Файл: Проблема личности в социальной психологии (ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При таких условиях возникают переходные типы социального характера. Б.С. Братусь характеризует такой социальный тип переходным потребностно мотивационным состоянием. Это то состояние, в котором есть желание, стремление, потребность, но нет устойчивого определенного предмета, который удовлетворяет, то есть нет определенного пути жизнедеятельности. Как отмечает Б.С. Братусь, человек в таком состоянии может еще сказать о том, что он не хочет, но не о том, что ему действительно нужно. У него нет образа целого, нет образа распятой половины, стремления к соединению, овладение которой должно стать основой, знаком, символом его осмысленной деятельности. [21]

Это переходное состояние обусловлено, с одной стороны, подсознательным усвоением архетипов старого общества, которое находится в агонии, а с другой новым субъективным жизненным пространством его новыми стремлениями, доминирующими интересами, ценностями и их значениями. Говоря об усвоении личностью архетипов старого, а не существующего уже общества, И.А. Акчурин выделяет такие архетипы:

  1. недоверие к другим людям (главное деление на «наших» и «не наших»)
  2. «фамилизм» доверие и привязанность прежде всего к отношениям кровного родства;
  3. неумение представить перспективы развития;
  4. по отношению ко всему новому;
  5. неумение даже представить себя в другой, нетрадиционной роли;
  6. плохое знание реальности своего мира (а не его мифологии). [8]

Наряду со старым миром одновременно рождается новая, не совсем сформирована культура. «Рынок» как социально-экономическая альтернатива старого мира породил психологический феномен, известный как «рыночная ориентация характера». Характеристику последнего дал Э. Фромм в своем анализе типов социального характера. Характеризуя рыночную ориентацию, он подчеркивает значение в ней «личностного рынка», который интенсивно развивается в нашей действительности. Суть личностного рынка заключается в том, насколько хорошо человек умеет продать себя на рынке, насколько хорошо он умеет подать себя, насколько привлекательна его «упаковка». Теперь, чтобы получить успех, мало обладать умением, умом, мастерством, искренностью и порядочностью. Успех зависит теперь от способности вступать в конкурентную борьбу с себе подобными.

Итак, переходный тип социального характера это тип, который находится в состоянии выбора между рыночной ориентацией и архетипами старого общества. Одновременное существование в настоящем многих пластов ценностей, ни один из которых не представляет собой четко структурированной нормативной моделью, затрудняет ситуацию выбора и принятия социальных норм, а в целом усложняет процесс социализации.


Говоря о таком переходном состоянии, в котором формируется новый социальный тип личности, К. Хорни отмечает два его показатели:

  1. ригидность реагирования,
  2. разрыв между возможностями человека и их реализацией. [18]

Ригидность реагирования это отсутствие той гибкости, которая позволяет людям реагировать различным способом на различные ситуации. Различие между возможностями данного человека, его дарованиями и ее действительными жизненными достижениями способствует поддержанию переходного потребностно-мотивационного состояния как защитного механизма в условиях неблагоприятного для нее образа жизни.

Говоря об опасности этого состояния, Б.С. Братусь обращает внимание на вероятность выбора индивидом предмета, который не соответствует сути личностного роста. Нужно иметь в виду, что выбор предмета есть выбор пути, потому нахождение предмета означает конец потребностного состояния и формирования качественно нового психологического образования потребности (то есть «нужды», которая знает свой предмет), которая, в свою очередь, побуждает к деятельности, что ее удовлетворяет. Эта деятельность может продолжаться годами пока окажется, что предмет был неистинный и вредный. Поэтому в кризисе переходных состояний мы, по сути, выбираем путь, судьбу. Такое переходное состояние требует новой «техники существование» (Л. Анциферова), сущность которой заключается в том, во-первых, что планирование деятельности в социальной сфере требует от личности учитывать быстрые темпы изменений социальной реальности, а, во-вторых, высокой личностной толерантности к неопределенности. Такая «техника существования» предполагает рассматривать социализацию личности как ее ресоциализацию, как процесс, в результате которого формируется умение ориентироваться в непредвиденных ситуациях. Изменение условий бытия ставит перед личностью ряд проблем по освоению новых инструментальных техник взаимодействия с новой конкретно- исторической действительностью. Это связано прежде всего с изменением типа социального характера. [12]

ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ


2.1. Социальный тип и социальная зрелость личности

Историческую смену различных социально-исторических типов личности можно рассматривать как результат социализации в филогенетическом плане. Степени социальности человека есть те конкретно-исторические черты личности, которые возникают у него в определенных социально-исторических условиях и выражают общее, повторяющихся в коллективной деятельности. Эта конкретно-историческая мера социальности человека, обусловлена конкретным моментом истории и связанной с этим моментом структурой деятельности личности, воплощенная в социально-историческом типе личности. Социально-исторический тип личности, является обобщенным образом человека определенного исторического времени, в котором воплотились требования конкретного общества к личности, может рассматриваться как своеобразная модель социализованости личности конкретного общества. [11]

В этом отношении мы можем говорить, что понятие «социализированность» совпадает с понятием «социальный тип личности», как такой степени социальности, которую приобретает индивид в ходе социализации. Эта мера социальности нужна человеку, чтобы адаптироваться к культуре общества. Исследование проблемы типологии личности в таком плане имеет практически-воспитательное значение. Типичные черты личности, представляя конкретно-историческую меру ее социальности, выполняют функцию нормы и патологии социальности индивидов. Нельзя не согласиться в этом плане с тем, что на зависимость человека к определенному социальному типу, накладывая определенный отпечаток на характер человека, вместе с тем обязывает его, принуждает его в силу внутренней логики групповых интересов и психологии вести себя именно так, а не иначе. [14]

Функция воспитания состоит в том, чтобы подготовить индивида к выполнению той роли, которую ему придется играть в обществе. Воспитание должно сформировать характер индивида так, чтобы он приближался к социальному характеру, чтобы его собственные стремления совпали с требованиями его социальной роли. Таким образом, социально-исторический тип личности является не только результатом социализации, рассматренным в филогенетическом плане, но также средством социализации индивида, рассматриваемый в онтогенезе. В этом отношении правомерно утверждать, что основное назначение социализации индивида в онтогенетическом плане заключается в формировании индивидов как социальных типов личностей. В модели типа личности будто воплощен заказ общества на конкретные социальные качества в реальном человеке, представляющих конкретную меру ее социализованости. Эта мера осуществляется с разной степенью полноты, но каждое общество стремится к наиболее полному воплощению в таком индивиде черт социально-исторического типа личности. [3]


Однако личность это не только продукт истории, она сама находится в процессе исторического развития. История личности это не только исторически переменные социальные типы людей. Индивид в рамках конкретного общества также имеет свою историю, которой своеобразно проявляется история общества. Это и предполагает рассматривать социализацию личности также в онтогенетическом плане. Усваивая накопленный человеческий опыт, каждый индивид в определенной степени по-своему открывает для себя богатства культуры, развивает свои силы и способности. Изучение социализации в онтогенетическом плане связано с идеей типа повторяемости в процессе развития. Речь идет об известной параллели между онтогенезом и филогенезом. Эта идея сводится к тому, что сначала имеет место полный и длительный процесс развития социальности, а затем происходит его сокращение и быстрое воспроизведение на новой основе. [23]

Первоначально эта идея была сформулирована Гегелем в его «Феноменологии духа». «Отдельный индивид, писал он, должен и по содержанию пройти степени образования общего духа, но как формы, уже составлены духом, как этапы пути, уже разработанного и выравненого», в связи с этой идеей Ф. Энгельс дал оценку «Феноменологии духа» как произведению, которое можно было бы назвать параллелью эмбриологии и палеонтологии духа, отображением индивидуального сознания на различных ступенях ее развития, рассматриваются как сокращенное восприятие степеней, исторически пройденных человеческим сознанием. [7]

В биологии это повторяемость была сформулирована Геккелем как биогенетический закон, согласно которому развитие живых зародышей коротко повторяет историю всего данного вида.

Под влиянием открытия этого закона в конце XIX в. в психологии возникли теории, согласно которым психическое развитие ребенка повторяет основные стадии развития общества (теории рекапитуляции). Хотя идеи рекапитуляции не получили широкого распространения, факт совместной логики развития онтогенеза и филогенеза, и в настоящем привлекает к себе внимание исследователей. Так, известный советский философ Б. Кедров рассматривал эту проблему в связи с вопросом соотношения логического и исторического в диалектике. Логически во всеобщей форме, в чистом виде повторяется последовательность исторических стадий развития. Б.М. Кедров утверждал, что развитие индивидуального сознания повторяет некоторые черты и особенности всего ее (сознания) истории вообще. [7]

Аналогия онтогенетического развития с филогенетическим дает возможность понять некоторые особенности социализации индивида через выяснение таких вопросов: как из истории человечества повторяется в истории отдельного индивида? Поскольку в рассматриваемом вопросе, речь идет об историческом развитии социальности личности, то важно выяснение того, что выступает итоговой общей формой содержания этого процесса и в каком виде она представлена.


Как уже было показано выше, социализация в филогенетическом плане это история изменения различных социально-исторических типов личности. Социализация в онтогенетическом плане процесс «пробегания» социальности, воплощенной ранее в смысле социально-исторических типов прошлого. В этом плане продолжительности жизни индивида можно представить как этапы, своеобразные узлы развития, особенности которых в определенной степени повторяют черты, характеризующие исторические типы людей прошлого. [20] Приобретая свойства, адекватных социально- историческому типу личности, который является логическим и общим выражением социальности человека на данном отрезке истории, индивид становится зрелой личностью.

Социально зрелая личность это личность, которая воплотила социально- типичные черты в такой степени, которая достаточна как для существования ее в определенной общественной системе в качестве исторического субъекта (творца истории), так и для существования данной системы в целом. Итак, показателем зрелости индивида является формирование его как социального типа личности. Социализация заключается не в том, что рожденное биологическое существо становится существом социальным, а в том, что человек, осваивая социально-исторический опыт предыдущих поколений становится человеком взрослым, то есть социализированным, сложившимся как определенный социальный тип личности. Вопросы формирования социального типа личности связаны с проблемой социальной зрелости индивида. Психологи отмечают возрастные периоды, которые обусловливают достижение социальной зрелости (15 - 16 лет). [20] Речь идет о том, чтобы сформировать социально зрелую личность к определенному сроку, а не «вообще» иметь это в виду как неопределенную во времени и просто желаемую воспитательную цель. Факты инфантилизма среди определенной части молодежи это не что иное, как просчеты воспитания. В связи с этим проблема социализации как становление зрелости личности приобретает важный как теоретическое, так и практическое значение, и требует прежде всего выяснения таких понятий, как критерии социальной зрелости личности, а также способы и пути ее достижения.

Новорожденный еще не обладает социальностью, он только потенциал человеческой личности, а личностью станет в процессе социализации, то есть благодаря приобретению им таких социальных качеств, обеспечивающих его жизнедеятельность в рамках определенной социальной системы. Приобретая свойства, адекватные обществу, индивид становится взрослым. [15] Поэтому можно сказать, что в достижении индивидом необходимой степени социальной зрелости, в становлении его субъектом труда, общения, познания и состоит «онтогенетическое» содержание процесса.