Файл: Ассортиментная политика предприятия розничной торговли (Код ОКВЭД 47.11 – торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы ассортиментной политики предприятия
1.1 Понятие ассортимента товаров
1.2 Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия
Глава 2. Ассортиментная политика розничного неспециализированного торгового предприятия
2.1. Специфика формирования ассортимента розничного неспециализированного торгового предприятия
2.2. Управление ассортиментом розничного неспециализированного торгового предприятия
ВВЕДЕНИЕ
Управление ассортиментом, ширина и глубина ассортимента, это те параметры, по которым сегодня живет практически любое предприятие. .Эффективно построенная система управления ассортиментом обеспечивает эффективную работу и гарантирует стабильные продажи. При этом конечно ценообразование также имеет значение, как автоматизация бизнес процессов управления ассортиментом, начиная от ввода нового товара заканчивая, регулированием цены и распродажей остатков, но в любом случае основным всегда остается ассортимент товаров.
При этом формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретного предприятия и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет его ассортиментную концепцию и политику. Особенностью, которой может обладать ассортимент, как правило, определяется ценовым сегментом и целевой аудиторией, на которую рассчитан ассортимент товара в конкретном предприятии.
Всё это позволяет сделать вывод, что в рамках каждого предприятия должна быть своя ассортиментная политика, которая должна быть обусловлена особенностями данного предприятия и сферой его деятельности.
Зачастую ассортимент товаров у нас ассоциируется с магазинами розничной торговли. Именно они являются конечной точкой в товарном продвижении продукта от момента его создания до момента его покупки. Именно розничные магазины формируют конечный ассортимент для потребителя. Учитывая изменяющиеся потребности потребителя и множество других факторов (как внешних, так и внутренних), влияющих на деятельность торгового предприятия, можно предположить, что ассортиментная политика розничного торгового предприятия помимо того, что обладает своими специфическими особенностями. Является также одной из важнейших составляющих в управлении магазином.
Вопросам формирования ассортимента на сегодняшний день посвящено не мало трудов, но учитывая динамику рынка и необходимость гибкого управления магазинами, вопрос ассортиментной политики в розничной торговле не теряет своей актуальности.
Целью работы является анализ особенностей ассортиментной политики предприятия розничной торговли универсального магазина.
Для достижения указанной цели в работе решены следующие задачи:
- Дано определение понятия ассортимента товаров и классификация;
- Рассмотрены общие основы ассортиментной политики;
- Выявлены особенности формирования ассортимента торгового розничного предприятия;
- Определены общие условия эффективной ассортиментной политики таких предприятий.
Объектом исследования является ассортиментная политика предприятия.
Предметом – ассортиментная политика универсального предприятия розничной торговли.
Глава 1. Теоретические основы ассортиментной политики предприятия
1.1 Понятие ассортимента товаров
Ассортимент является одной из важнейших характеристик товаров. «Термин ассортимент произошёл от французского слова «assortment», что означает подбор различных видов и сортов товаров»[1]. В целом определение термина «ассортимент» на сегодняшний день устоявшееся и означает «набор товаров, объединённых по признаку или совокупности признаков»[2].
Национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р 51303-2013) практически аналогично определяет ассортимент товаров как «набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (классам, группам, видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам), предназначенный для продажи населению».[3]
Это «набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности».[4]
Ассортимент товаров классифицируется по местонахождению, широте охвата, степени удовлетворения потребностей и по характеру потребностей.[5]
По местонахождению различают ассортимент промышленный и торговый.
Промышленный ассортимент – ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием.
Торговый ассортимент – ассортимент товаров, представленный в торговом предприятии или в торговой сети (ГОСТ Р 51303-2013).
По широте охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой (видовой и марочный), развернутый, сопутствующий, смешанный.
Простой ассортимент – набор товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам. Простой ассортимент удовлетворяет ограниченное число потребностей.
Сложный ассортимент – набор товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам. Такой ассортимент удовлетворяет разнообразные потребности.
Укрупненный ассортимент набор товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров. При этом совокупностью товаров является класс, группа, вид товаров.
Видовой ассортимент – набор товаров различных видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности.
Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, но разных торговых марок.
Развернутый ассортимент – набор товаров, который представлен разновидностями товаров.
Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данного торгового предприятия.
Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Например, совокупность продовольственных и непродовольственных товаров различных групп.
По степени удовлетворения потребностей ассортимент бывает рациональным и оптимальным.
Рациональный ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.
Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на проектирование, разработку, производство и доведение до потребителей этих товаров. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.
По характеру потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.
Реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.
Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
Учебный ассортимент – перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.[6]
При формировании и анализе ассортимента учитывается комплекс его свойств и показателей. По мнению Романова А.А. данные свойства заключаются в широте, полноте, устойчивости, новизне и гармоничности ассортимента[7].
Гавриленко Н.И. даёт более широкую группу показателей ассортимента, которая включает помимо указанных пяти свойств ещё глубину и высоту ассортимента:
«Широта – общее количество ассортиментных групп (товарных линий) у производителя (продавца). Количество групп, как правило, связано с количеством сегментов рынка.
Глубина – варианты предложения каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.
Высота – уровень цен на товары данного ассортимента.
Насыщенность (полнота) – общее количество составляющих ассортимент конкретных товаров.
Гармоничность – степень приближенности товара различных ассортиментных групп относительно их конечного использования.
Новизна – способность ассортимента удовлетворять изменяющиеся потребности за счет новых товаров.
Устойчивость – способность определенного набора товаров удовлетворять устойчивый спрос на них со стороны потребителя».[8]
Некоторые специалисты считают, что главными показателями ассортимента являются и вовсе только его широта и глубина. Так, по мнению Ким С.А., именно по данным показателям предприниматели должны стараться оптимально сочетать ассортимент[9]. Титова В.А. также особо выделяет указанные два показателя, добавляя к ним такой признак как сопоставимость. Сопоставимость согласно автору – это формирование ассортимента «исходя из соотношений между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности конечного использования, каналов распределения, групп потребителей и диапазона цен»[10]. При этом она приводит альтернативы товарного ассортимента по ширине и глубине, которые представлены в табл.1.1.
Таблица 1.1 – Варианты товарного ассортимента по ширине и глубине[11]
Глубина |
|||
мелкая |
глубокая |
||
Ширина |
мелкая |
Одна модель для каждой из нескольких аналогичных групп товаров |
Много моделей для каждой из нескольких аналогичных групп товаров |
широкая |
Одна модель для каждой из нескольких различных групп товаров |
Много моделей для каждой из нескольких различных групп товаров |
Ряд авторов считают, что такие показатели как устойчивость, широта и высокая подвижность (новизна) ассортимента являются основными показателями конкурентоспособности торгового предприятия[12].
А одной из целей компании является формирование реального и прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Деятельность, направленная на достижение рациональности ассортимента, называется управлением ассортиментом. Его основополагающими элементами является «формирование ассортимента, а также установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность»[13].
Управление ассортиментом предполагает принятие решений о его широте, способах наращивания, насыщения и гармоничности, то есть принятие решения о формировании ассортимента. Формирование такого ассортимента базируется на заранее выбранных целях и задачах конкретной организации. Это определяет так называемую ассортиментную политику организации, т.е. цели, задачи и основные направления формирования ассортимента.
1.2 Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия
Ассортиментная политика – это «формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей».[14]
Ассортиментная политика предполагает:
- «установление реальных и предполагаемых потребностей в определенных товарах;
- определение основных показателей ассортимента и проведение анализа его рациональности;
- выявление источников товарных ресурсов, необходимых для формирования рационального ассортимента;
- оценку материальных возможностей организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;
- определение основных направлений формирования ассортимента»[15].
При совершенствовании своей товарной политики предприятие должно учитывать основные показатели развития товарного ассортимента (ширина, глубина, высота, новизна, совместимость).[16]
При этом основными направлениями деятельности в области формирования ассортимента могут быть сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование и гармонизация. Они взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.
Сокращение ассортимента – «количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты.
Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность в производстве или при реализации отдельных товаров. Например, в последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счет дешевых продовольственных и непродовольственных товаров, невыгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю».[17]