Файл: Формирование лояльности в поведении персонала (Исследование уровня лояльность персонала ООО «Лада-Хлеб»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования лояльности персонала
1.1. Понятие лояльности персонала организации
1.2. Факторы лояльности персонала и подходы к ее формированию
Глава 2. Исследование уровня лояльности персонала ООО «Лада-Хлеб»
2.1. Общая характеристика ООО «Лада-Хлеб»
2.2. Диагностика лояльности персонала организации
Глава 3. Рекомендации по повышению лояльности персонала ООО «Лада-Хлеб»
Менеджер по персоналу
Рисунок 1. Организационная структура управления
ООО «Лада-Хлеб»
Динамика численности персонала предприятия представлена в таблице 1.
Таблица 1
Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами ООО «Лада-Хлеб» за 2015-2017 годы
Категория работающих |
Среднесписочная численность, чел. |
Отклонения 2017 года от |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2015 года |
2016 года |
|||
Чел (+/-) |
Темп прироста, % |
Чел (+/-) |
Темп прироста, % |
||||
Рабочие, в том числе |
75 |
76 |
76 |
1 |
1,33 |
- |
- |
основные |
64 |
64 |
64 |
- |
- |
- |
- |
вспомогательные |
11 |
12 |
12 |
1 |
9,09 |
- |
- |
Служащие, в том числе |
49 |
50 |
50 |
1 |
2,04 |
- |
- |
руководители |
9 |
9 |
9 |
- |
- |
- |
- |
специалисты |
38 |
40 |
40 |
2 |
5,26 |
- |
- |
прочие служащие |
2 |
1 |
1 |
-1 |
-50,00 |
- |
- |
Всего работающих |
124 |
126 |
126 |
2 |
1,61 |
- |
- |
Из данных таблицы 1 видно, что за 2016 г. отмечается увеличение кадрового состава предприятия. В 2016 г. численность работающих предприятия увеличилась на 2 чел., или на 1,61%. При этом прирост численности произошел за счет увеличения численности вспомогательных рабочих (на 1 чел., или на 9,09%) и специалистов – на 2 чел., или на 5,26%. Численность прочих служащих сократилась на 1 работника. В 2017 г. изменения численности работников не происходило.
2.2. Диагностика лояльности персонала организации
Для оценки лояльности персонала ООО «Лада-Хлеб» использована методика, предложенная Л. Г. Почебут и О. Е. Королевой.
В опросе приняли все работники предприятия. Опрос проводился по трем группам работников: 1 группа – рабочие – 76 чел.; 2 группа – специалисты и служащие – 41 чел.; 3 группа – руководители – 9 чел.
Каждому работники были предоставлены карточки с суждениями и ответный лист. При обработке результатов оценивались ответы только на суждения № 1, 3, 4, 5, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 27, 32, 34. Остальные суждения не учитывались, они служат для камуфляжа истинных целей исследования. В соответствии с инструментарием оценки выставлены баллы по группе рабочих согласно градации и отображены в Приложении 1. Анализируя данные Приложения 1, выделим суждения, получившие наиболее высокие оценки.
Большинство рабочих считают, что:
- руководство компании не должно принимать решения, с которыми несогласно большинство сотрудников;
- один сотрудник фирмы не может получать зарплату в 10 раз превышающую зарплату других сотрудников;
- если, по мнению сотрудника, распоряжение руководителя может повредить делу, сотрудник должен предупредить его об этом.
Достаточно позитивно рабочие оценили следующие суждения:
- если руководитель держит подчиненных на некоторой дистанции, то к выполнению его распоряжений они относятся более ответственно;
- чтобы успешно руководить людьми, нужно быть в курсе их проблем;
- обязательства перед работниками компания должна выполнять, несмотря на финансовые затруднения;
- скорость продвижения по службе, в первую очередь, зависит от отношений с руководством, а затем уже от квалификации.
Самую негативную оценку получило суждение о том, что заработная плата сотрудника компании должна зависеть от экономической ситуации в его семье. В целом по рабочим оценка лояльности составила 15 баллов, то есть может быть оценена как низкая.
Оценка лояльности по группе специалистов и служащих представлена в Приложении 2. По группе «Специалисты и служащие» суммарный балл лояльности – 30, то есть существенно выше, чем по рабочим; данная группа может быть отнесена к категории работников со средней лояльностью.
По данным таблиц Приложения 3 видно, что общий балл лояльности по руководителям составил 38 баллов, то есть самый высоких из всех исследуемых групп. Это достаточно закономерный результат, так как наемный руководитель, как правило, четко знает, за что он работает. Среди руководителей высшего и среднего звена в качестве ведущих ценностей профессиональной деятельности преобладают такие факторы, как возможность самореализации, достижение высокого статуса, признания, ощущение собственной значимости, саморазвитие, продвижение по карьерной лестнице.
Распределение работников предприятия по группам лояльности представлено в таблице 2. По данным таблицы 2 видно, что более половины рабочих относятся к группе с низкой лояльностью. Кроме того, у 6,36% рабочих лояльность к организации отсутствует. К группам с высокой и средней лояльностью относятся 11,90% и 19,84% рабочих соответственно. В группе специалистов и служащих средняя лояльность отмечается у 75,6 %, а низкая – у 19,5 %. Большая часть руководителей (66,7 %) относится к категории работников с высоким уровнем лояльности.
Таблица 2
Распределение работников ООО «Лада-Хлеб» по группам лояльности
Группа лояльности |
Диапазон баллов |
Число работников |
Удельный вес в общем числе группы работников |
||||
рабочие |
специалисты и служащие |
руководители |
рабочие |
специалисты и служащие |
руководители |
||
Высокая |
54 – 90 |
9 |
2 |
6 |
11,8 |
4,9 |
66,7 |
Средняя |
18 – 54 |
15 |
31 |
3 |
19,7 |
75,6 |
33,3 |
Низкая |
От 18 до – 18 |
47 |
8 |
61,8 |
19,5 |
провести анализ системы управления персоналом и анализ человеческих ресурсов в ООО «Лада-Хлеб» |
|
Отсутствие лояльности |
От – 18 до – 90 |
5 |
провести анализ системы управления персоналом и анализ человеческих ресурсов в ООО «Лада-Хлеб» |
провести диагностику удовлетворенности трудом и лояльности персонала ООО «Лада-Хлеб» |
6,6 |
Соответственно, цель определила постановку и последовательность теоретического и эмпирического решения исследовательских задач: исследовать удовлетворенность трудом как фактор повышения эффективности персонала |
Для выявления причин низкой лояльности рабочих проведен анализ ценностных ориентаций и мотивов труда. Во-первых, дадим оценку реализации трудовой мотивации рабочих ООО «Лада-Хлеб». Результаты проведенного опроса рабочих представлены в таблице 3.
Таблица 3
Реализация мотивации рабочих ООО «Лада-Хлеб» [14]
№ п.п. |
Описание атрибута |
Важность, % |
Исполнение |
Общая оценка |
Факторы гигиены |
||||
1 |
Иметь больше свободы на работе |
12 |
3 |
0,36 |
2 |
Иметь хорошие отношения с руководителями и сослуживцами |
9 |
3 |
0,27 |
3 |
Иметь возможность для профессионального роста |
10 |
4 |
0,4 |
4 |
Иметь хорошие рабочие условия |
8 |
4 |
0,32 |
5 |
Получать хорошую зарплату |
13 |
3 |
0,39 |
6 |
Помогать своему предприятию достичь цели |
7 |
2 |
0,14 |
7 |
Иметь продвижение по службе |
12 |
3 |
0,36 |
8 |
Быть частью своей рабочей группы |
8 |
3 |
0,24 |
9 |
Иметь стабильную и надежную работу |
10 |
4 |
0,4 |
10 |
Быть информированным о результатах своей работы |
11 |
3 |
0,33 |
ИТОГО |
100 |
3,21 |
||
Факторы мотивации |
||||
1 |
Быть лидером в своей группе |
13 |
3 |
0,39 |
2 |
Делать стоящую, интересную и качественную работу |
14 |
3 |
0,42 |
3 |
Достигать личных целей, относящихся к работе |
19 |
4 |
0,76 |
4 |
Получать новые знания и навыки |
17 |
4 |
0,68 |
5 |
Быть по достоинству оцененным своим руководителем |
20 |
2 |
0,4 |
6 |
Участвовать в принятии решений |
17 |
3 |
0,51 |
ИТОГО |
100 |
3,16 |
Как видно из таблицы 3, наиболее значимым является мотив «получать хорошую зарплату», который, по мнению рабочих, плохо реализуется (на три балла). В то же время самым низким показателем мотивации является стремление работника «помогать своей фирме достичь целей», которое почти не реализуется на данном предприятии (2 балла). Это говорит о том, что личные и организационные цели в восприятии работника далеки друг от друга. Уровень удовлетворенности (мотивированности) персонала составил 3,16 / 5 = 63,2%.
На текущий момент сотрудники ООО «Лада-Хлеб» не являются настолько лояльными к компании, чтобы разделить с ней риски, связанные с выбором активной конкурентной позиции по росту и расширению бизнеса в ближайшее время.
Таблица 4
Выявленные проблемы управления лояльностью персонала в ООО «Лада-Хлеб»
Проблема |
Причина |
Возможные пути решения |
1 |
2 |
3 |
Текучесть кадров в 2015-2017 гг. растет (увеличение с 4 % до 6 %). Темпы роста производительности труда по рабочим в 2017 г. ниже, чем в 2015 г. |
Более половины рабочих ООО «Лада-Хлеб» относятся к группе с низкой лояльностью. Кроме того, у 6,36% рабочих лояльность к организации отсутствует. К группам с высокой и средней лояльностью относятся 11,90% и 19,84% рабочих соответственно. Таким образом, основная часть рабочих ООО «Лада-Хлеб» является пассивной, то есть текущие условия устраивают, но не настолько, чтобы не рассматривать более выгодные предложения. Среди факторов, негативно влияющих на лояльность рабочих предприятия, выделены: 1) неудовлетворенность оплатой труда; 2) неудовлетворенность социальным пакетом. |
Внедрение системы бенефитов, учитывающих потребности отдельных категорий работников. |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
В группе специалистов и служащих средняя лояльность отмечается у 75,6 %, а низкая – у 19,5 %. В этой группе факторами, снижающими лояльность, являются: 1) отсутствие возможностей карьерного роста; 2) низкие возможности участия в принятии решений. |
Внедрение системы бенефитов, учитывающих потребности отдельных категорий работников. Проведение внутренних конкурсов (мотивационных, корпоративных). Внутрифирменное обучение |
|
33,3 % руководителей имеют низкий уровень лояльности |
Внедрение системы бенефитов, учитывающих потребности отдельных категорий работников. Обучение на тренинге «Развитие лояльности персонала» |