Файл: Ассортиментная политика предприятия розничной торговли (Код ОКВЭД 47.11 – торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы ассортиментной политики предприятия
1.1 Понятие ассортимента товаров
1.2 Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия
Глава 2. Ассортиментная политика розничного неспециализированного торгового предприятия
2.1. Специфика формирования ассортимента розничного неспециализированного торгового предприятия
2.2. Управление ассортиментом розничного неспециализированного торгового предприятия
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс формирования ассортимента товаров в магазине требует знания состава населения, его покупательной способности, знание моды и многих других условий. Учитывая быструю динамику изменений данных показателей, ассортимент торгового предприятия следует подвергать постоянному анализу по указанным выше показателям (глубина, широта и т.д.). Это позволяет реагировать на изменения конъюнктуры рынка и потребительских предпочтений.[35]
Итогом такого анализа служит определение структуры ассортимента. «Это соотношение групп и товарных категорий в ассортименте магазина. Различают понятие макроструктуры и микроструктуры ассортимента товаров магазина. Макроструктура – это соотношение между группами товаров в каждом классе, а микроструктура – соотношение товарных категорий в каждой товарной группе»[36].
Для структурирования и оптимизации ассортимента на предприятиях торговли составляются товарные классификаторы, ассортиментные матрицы и ассортиментные минимумы, которые помогают сформировать оптимальный ассортимент предприятия.
Товарный классификатор – это разделение всех товаров на классы, товарные группы и товарные категории. [37].
Ассортиментная матрица – это перечень всех товарных позиций, включая и сезонные товары, которые могут временно отсутствовать в продаже. Это не просто список товаров – матрица строится на основе классификатора и является результатом структурирования ассортимента. [38].
В матрице товары подразделяются на группы, категории, подкатегории, товарные позиции, а также и по другим показателям (к примеру, поставщики товаров). Фактически и практически ассортиментная матрица в магазине это основной документ, которые формируется на основании позиционирования и концепции розничного магазина.
Ассортиментный минимум товарной продукции – это «минимальный перечень продаваемой в магазине продукции, соответствующий ожиданиям и потребностям целевых потребителей. Этот документ представляет собой матрицу ассортиментных позиций, которые должны постоянно присутствовать в магазине в определенный период времени. Ассортиментный минимум формируется на основе имеющихся в ассортименте групп товаров и зависит от изменений покупательского спроса и других факторов»[39].
Четкая структуризация ассортимента и использование товарного классификатора и ассортиментной матрицы позволяют рационально управлять ассортиментом в торговле.
2.2. Управление ассортиментом розничного неспециализированного торгового предприятия
При регулировании структуры ассортимента «следует учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация»[40]. То есть параметры, характеризующие структуру ассортимента, помогают фирме определить свою ассортиментную политику (концепцию).
Ассортиментная концепция предприятия – является сегодня одним из важнейших инструментом, с помощью которого фирма работает на рынке. Ее задача – «обеспечение полного соответствия набора выпускаемых и реализуемых товаров нуждам потребителей как по качеству, так и в отношении количественных объемов»[41].
Основные принципы концепции:
-
- адекватность – указывает на регулирующий характер;
- гибкость – отражает необходимость постоянного поиска новых возможностей.[42]
Современная концепция управления ассортиментом в рознице – это наращивание продаж за счет формирования ассортимента не из набора товаров, а из совокупности определенных категорий товаров.
Категорийный менеджмент рассматривает управление категориями взаимоувязанных с позиций спроса и потребления товаров, обеспечивающее максимальную прибыль, в результате которого фактически формируется ассортиментная политика магазина. Его введение направлено на сокращение уровней управления товародвижением, разделение всего ассортимента на самостоятельные бизнес-юниты-категории. В магазине рассчитывается определенный размер полочного пространства для продуктов, собранных в определенную категорию.
Управление ассортиментом по товарным категориям предполагает:
- разделение ассортимента торговой сети на категории в зависимости от восприятия потребителем;
- сокращение количества звеньев в управлении категорией до минимума;
- выражение в товарной категории концепции магазина.[43]
Внедрение понятия «товарная категория» позволяет розничному магазину управлять ассортиментом как единым целым, переориентировать закупочную деятельность с производителя на потребителя, оптимизировать выкладку внутри категории исходя из общей идеи магазина, спроса на конкретный товар – в этом и заключается суть ассортиментной политики.
Категорийный менеджмент выделяет восемь этапов управления ассортиментом:[44]
-
-
-
- этап. Определение товарной специализации и позиционирование (обеспечение торговому бренду отличий и узнаваемости) на рынке, оценка потенциальной конкуренции.
- этап. Выбор целевого сегмента покупателей, выявление факторов, влияющих на потребительские предпочтения.
- этап. Выбор конкурентной стратегии формирования ассортимента в целях выявления конкурентных преимуществ отдельных категорий товаров (ограничение ассортимента и установление низких цен - сети «Копейка»; уникального товара или сервиса - «Азбука вкуса»; случайного ассортимента, расширенного ассортимента товаров низких цен - «Ашан»; специализации ассортимента - «Ароматный мир»; универсального ассортимента - «Спортмастер, «Седьмой континент», узкоспециализированного ассортимента - «Союзпечать»).
- этап. Построение организационной структуры управления ассортиментом.
- этап. Структурирование ассортимента, составление товарной матрицы. Основой для построения товарной матрицы служат потребительские предпочтения.
- этап. Мерчендайзинг.
- этап. Анализ эффективности ассортиментной политики.
- этап. Оперативное управление ассортиментом.
-
-
Среди основополагающих элементов управления (ассортиментной политики) можно выделить следующие:
- «планирование ассортимента или товарной номенкла¬туры (ассортиментная или товарная политика предприятия соответственно);
- организация (формирование ассортимента или товар¬ной номенклатуры и его реализация);
- контроль (контроль за соответствием спросу покупате¬лей, установление уровня требований по показателям, опре¬деляющим рациональность ассортимента)»[45].
Как мы можем увидеть, управление ассортиментом магазина это сложный и непрерывный процесс. В связи с этим в современных условиях управление ассортиментом в розничном магазине осуществляется с помощью автоматизации и IT систем. При этом важным документом в работе категорийного менеджера остается ассортиментная политика магазина как относительно поиска товара и поставщиков, так и в отношении возможного изменения ассортиментной матрицы в любом магазине.
Таким образом, хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления ассортимента, но и служит для предприятия своего рода ориентиром общей направленности действий, позволяющим корректировать текущие ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление ассортиментом в розничном магазине предполагает построение оптимального товарного предложения, которое по глубине ассортимента и его ширине сможет обеспечить потребность покупателей в определенных товарах. Глубина ассортимента и ширина ассортимента это важнейшие элементы ассортиментной матрицы и обязательное условие, которое получает свое отображение в ассортиментной политике розничного магазина.
Однако ассортимент магазина это чаще всего уникальное построение структуры категорий и групп товара, еще и привязанное к торговой площади и торговому оборудованию, особенно если это магазин самообслуживания, супермаркет или гипермаркет.
Сегодня, управление ассортиментом в розничной торговле становиться искусством, которое не каждому под силу. Большинство магазинов сегодня стараются перейти на категорийный менеджмент, используя управление товарным ассортиментом от начала до конца.
Управление товарным ассортиментом в рознице и есть фактически категорийный менеджмент, который в принципе может обеспечивать и обеспечивает эффективное управление ассортиментом в рознице. Хорошим инструментом для категорийного менеджмента в такой ситуации и, конечно же, для ассортимента выступает автоматизация бизнес процессов связанных с ассортиментом товаров в магазине. Именно с помощью автоматизации процессов возможно получение уже реального эффекта в магазинах с большой номенклатурой товара и эффективное управление ассортиментом товаров с точки зрения управления запасами товаров в магазине и на складе и увеличения оборачиваемости товара, и обязательно маржинальности.
При всем этом ассортимент товаров в магазине был и остается самым проблемным звеном в управлении розничным магазином. Анализ ассортимента товаров, представленных в магазинах, управление товарными запасами в магазине и на складе, это целое искусство, которое, как мы могли убедиться, имеет свои параметры, задачи, показатели контроля и систему, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать при управлении даже небольшим розничным магазином.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст) (ред. от 29.03.2016) // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167655/
- Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. - 8-е изд., перераб. и доп. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 545 с. :
- Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): учебник / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин; Московская государственная академия делового администрирования. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 291 с.
- Беляевский, И.К. Организация коммерческой деятельности: учебно-практическое пособие / И.К. Беляевский. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 272 с.
- Гавриленко, Н.И. Маркетинг: учебное пособие / Н.И. Гавриленко. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 194 с.
- Грибанова, И.В. Организация и технология торговли: учебное пособие / И.В. Грибанова, Н.В. Смирнова. - 4-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2016. – 204 с.
- Грибанова, И.В. Товароведение: учебное пособие / И.В. Грибанова, Л.И. Первойкина. - 2-е изд., стер. - Минск: РИПО, 2016. – 360 с.
- Дашков, Л.П. Организация и управление коммерческой деятельностью: учебник / Л.П. Дашков, О.В. Памбухчиянц. - 2-е изд., перераб. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 400 с.
- Заславский, М.Л. Товароведение, стандартизация и сертификация : учебно-методический комплекс / М.Л. Заславский. – М.: Евразийский открытый институт, 2010. – 151 с.
- Зонова, Л.Н. Теоретические основы товароведения и экспертизы: учебное пособие / Л.Н. Зонова, Л.В. Михайлова, Е.Н. Власова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 192 с.
- Ким, С.А. Маркетинг: учебник / С.А. Ким. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 258 с.
- Кондрашов, В.М. Управление продажами: учебное пособие / В.М. Кондрашов ; ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 320 с.
- Косарева, О.А. Теоретические основы товароведения: учебник / О.А. Косарева. – М.: Университет «Университет», 2017. – 177 с.
- Ласковец, С.В. Товарная политика компании: учебно-практическое пособие / С.В. Ласковец. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 187 с.
- Левкин, Г.Г. Коммерческая логистика: учебник / Г.Г. Левкин. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 377 с.
- Левкин, Г.Г. Логистика распределения: учебное пособие / Г.Г. Левкин. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 254 с.
- Магомедов, Ш.Ш. Управление товарным ассортиментом и запасами: учебник / Ш.Ш. Магомедов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 176 с.
- Окрошкина, Т.М. Управление ассортиментом торгового предприятия / Т.М. Окрошкина. – М.: Лаборатория книги, 2010. – 93 с.
- Основы товароведения: пособие / В.Е. Сыцко, Л.В. Целикова, Т.Ф. Марцинкевич и др.; ред. В.Е. Сыцко. - 2-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2015. – 264 с.
- Николаева, М. Л. Теоретические основы товароведения: учебник для вузов / М. А. Николаева. – М.: НОРМА, 2007. – 433 с.
- Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г. Панкратов, Н.Ф. Солдатова. - 13-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 500 с.
- Памбухчиянц, О.В. Организация коммерческой деятельности: учебник / О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 272 с.
- Памбухчиянц, О.В. Технология розничной торговли: учебник / О.В. Памбухчиянц. - 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 288 с.
- Парамонова, Т.Н. Маркетинг торгового предприятия : учебник / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк, В.В. Лукашевич ; под ред. Т.Н. Парамоновой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 283 с.
- Петрище, Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы: учебник для бакалавров / Ф.А. Петрище. - 5-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 508 с.
- Райкова, Е.Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы: учебник / Е.Ю. Райкова. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 412 с.
- Романов, А.А. Маркетинг: учебное пособие / А.А. Романов, В.П. Басенко, Б.М. Жуков. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 440 с.
- Синяева, И.М. Маркетинг торговли: учебник / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев ; под ред. Л.П. Дашкова. - 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 750 с.
- Скворцова, Н.А. Маркетинговая деятельность предприятия, как современная сфера бизнеса: учебное пособие / Н.А. Скворцова. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 325 с.
- Титова, В.А. Управление маркетингом: учебное пособие / В.А. Титова, М.Е. Цой, Е.В. Мамонова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Новосибирский государственный технический университет. - 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: НГТУ, 2013. – 468 с.
- Товарный менеджмент: учебное пособие / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ставропольский государственный аграрный университет, Кафедра менеджмента; сост-ль С.В. Левушкина. – Ставрополь: Агрус, 2014. – 136 с.
- Товароведение, экспертиза и стандартизация: учебник / А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин, Н.И. Волошко, А.П. Снитко. - 2-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 660 с.
- Тультаев, Т.А. Маркетинг товаров и услуг: учебно-практическое пособие / Т.А. Тультаев. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 318 с.
- Чернухина, Г.Н. Организация торговли: учебник / Г.Н. Чернухина. – М.: Университет «Университет», 2016. – 193 с.