задач, создание новой организационной структуры или вида деятельности[5].


Рис.3. Цели системы развития персонала

В связи с этим возникает потребность в дополнительных знаниях, в развитии новых навыков и нестандартных подходах к работе. Подобная тенденция обязывает руководство отправлять работников на обучение и переобучение, чтобы они, ознакомившись с новыми производственными функциями, могли занимать соответствующие должности, решать прежние задачи иным, более эффективным способом, принимать нестандартные решения и т.д. Успех работника будет означать и увеличение кадровых ресурсов организации в целом[6].

Развитие персонала включает следующий комплекс мер: 1) профессиональное обучение; 2) переподготовка и повышение квалификации кадров; 3) ротация; 4) делегирование полномочий; 5) планирование карьеры персонала в организации[7].

Меры по развитию персонала включают: 1) сохранение работоспособности; 2) адаптация персонала к изменяющимся условиям; 3) подготовка сотрудников к выполнению более сложных задач; 4) организация психологической помощи сотрудникам, работающим в условиях повышенных рисков. Принципы и факторы развития персонала представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Принципы и факторы развития персонала[8]

Основные принципы развития персонала

Факторы развития персонала

– целостность системы развития, преемственность различных видов и форм развития персонала;

– опережающий характер обучения и развития на основе прогноза научно-технического развития и условий развития организации;

– гибкость различных форм развития, возможность их использования на отдельных этапах развития;

– профессиональное и социальное стимулирование развития человеческих ресурсов;

– построение системы развития персонала с учетом конкретных возможностей организации, социально-экономических условий его функционирования

– серьезная конкуренция на различных рынках в условиях глобализации экономики;

– бурное развитие новых информационных технологий;

– системное, комплексное решение вопросов управления человеческими ресурсами и всех стратегических задач на основе единой программы деятельности организации;

– необходимость разработки стратегии и организационной культуры организации;

участие всех линейных руководителей в реализации единой кадровой политики и решения стратегических задач организации;


Также необходимо отметить, что системы развития персонала действуют в нашей стране сравнительно недавно и, в основном, в крупных компаниях. При этом в последнее время заметна тенденция к увеличению числа компаний, практикующих в своей деятельности профессиональное развитие собственного персонала.

1.2. Основные этапы развития персонала

При формировании системы развития персонала компания может использовать методологию прикладного системного анализа, разработанную М. Армстронгом, которая включает в себя следующие этапы:

1) анализ состояния организации и ее проблем;

2) разработка вариантов «идеализированного» будущего корпорации;

3) разработка средств достижения целей;

4) распределение имеющихся ресурсов (материалов, оборудования, персонала, финансов);

5) планирование внедрения.

На первом этапе в целях анализа состояния организации и ее проблем в части развития персонала, как правило, проводят эмпирическое социологическое исследование для выявления позитивной установки большинства работников предприятия на профессиональное развитие). Как правило, для выявления такой установки в организации проводят анкетирование (социологический опрос). Объем выборочной совокупности составил может быть различным, а выборка может быть квотной по группам должностей (рабочие, специалисты, руководители и пр.)[9].

На втором этапе анализа, согласно избранной методологии, осуществляется разработка вариантов «идеализированного» будущего, в результате которой разрабатывается концепция проекта. Концепция проекта – это его основные положения, представленные в определенной системе.

Назначение концепции – определить конечные цели проекта и выявить возможные пути их достижения. В общем виде систему развития персонала организации можно представить в виде схемы (рис.4)

Третий этап – разработка средств достижения целей. К методам развития персонала обычно относят: методы адаптации новых работников, методы оценки и аттестации накопленного потенциала и фактических компетенций, обучение (в различных организационных формах, включая самообразование), управление карьерой и управление кадровым резервом, методы стимулирования и мотивации труда[10].

Рис.4. Модель системы кадрового развития персонала