Файл: Проблема личности в социальной психологии (ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность исследования. Основным элементом общества, любой формы социальности является человек. Поскольку личность является продуктом социума, то особое место среди социально-психологических дисциплин занимает социология личности.
Личность является объектом изучения многих гуманитарных дисциплин - философии, психологии, антропологии, социологии и др. Специфика социологического подхода к личности состоит в том, что социология пытается исследовать человека как важнейший элемент общественной жизни, выделить ее социальные характеристики, определить весь спектр ее взаимодействия с обществом, с социальными сообществами, с другими индивидами. Иначе говоря, в социологии личность рассматривается не как продукт природы, а прежде всего как совокупность общественных отношений, продукт общества. Особое внимание в социологии личности уделяется исследованиям взаимосвязей параметров социальных структур и личностных качеств людей в соответствующих социальных группах. Без исследования системы личности, без изучения процессов, которые охватывают повседневные межличностные отношения, невозможно понять социальные процессы, которые управляют сложными структурами обществ.
Степень исследованности проблемы. Вопросу психологии личности всегда уделялось значительное внимание, и постоянно идут дискуссии по проблемам личности. Некоторые ученые по-разному рассматривают роль биологической и социальной основы в формировании личности (Б. М. Теплов, В. Д. Небылициный, В. С. Мерлин, Е. А. Голубева, В.М. Русалов и др.), их единство (Б. Г. Ананьев). Однако современное поколение ученых соотносит значимость социальных и биологических факторов в формировании личности (Д. А. Леонтьев).
В структуру личности А. Н. Леонтьев не включал характер, эмоционально-динамические особенности, конституцию тела человека, он отмечал, что личность это образование, которое сформировалось в результате усвоения человеком социально-исторического опыта и морально-эстетических традиций своего окружения [1].
Многогранность проявления человеческой природы требует разносторонне рассматривать личность. Большинство авторов рассматривает отдельные составляющие личности: внешние характеристики человека (Г. В. Щекин), прошлый опыт (А. Р. Лурия), мотивацию (Х. Хекгаузен), цели и ценности ( М. Рокич), язык и речь (В. В. Виноградов, Ю. Н. Караулов), черты характера (Л. С. Выготский), социальные роли (Э. Берн), поведение, самосознание, талант и творчество. Психология личности оказалась разделенной на психологию мотивации, психологию эмоций, психологию воли, психологию индивидуальных различий, которые часто исследуются отдельно[2]. Исследование личности является многогранным и емким процессом. Очень важно рассматривать те характеристики личности, которые более, чем другие, вызывают ее поведение. Психические качества отдельного человека большинство представителей традиционной психологии, как правило, разбивают на три класса: характер, темперамент, способности; познавательная сфера; мотивационно-нуждающаяся и волевая сферы [5]. В психологии личности те или иные факты не могут быть сами собой оценены как проявление личности, пока не обнаружено систему координат, в которых ведется их изучение. Если трактовать личностный конструкт, имея в основе ведущие тенденции, то возникнет тот единственный стержень, который предоставляет индивидуальный стиль всем личностным аспектам на разных уровнях.
Объект исследования категория «личность» в социальной психологии
Предмет исследования теоретико-методологические подходы к проблеме категории личности в социальной психологии
Цель исследования заключается в попытке комплексного рассмотрения пролеблемы личности в социальной пссихологии в контексте взаимосвязи социального и индивидуального в человеке.
Для достижения указанной цели нами были поставлены и решались следующие исследовательские задачи:
- Рассмотреть понятие «личность»
- Изучить социальные типы личности
- Проанализировать социальный тип и социальная зрелость личности
- Изучить индивидуальность личности
Методологическую основу работы составили общие и частные методы научного познания социальных явлений: индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, восхождение от абстрактного к конкретному, обобщение, абстрагирование, формально-логический, исторический, структурно-функциональный, системный методы.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие «личность»
В современном обществе интерес к проблеме личности человека является настолько большим, что практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования.
Поскольку общественные отношения существуют как форма деятельности и поведения реальных, конкретных индивидов, которые являются носителями и субъектами общественных отношений, постольку свойства, социальные качества реальных людей, которые оказываются в их взаимодействии, определяют свойства целостной общественной системы. Вот почему пути формирования личности определяют дальнейшее развитие общества. В связи с этим проблема личности приобретает не только теоретическое, но и пракческое значение. Этим объясняется ее актуальность.
В самом широком смысле понятие «личность» употребляется для определения социальности человека. В современной науке употребляется понятие «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность», которые по своему объему совпадают, потому означают одно и то же существо - Homo sapiens, то есть человек. Понятие «индивид» подчеркивает, что речь идет о единице, которая принадлежит определенному целому (в данном случае - человеческому роду). В понятии «личность» отражено то, что эта единица (индивид) обладает свойствами, которые приобретаются в обществе, в процессе совместной деятельности с себе подобными.
Итак, в понятии «личность» подчеркиваются общие для человечества черты. Личность это социальные качества человека. Понятие «индивидуальность» означает то, что эти социальные, общие для людей черты, сказываются очень своеобразно в каждом индивиде, что каждый индивид является уникальностью. [5]
Итак, подытоживая можно сказать, что «личность» это характеристика человека со стороны тех черт, которые формируются под влиянием социального окружения «Личность» - это понятие, которое означает все то, что есть в человеке сверхъестественного, исторического. Личностью не рождаются, а ею становятся в процессе жизнедеятельности благодаря вхождению человека в общество, то есть в процессе социализации.
Человечество знает более 40 случаев воспитания младенцев в логовах зверей. Никто из младенцев не стал человеком. Всем известна история с индийскими девушками Амаль и Камаль, которых нашли в логове волков. Одной было 2 года, а второй - 7. Они только анатомически были похожи на людей, личностные качества у них отсутствовали (сказалось, человеческое проявление эмоций и т.д.). [8]
Личность является объектом многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики, биологии, медицины и т.д.
Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. Социология рассматривает личность как социальный тип. Социальная психология исследует личность как представителя определенной социальной группы. Психология акцентирует внимание на том, что социальные влияния, которые осуществляются на личность, превращаются в ее активность личности, что создает ее уникальность.
Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности является не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве «Я», которое является представлениями о себе, самооценкой, программой самосовершенствования, способностью к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Быть личностью это значит осуществлять выбор, который возникает в существующей необходимости, а также оценивать последствия принимаемых решений. [20]
В исследовании личности выделяют 3 основных периода:
- Философско-литературный;
- Клинический;
- Экспериментальный.
Первый начинается с древней истории, продолжается в разработках философов Нового времени (Декарт), французской и немецкой философии XVIII в. (Гельвеций, Гольбах, Кант, Гегель), в екзистенционализме конца XIX в. (Кьеркегор), а также первой половины ХХ в. (Хайдеггер, Сартр) и др.
Основными проблемами личности в философско-литературный период были вопросы о моральной и социальной природе человека, его поступки и поведение, свобода и ответственность и прочее. [14]
В первые десятилетия XIX в. проблема личности начинает исследоваться также врачами-психиатрами, которые стали проводить систематические наблюдения личности больного, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его поведение. Полученные данные связывались с диагностикой природы человеческой личности.
В центре внимания психиатров оказались особенности личности, которые оказывались у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности были умеренно выраженными практически у всех здоровых людей, а у больных они были гипертрофированными.
В первые десятилетия ХХ в. изучением личности стали заниматься также профессиональные психологи, которые до сих пор обращали внимание только на исследования познавательных процессов и состояний человека. Они пытались сделать свои исследования экспериментальными, ввели математико-статистическую обработку данных с целью проверки гипотез и получения достоверных фактов. Важной задачей этого периода изучения личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов в оценки нормальной личности. Пионерами экспериментального направления в исследовании личности были английские психологи Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк, а в России - Александр Лазурский. [11]
В отечественной психологии наиболее известные исследования в области изучения личности связаны с теоретическими разработками представителей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, С. Костюк, П.Р. Чамата.
В конце 30-х годов в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследования, в результате чего уже во второй половине этого века сложилось много различных подходов и теорий личности.
Как известно, в структуре предмета двух родственных социальной психологии дисциплин - социологии и общей психологии - есть специальные разделы теории личности ( «социология личности» и «психология личности»), в которых личность рассматривается с позиции специфики социологического и общепсихологического подходов. В социальной психологии есть раздел «Социальная психология личности». [19] Итак, проблема личности является комплексной, а ее решение возможно только совместными усилиями всех научных дисциплин, которые к ней обращаются, в частности всей совокупностью психологических наук. Однако следует учесть, что комплексный подход к исследованию личности возможен только при условии точного определения своего аспекта каждой из наук, которая изучает личность. Если речь о социальной психологии личности, то для нее важно определить границы между социально психологическим и социологическим и психологическим аспектами личности. Что касается социологического аспекта, то главной проблемой социологического анализа личности есть проблема социальной типологии личности, то есть знание о том, как в личности воплощаются значимые для социальной общности (и группы) характеристики и как они, в свою очередь, представляют личность в различных массовых действиях.
Отличие общепсихологического подхода от социально-психологического заключается в том, что социальная психология рассматривает поведение и деятельность «социально детерминированной личности» в конкретных реальных социальных группах. Индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, факторы, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность, точнее, изучаются два ряда таких фактора: те, что воплощены в характере и уровне развития, в которых личность действует, и тех, которые воплощены в самой личности. Можно сказать, что для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности являются взаимоотношения личности с группой: не просто личность в группе, а именно результат, полученный от взаимоотношений личности с конкретной группой. Иначе говоря это проблема социализации. Итак, проблема социализации это и есть социально-психологический аспект исследования личности, в которой отражается, с одной стороны, социологическая, а с другой общепсихологическая проблематика личности. [5]
Социализация это процесс формирования и развития социальности индивида в соответствии с «требованиями» и «целями» общества. В связи с этим возникает необходимость выявить в процессе социализации закономерности взаимодействия «требований», «целей» общественной системы и качеств личности, реализующей эти «требования». А также выяснить условия возникновения таких связей, которые обеспечивают реализацию возможностей и оптимальное развитие как общества, так и отдельной личности. При этом важно выяснить следующие моменты. Чем определяются «цели общества», реализация которых представляет такую меру социальности личности, что приводит к индивидуальным действиям, из которых только и может составиться совокупная деятельность общества? Каким образом эта мера социальности реализуется в деятельности каждого индивида?
В понятии «социальность» фиксируется факт наличия колличества и совместных действий человеческих индивидов, совокупность людей, выступающих как некое единство. Выражая форму существования практики, способ связи людей в процессе производственной деятельности, она причастна ко всем ее аспектам. [17] Социальность может рассматриваться крупным планом, в соответствии с сущностью исторического процесса, в качестве общего его определения. С помощью категории «социальность» анализируется человеческий индивид со стороны тех его характеристик, которые делают его способным выступать в качестве субъекта общественного производства, субъекта истории. А поскольку человек не может быть понят без соотношения с его ролью в общественных отношениях, с общественными отношениями, с коллективными действиями, то отсюда понятно, какое значение имеет категория «социальность» для раскрытия сущности процесса социализации человека. [6]