Файл: «Лидерство, влияние, власть. Виды власти. Баланс власти».pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
Лучшие лидеры – сильные и решительные, но при этом скромные люди. Скромность не означает слабости или мнительности, она означает, что человек достаточно уверен в своих силах, знает себя и умеет признавать ценность других людей, а не видеть в них угрозу своему положению. Скромность позволяет признать свою неправоту и неспособность дать ответы на все вопросы. Кроме того, скромность помогает признавать чужие заслуги. Известный бизнес-консультант Джим Коллинз пишет, что лучшие лидеры, «отмечая заслуги людей, чьими стараниями компания достигла успеха, смотрят в окно, а не в зеркало». Скромность приносит плоды. Ларри Боссиди, бывший глава компании Honeywell и автор книги Execution (Издана на русском языке: Боссиди Л., Чаран Р. Исполнение: система достижения целей. М.: Альпина Паблишер, 2012. Прим. ред.), так объяснил, почему скромность повышает эффективность лидера: «Чем лучше вам удается усмирить свое самолюбие, тем реалистичнее вы подходите к своим проблемам. Вы учитесь слушать и признаете, что не знаете ответов на все вопросы. Вы наглядно показываете, что способны учиться у любого человека, в любое время. Гордость мешает вам собирать информацию, нужную для достижения лучших результатов, и разделять успех с другими. Скромность же позволяет признавать свои ошибки». Боссиди усвоил разницу между скромностью и слабостью благодаря своей матери, которая говорила ему: «Нужно не думать о себе хуже, а думать о себе меньше». Забудьте о самолюбии. Сосредоточьтесь на том, что требуется компании. Не позволяйте раздутому самомнению мешать вам находить правильные ответы и решения проблем. Не бойтесь признавать и использовать сильные стороны других людей. Джек Уэлч подчеркивал, что он всегда стремился окружать себя людьми, которые были умнее его. Не верьте тому, что скромность подорвет ваш авторитет у окружающих; все как раз наоборот. Доверие вызывает не необъятное высокомерие, а скромность в сочетании с уверенностью в себе. В своей книге Leadership («Лидерство») бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани писал: «Лидеры всех видов – главы компаний, тренеры, даже некоторые мэры – рискуют угодить в ловушку представлений, что они достигли своего положения благодаря Божественному вмешательству. Когда вас выбирают на лидерский пост, не воображайте, будто вас выбрал Бог. В этот самый момент нужно проявлять скромность. Каковы мои недостатки? Чем я могу их компенсировать?»
Лидерство стало объектом исследования многих ученых, и в настоящее время сформулировано три основных теоретических подхода к пониманию лидерства.
- Харизматичное действие утверждает, что лидером может стать лишь человек, имеющий определенный набор личных качеств, способность побуждать других к высокопроизводительному труду. Начиная с теории "большого человека", которая утверждает, что лидерами рождаются, а не становятся, делались попытки определить физические, умственные и индивидуальные черты разных лидеров.
Хотя ученым не удалось сформулировать полного набора качеств, которыми должны обладать эффективные лидеры, все же установлено, что некоторые качества являются обязательными для лидера: высокие умственные способности, широкие общественные интересы и зрелость.
- Ситуационная теория определяет, что люди становятся лидерами не столько в силу своей личности, сколько благодаря различным ситуационным факторам и соответствия взаимосвязи между лидером и ситуацией. По мнению американского ученого Фидлера, существуют три критические ситуации, которые влияют на наиболее эффективное лидерство:
- влияние должности — лидер, имеющий больше должностных полномочий, может значительно легче вести за собой, чем тот, кто не обладает такими полномочиями;
- структура задач, или четкость, с которой поставленные задачи могут быть описаны по сравнению с ситуациями;
- взаимоотношения между лидером и членами группы, в том числе— насколько коллектив доверяет лидеру и готов идти вслед за ним.
- Синтетическая теория рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера — как субъекта управления этим процессом. Основной смысл этого подхода в том, что сам феномен лидерства рассматривается как совместная групповая деятельность.
Сейчас лидерство как сложный социально-психологический процесс группового развития дифференцируется по различным признакам:
-
- По содержанию деятельности: лидер — вдохновитель, предлагающий программу поведения; лидер — исполнитель, что обеспечивает выполнение уже принятой программы; лидер, который одновременно является и вдохновителем, и организатором.
- По характеру деятельности: универсальный, постоянно проявляет свои качества лидера; ситуативный — качества лидера проявляются лишь в определенных, специфических ситуациях.
-
- По стилю лидерства: авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарный стиль лидерства (директивный)
Авторитарные лидеры всегда четко объясняют людям, что надо делать, к какому времени должно быть выполнено задание и как именно его нужно выполнять. Принимая решения, они практически не учитывают точку зрения других членов группы, в силу чего между ними и теми, кто выполняет распоряжения, часто случаются расхождения во взглядах. Левин обнаружил, что при таком стиле лидерства у людей практически не остается пространства для творчества в процессе принятия решений. Если лидер злоупотребляет своей властью, то его воспринимают как человека, любящего командовать и контролировать, с диктаторскими наклонностями. Авторитарное лидерство больше всего подходит для тех случаев, когда лидер, безусловно, самый знающий и квалифицированный член команды или у группы нет времени для совместной выработки решения. Кроме того, оказывается, перейти с авторитарного стиля лидерства на демократический намного труднее, чем с демократического на авторитарный.
Демократический стиль лидерства (коллегиальный)
Полученные командой Левина результаты свидетельствовали о том, что наиболее эффективен демократический стиль лидерства. Демократические лидеры активно участвуют в деятельности групп, позволяют другим членам выражать свою точку зрения и предлагают им помощь и руководство. Левин обнаружил, что в таких группах дети трудились менее продуктивно в количественном выражении, чем в командах под руководством авторитарного лидера, однако их вклад был более качественным. Последнее слово оставалось за демократическим лидером, но к участию в принятии решений привлекали всех членов группы, благодаря чему они чувствовали себя вовлеченными в процесс и мотивированными, что очень способствовало их креативности.
Попустительский стиль лидерства (либеральный)
Лидер с таким стилем ведет себя пассивно, перекладывая все решения на плечи членов своей группы. Левин выяснил, что этот стиль лидерства наименее эффективен. Исследователь отмечал, что в такой группе дети требовали от своего лидера распоряжений и решений, не умели работать самостоятельно и крайне неохотно и неэффективно трудились сообща. Тем не мене такое лидерство может приносить пользу, если все члены группы имеют высокую квалификацию в какой-то узкой области, но в большинстве случаев оно ведет к низкой мотивации членов команды и нечеткому распределению ролей. Сосредоточенность Левина на поведении индивида во взаимосвязи со средой, а не прошлым опытом, стала поворотным моментом в развитии психологической науки; этого ученого по праву считают одним из отцов-основателей социальной психологии. Применение им принципов гештальтпсихологии, понимание влияния ситуативных факторов и работа в области групповой динамики значительно повлияли на подход современных психологов к изучению группового поведения.
Заключение
Успехи менеджера оценивают не по тому, что они делают, а по тому как они побуждают других людей к работе. Побуждать или мотивировать людей возможно только с помощью влияния на них.
В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом.
Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять власть, которая у него есть.
Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти у того и у другого. Обладание властью – это возможность влиять на удовлетворение потребностей.
По своей сути власть это социальный термин. Власть имеет один индивид по отношению к другому, одна группа – по отношению к другой и тому подобное. Концепция власти основана на взаимодействии людей и групп в организации. Власть используют как начальники, так и подчиненные для того, чтобы достичь своей цели или закрепить свое положение. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти существование организации просто не возможно. Успех и неудача в применении власти или реакция на нее вообще определяется пониманием власти, знанием, как и когда ее использовать, а также способностью предвидеть последствия ее использования. Власть никогда не бывает абсолютной и неизменной.
Зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую – основная причина трудностей, которую испытывает руководящий персонал. И страдают здесь не только чувства. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими многочисленными «неуправляемыми» силами, он или она не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всей организации.
Власть и влияние, инструменты лидерства, фактически представляют собой единственное средство, которым располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он или она не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей. Таким образом, власть, хотя часто и неправильно используемая, служит необходимым условием успешной деятельности организации Власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка.
Лидеры ориентированы на решение проблем, а не поиск виноватых. Во главу угла они ставят нахождение решения. Они думают о том, что можно сделать прямо сейчас для разрешения ситуации, а не о том, кто что сделал и кто виноват в возникновении проблемы.
Кризис – время настоящих испытаний для лидера. В этот период лидер демонстрирует и себе, и окружающим свою истинную суть.
Перечень использованной литературы.
- Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента. – СПб: Изд. "Питер", 1999.
- Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, - 3-е изд. – М.: Гардарика, 1999.
- Дафт Р. Менеджмент. – СПб.: Изд. "Питер", 2000.
- Кредисов А. И., Панченко Есть.Г., Кредисов В. А. Менеджмент для руководителей. - К.: Т-во “знание", КОО, 1999.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992.
- Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1998.
- Брайан Трейси Как управляют лучшие
- Робинс С. П., ДеЧенцо Д. А. Основы менеджмента / пер. с англ. А.Олейник и др. – К.: “Основы”, 2002.
- Браширов И.Х. Менеджмент / учебно-практическое пособие. - Донецк, 1999. 270с.
- Тарнавская Н.П., Пушкарь Р. М. Менеджмент: теория и практика: учебник для вузов. – Тернополь: Карт-бланш, 1997.
- Кохно П.А. Комаров С.Е.: Менеджмент. – Н: Финансы и статистика, 1993.
- А.В. Шегеда: Менеджмент/ учебное пособие. - К.: Знания, 2002.
- Мельник П.В.: Менеджмент/ учебное пособие. – Ирпень. Академия ГНС Украины, 2001.
- Роберт Грин 48 законов власти