Файл: Ассортиментная политика предприятия розничной торговли (Код ОКВЭД 47.11 – торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расширение ассортимента – «количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.

Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и/или реализации товаров. Так, современное состояние российского потребительского рынка характеризуется расширением ассортимента за счет импортных товаров, а также товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий.

Расширение ассортимента наряду с увеличением товарной массы – одно из важнейших условий насыщения рынка товарами. Вместе с тем такое направление ассортиментной политики не исключает других направлений, которые дополняют его, придавая новые аспекты. Так, расширение ассортимента может происходить за счет его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счет импортных товаров связано с сокращением ассортимента отечественных товаров, а также со снижением их производства в целом»[18].

Ким С.А. в своей книге говорит о том, что расширение ассортимента продукции имеет различные варианты: вниз, вверх и их сочетание (рис.1.1).

Рисунок 1.1 – Схемы расширения ассортимента продукции: а – расширение ассортимента вниз; б – расширение ассортимента вверх; в – расширение ассортимента на основе сочетания вариантов "а" и "б"[19]

Стабилизация ассортимента – «состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой сте­пенью обновления. Это достаточно редкое состояние, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов»[20].

Обновление ассортимента – «качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны.

Основаниями для выбора этого направления могут быть: необходимость удовлетворения новых, постоянно изменяющихся потребностей; стремление к повышению конкурентоспособности. Кроме того, значение имеет стремление изготовителей и продавцов стимулировать спрос, побуждая потребителей делать покупки все новых товаров, а также изменения моды, достижения научно-технического прогресса.


Это направление основывается на распространенном убеждении потребителей, считающих, что новые товары лучше ранее выпускавшихся. Это не всегда так, потому что качество новых товаров может быть хуже, чем уже имеющихся. В этих случаях потребитель, осознав это, может испытать чувство разочарования, неудовлетворенности, недоверия к новым товарам вообще, а также к организации-изготовителю или продавцу.

Поэтому обновление ассортимента – дело очень ответственное, связанное с риском для всех субъектов рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без обновления ассортимента невозможно обойтись, так как новизна товаров – один из важнейших критериев конкурентоспособности и производителей, и продавцов».[21]

Совершенствование ассортимента – «количественные и качественные изменения набора товаров для повышения его рациональности.

Это комплексное направление оптимизации может включать все перечисленное выше с конечной целью формирования рационального ассортимента. При этом следует учитывать научно обоснованные рациональные потребности, а также требования общества. Это защита природной среды, использование достижений научно-технического прогресса для максимального повышения качества жизни.

Одним из путей совершенствования ассортимента может быть и его обновление. Но оно не всегда связано с улучшением качества товаров и наибольшим удовлетворением потребностей. Товары-новинки могут иметь непринципиальные отличия от ранее выпускавшихся товаров, например изменение упаковки, маркировки, массы, цены, товарной марки. Более того, иногда при производстве новых товаров используются более дешевое сырье, упрощенные технологии, что связано со снижением качества. Поэтому нельзя считать совершенствование и обновление одинаковыми направлениями формирования ассортимента».[22]

Гармонизация ассортимента – «количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или к лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации»[23].

На российском потребительском рынке это направление формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда элитных магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм. Оно также характерно для крупных фирм, корпораций, акционерных обществ, имеющих дочерние предприятия в разных регионах или странах.


Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что формирование ассортимента продукции является непрерывным процессом, который продолжается в течение всего жизненного цикла продукции, начиная с момента зарождении замысла о его создании и до момента изъятия его из товарной программы.

Политика изменения ассортимента может базироваться на трех подходах.

    1. «Вертикальное изменение. Данный процесс является составной частью вертикальной диверсификации деятельности фирмы и направлен на расшире­ние/сужение производства, связанного с самостоятель­ным выпуском тех комплектующих, которые ранее закупались у сторонних поставщиков, а также создание собственной торговой сети для продвижения своей продукции.
    2. Горизонтальное изменение. Одна из составляю­щих политики горизонтальной диверсификации. Представляет собой изменение ассортимента в рамках уже проводимой деятельности либо в аналогичных направлениях или выход на новые рынки без перехода на смежные уровни в рамках кооперации.
    3. Комплексное изменение. Диверсификация в обоих направлениях.

Принятие решения о расширении или сужении ассортимента представляет собой возможность выбора двух различных стратегий: расширение связано с диверсификацией, сужение может быть вызвано необходимостью (целесообразностью) интеграции как вертикальной, так и горизонтальной».[24]

Говоря о стратегии, стоит отметить, что базисом ассортиментной политики является стратегия предприятия. А принципы управления ассортиментом должны сочетаться с маркетинговой стратегией компании.

Выбор подхода к формированию ассортимента и того или иного направления требует знания факторов, влияющих на формирование ассортимента. Различают общие и специфические факторы формирования ассортимента.

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

По мнению Романова А.А. спрос – это «определяющий фактор формирования ассортимента. В свою очередь, он зависит от сегмента потребителей»[25].

А рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.).

Специфическими факторами ассортименты являются те факторы, которые присущи конкретному предприятию и его сфере деятельности. Так формирование промышленного ассортимента зависит от сырьевой и материально-технической базы производства, а также от достижения научно-технического прогресса. На формирование торгового ассортимента влияют производственные возможности изготовителей, специализация торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса и материально-техническая база торговой организации.


Регулирование перечисленных выше факторов как раз и составляет суть управления ассортиментом в рамках конкретного предприятия. В каждой отдельно взятой сфере промышленности имеются свои особенности управления ассортиментом.

Глава 2. Ассортиментная политика розничного неспециализированного торгового предприятия

2.1. Специфика формирования ассортимента розничного неспециализированного торгового предприятия

Важным этапом организации розничной торговли является формирование ассортимента товаров и управление ассортиментными позициями в соответствии с конъюнктурой рынка и поставленными целями и политикой фирмы. Каждая фирма проводит собственную ассортиментную политику, в результате складывается региональная структурно-ассортиментная программа, связанная с различными тенденциями развития производства и действующими социально-экономическими факторами.

«Ассортиментная политика розничной торговли представляет собой процесс формирования ассортимента товаров в торговых организациях и предприятиях в зависимости от рыночной ситуации, финансово-экономического положения фирмы и ее стратегических целей»[26].

Ассортиментная политика предприятия носит конкретный характер и определяет цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством предприятия.

Цель предприятия в области ассортиментной политики — «формирование реального и прогнозируемого ассортимента, мак-симально приближенного к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли»[27].

По мнению Г.Н. Чернухиной создание оптимального ассортимента является необходимым условием бесперебойного снабжения розничной торговой сети товарами. Подбор ассортимента «позволяет рационально организовать торговлю, разграничить зоны обслуживания, правильно разместить и построить розничную сеть».[28]


Как уже было сказано выше, формирование ассортимента товаров на предприятии розничной торговли имеет свою специфику и на его построение влияет ряд специфических факторов. В рамках розничного торгового предприятия к таким факторам относят: «тип и размер магазина, его техническая оснащённость; условия товароснабжения или стабильность поставок»[29].

При формировании ассортимента следует также учитывать:

  • «численность обслуживаемого населения;
  • уровень его доходов;
  • наличие в зоне обслуживания магазина промышленных предприятий, учебных заведений и т. п.;
  • место расположения магазина по отношению к другим торговым предприятиям (при этом обязательно принимается во внимание ассортимент предлагаемых ими товаров)»[30].

Кроме этого при формировании ассортимента товаров в розничных организациях «следует учитывать действие и других факторов, оказывающих большое влияние на спрос населения»[31]. Ведь «розничная торговля представляет собой следующий за оптовой торговлей, заключительный этап товародвижения. Она является формой коммерческой деятельности по продаже товаров потребительского назначения населению и выполняет не только экономическую, но и важнейшую социально-этическую функцию – удовлетворение покупательского спроса»[32].

К факторам спроса относят следующее:

  • «социальные (социальный состав обслуживаемого на-селения, его образовательный и культурный уровень, характер трудовой деятельности);
  • экономические (развитие производства, уровень до-ходов и социального обеспечения населения, уровень розничных цен на товары);
  • демографические (численность и состав населения, количество и состав семей);
  • природно-климатические (географическое располо-жение населенного пункта, климат);
  • национально-бытовые (национальный состав населе-ния, его традиции, нравы, обычаи)»[33].

В магазинах процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента реализуемых в нем товаров, то есть количества товарных групп. Затем определяется глубина ассортимента, то есть количество разновидностей товаров внутри каждой группы.[34]

Здесь стоит отметить, что в неспециализированных (универсальных) магазинах, которые являются объектом анализа, как правило, в ассортимент товаров более широкий по сравнению с ассортиментом специализированных магазинов.