Файл: Управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности мебельной фабрики ОАО «Заречье».pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА СНАБЖЕНЧЕСКО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Затраты, характеризующие снабженческо-заготовительную деятельность
1.2 Управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ОАО «ЗАРЕЧЬЕ»
2.1 Характеристика мебельной фабрики ОАО «Заречье»
2.2 Анализ управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности ОАО «Заречье»
В общем виде схема управленческого учета представлена на рис. 1.
Рис.1 – Система управленческого учета
Из рис. 1 видно, что в основе управленческого учета лежат три источника:
1) технология бизнеса в целом и конкретного вида деятельности в частности;
2) учетная политика предприятия и правила бухучета конкретного вида деятельности;
3) нормативная база конкретного вида бизнеса.
На их основе формируется собственно управленческий учет, который представляет собой систему организации, сбора и агрегирования данных о конкретной управленческой задаче.
Процесс снабжения представляет собой совокупность операций, обеспечивающих предприятие предметами труда, необходимыми для изготовления продукции. От качества организации снабженческо- заготовительной деятельности зависит бесперебойность и ритмичность производства, финансовые и экономические показатели предприятия.
Основной целью управления запасами является инвестирование средств в запасы таким образом, чтобы обеспечить достижение стратегических целей бизнеса. Управленческий учет собирает, обрабатывает, координирует, анализирует и представляет в форме внутренней отчетности информацию, формируемую подразделениями снабжения, а также создает необходимые для работы этих структур данные.
Снабженческо-заготовительная деятельность в системе управленческого учета является первым переделом производства. В ней находят отражение следующие направления деятельности: расширение оптовых закупок; увеличение объема производства отдельных изделий; выбор метода закупки (производить самостоятельно или закупать у поставщика); эффективность инвестирования в оборотные средства предприятия и капитальные вложения его снабженческо-заготовительных подразделений.
Приобретение материальных ресурсов требует осуществления нескольких бизнес-процессов, осуществляемых разными центрами ответственности, затраты на которые включают [9, с.42]:
− затраты на заказ (заключение договора);
− затраты на закупку;
− затраты на перевозку;
− затраты на хранение;
− затраты упущенной выгоды.
Для целей калькулирования важно знать не только первоначальную стоимость запасов, то есть их себестоимость с учетом транспортно- заготовительных расходов, но и то, как осуществлялось (планируется осуществлять) потребление этих ресурсов, по каким затратам они списываются в производство и включаются в себестоимость продукции.
Информация о затратах собирается и обобщается по видам работ и складам, ценам на приобретение материалов, себестоимости изготовления полуфабрикатов, оценке выданных в производство материальных ресурсов. Особая роль отводится составлению смет затрат по процессам: приобретение, погрузка и разгрузка, сортировка и оценка качества, хранение, обеспечение рабочих мест и контролю за исполнением смет.
Результативная итоговая информация о снабженческо-заготовительной деятельности используется для расчета критической точки объема снабжения.
Таким образом, к задачам управленческого учета снабженческо-заготовительной деятельности относятся:
- выбор процедуры управления материальными запасами;
- выбор методов оценки расхода и запаса материалов;
- сбор информации о показателях затрат на запасы;
- выбор объектов учёта затрат на запасы;
- определение процедур контроля над использованием материалов в производстве;
- разработка концепций управления снабженческо-заготовительной деятельностью.
Вывод:
Управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности имеет только ему присущие специфические приемы отражения учетной информации о расширении оптовых закупок, увеличения объема производства отдельных изделий, установлении метода закупок, структуры потребляемого сырья и материалов, эффективности инвестирования в оборотные средства предприятия и в капитальные вложения его снабженческо-заготовительных подразделений. С этой целью собирается и обобщается информация о затратах по видам работ и складам, о ценах на приобретение материалов, себестоимости изготовления полуфабрикатов, оценке выданных в производство материалов.
Особая роль отводится составлению смет затрат по процессам — приобретение, погрузка и разгрузка, сортировка и оценка качества, хранение, обеспечение рабочих мест, а также контроль над исполнением. Результативная информация о снабженческо-заготовительной деятельности используется для расчёта критической точки объёма снабжения.
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ОАО «ЗАРЕЧЬЕ»
2.1 Характеристика мебельной фабрики ОАО «Заречье»
Открытое акционерное общество «Заречье» зарегистрировано в 1992 году Распоряжением Главы Администрации Центрального района г. Тюмени № 1268 от 20.08.1992 г . Контролирующая налоговая инспекция ФНС России по г . Тюмени № 2.
Юридический и почтовый адрес : г . Тюмень , ул . Большая Заречная, 41.
Основные виды деятельности ОАО «Заречье» - производство мебельной, стеклозеркальной продукции. Уставный капитал общества состоит из номинальной стоимости акций , приобретенных акционерами , в количестве 402 921 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 рубль .
ОАО «Заречье»- одно из старейших и известных предприятий - производителей мебели Тюменской области. Первоначально ОАО «Заречье» было основано как Тюменская мебельная фабрика и существует более 67 лет . ОАО « Заречье» занимает 43 % рынка мебели Тюменской области , является предприятием с полным технологическим циклом, имеет в своем составе цех подготовки производства, цех сборки и упаковки мебели, цех производства стеклоизделий и зеркал.
Сегодня торговая марка «Заречье» обладает высокой степенью узнаваемости и ее основа - набор потребительских ассоциаций - связана , прежде всего , с качеством продукции . С одной стороны , богатейший опыт по производству качественной корпусной мебели , с другой - работа над созданием новых образцов мебели , ее дизайном , направленность руководства фирмы и всего коллектива на постоянное совершенствование технологий и конструкций выпускаемых изделий - все это является основой коммерческого успеха и популярности мебели « Заречья». Для изготовления качественного продукта на мебельной фабрике «Заречье» используется новейшее оборудование зарубежных фирм: Bodo Gerhard, Z.Bavelloni, Homag, IMA. Применяются облицовочные и отделочные материалы известных западных производителей - Letron, Linnemahn, используется лицевая фурнитура фирм Hettich и Fennel. ОАО «Заречье» - неоднократный дипломант московских международных выставок «Евроэкспомебель» и «Мебель» Продукция предприятия входит в Российский каталог « Сто лучших товаров России», являясь золотым лауреатом этой программы.
Органами управления общества являются: общее собрание акционеров, совет директоров, исполнительный орган – генеральный директор. Структура управления общества помимо генерального директора включает службы директоров: финансового, коммерческого, исполнительного – директора по производству, директора по качеству и управлению персоналом. Численность промышленно - производственного персонала составила на конец 2015г . - 339 человек .
Представим организационную структуру предприятия (рис.2).
Предприятие имеет широкий ассортимент продукции: детская мебель, комоды и тумбы для белья, компьютерные столы, кухни, кухонные уголки, модульная мебель универсальная, письменные столы, прихожие, спальни, стеллажи, полки, стенки, столы, стулья и табуреты, шкафы. При этом многие позиции производятся на заказ в единственном экземпляре.
Для удержания существующих клиентов и привлечения новых предприятие проводит гибкую ценовую и сбытовую политику. Приоритетным для фабрики «Заречье» является серийное производство наборов мебели , одно из достоинств которых - модульность . Модульная программа дает возможность приобрести необходимые составляющие любого набора и реализуется как в изготовлении офисной мебели , так и мебели для дома .
Рис.2 – Укрупненная организационная структура ОАО «Заречье»
ОАО «Заречье» является организацией с централизованным бухгалтерским учетом. Бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением под руководством главного бухгалтера. Учетный аппарат сосредоточен в главной бухгалтерии, где ведется весь синтетический и аналитический учет на основе первичных и сводных документов, поступающих от начальников цехов, планового отдела.
Отдел бухгалтерии состоит из 6 человек, включая кассира и главного бухгалтера. Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности руководителем предприятия. Он несет ответственность за правильность ведения бухгалтерского учета, формирует учетную политику предприятия и представляет на утверждение директору.
Начислением заработной платы занимается расчетный отдел, также он ведет расчет удержания с работников и определяет суммы отчислений в пенсионный фонд и налог на доходы физических лиц.
Организация бухгалтерского учета на предприятии осуществляется в соответствии с учетной политикой, которая разрабатывается в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 .
В учетной политике ОАО «Заречье» утверждены:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий счета (субсчета), необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
- регистры налогового учета, необходимые для исчисления налога на прибыль;
- формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые унифицированные формы первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
Рассмотрим фрагмент учетной политики ОАО «Заречье» для целей бухгалтерского и налогового учета:
Срок полезного использования по основным средствам определяется на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы , утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г . №1 (в редакции постановления Правительства РФ от 18.11.06 № 697). Начисление амортизации по основным средствам ведется линейным способом. Малоценные объекты основных средств стоимостью не более 40 000 рублей списываются в расходы по мере их отпуска в эксплуатацию. Ежегодная переоценка основных средств не проводится. Оприходование материалов ведется с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 ««Отклонение в стоимости материальных ценностей». При списании оценка материалов и товаров производится по методу средней стоимости.
ОАО «Заречье» определяет налоговую базу по НДС по отгрузке продукции , а также по мере поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу или по мере погашения обязательства иным способом. В целях признания доходов и расходов при расчете налога на прибыль ОАО «Заречье» использует метод начисления. В целях определения материальных расходов при списании сырья и материалов применяется метод средней стоимости. Покупные товары, стоимость которых уменьшает доходы от реализации этих товаров , оцениваются по методу средней стоимости . ОАО «Заречье» не создает резервы по сомнительным долгам и предстоящих расходов и платежей . ОАО «Заречье» формирует регистры налогового учета с использованием компьютерной техники .
В ОАО «Заречье» ведется автоматизированный учет в программе «1С: Бухгалтерия 8». Автоматизированы следующие бизнес-процессы:
- управление нормативно-справочной системой производства;
- планирование закупок, производства и продаж;
- управление производством;
- планирование и расчет себестоимости продукции;
- управление оборудованием, учет спецодежды, спецостнастки, инвентаря;
- управление взаиморасчетами с контрагентами и подотчетными лицами, управление денежными средствами;
- управление автотранспортным участком;
- бюджетирование;
- бухгалтерский и налоговый учет;
- учет и отчетность по налогу на добавленную стоимость.
Это позволяет минимизировать затраты труда работников бухгалтерской службы и повысить качество учета.