Файл: Проблема личности в социальной психологии (ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
При таких условиях возникают переходные типы социального характера. Б.С. Братусь характеризует такой социальный тип переходным потребностно мотивационным состоянием. Это то состояние, в котором есть желание, стремление, потребность, но нет устойчивого определенного предмета, который удовлетворяет, то есть нет определенного пути жизнедеятельности. Как отмечает Б.С. Братусь, человек в таком состоянии может еще сказать о том, что он не хочет, но не о том, что ему действительно нужно. У него нет образа целого, нет образа распятой половины, стремления к соединению, овладение которой должно стать основой, знаком, символом его осмысленной деятельности. [21]
Это переходное состояние обусловлено, с одной стороны, подсознательным усвоением архетипов старого общества, которое находится в агонии, а с другой новым субъективным жизненным пространством его новыми стремлениями, доминирующими интересами, ценностями и их значениями. Говоря об усвоении личностью архетипов старого, а не существующего уже общества, И.А. Акчурин выделяет такие архетипы:
- недоверие к другим людям (главное деление на «наших» и «не наших»)
- «фамилизм» доверие и привязанность прежде всего к отношениям кровного родства;
- неумение представить перспективы развития;
- по отношению ко всему новому;
- неумение даже представить себя в другой, нетрадиционной роли;
- плохое знание реальности своего мира (а не его мифологии). [8]
Наряду со старым миром одновременно рождается новая, не совсем сформирована культура. «Рынок» как социально-экономическая альтернатива старого мира породил психологический феномен, известный как «рыночная ориентация характера». Характеристику последнего дал Э. Фромм в своем анализе типов социального характера. Характеризуя рыночную ориентацию, он подчеркивает значение в ней «личностного рынка», который интенсивно развивается в нашей действительности. Суть личностного рынка заключается в том, насколько хорошо человек умеет продать себя на рынке, насколько хорошо он умеет подать себя, насколько привлекательна его «упаковка». Теперь, чтобы получить успех, мало обладать умением, умом, мастерством, искренностью и порядочностью. Успех зависит теперь от способности вступать в конкурентную борьбу с себе подобными.
Итак, переходный тип социального характера это тип, который находится в состоянии выбора между рыночной ориентацией и архетипами старого общества. Одновременное существование в настоящем многих пластов ценностей, ни один из которых не представляет собой четко структурированной нормативной моделью, затрудняет ситуацию выбора и принятия социальных норм, а в целом усложняет процесс социализации.
Говоря о таком переходном состоянии, в котором формируется новый социальный тип личности, К. Хорни отмечает два его показатели:
- ригидность реагирования,
- разрыв между возможностями человека и их реализацией. [18]
Ригидность реагирования это отсутствие той гибкости, которая позволяет людям реагировать различным способом на различные ситуации. Различие между возможностями данного человека, его дарованиями и ее действительными жизненными достижениями способствует поддержанию переходного потребностно-мотивационного состояния как защитного механизма в условиях неблагоприятного для нее образа жизни.
Говоря об опасности этого состояния, Б.С. Братусь обращает внимание на вероятность выбора индивидом предмета, который не соответствует сути личностного роста. Нужно иметь в виду, что выбор предмета есть выбор пути, потому нахождение предмета означает конец потребностного состояния и формирования качественно нового психологического образования потребности (то есть «нужды», которая знает свой предмет), которая, в свою очередь, побуждает к деятельности, что ее удовлетворяет. Эта деятельность может продолжаться годами пока окажется, что предмет был неистинный и вредный. Поэтому в кризисе переходных состояний мы, по сути, выбираем путь, судьбу. Такое переходное состояние требует новой «техники существование» (Л. Анциферова), сущность которой заключается в том, во-первых, что планирование деятельности в социальной сфере требует от личности учитывать быстрые темпы изменений социальной реальности, а, во-вторых, высокой личностной толерантности к неопределенности. Такая «техника существования» предполагает рассматривать социализацию личности как ее ресоциализацию, как процесс, в результате которого формируется умение ориентироваться в непредвиденных ситуациях. Изменение условий бытия ставит перед личностью ряд проблем по освоению новых инструментальных техник взаимодействия с новой конкретно- исторической действительностью. Это связано прежде всего с изменением типа социального характера. [12]
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ
2.1. Социальный тип и социальная зрелость личности
Историческую смену различных социально-исторических типов личности можно рассматривать как результат социализации в филогенетическом плане. Степени социальности человека есть те конкретно-исторические черты личности, которые возникают у него в определенных социально-исторических условиях и выражают общее, повторяющихся в коллективной деятельности. Эта конкретно-историческая мера социальности человека, обусловлена конкретным моментом истории и связанной с этим моментом структурой деятельности личности, воплощенная в социально-историческом типе личности. Социально-исторический тип личности, является обобщенным образом человека определенного исторического времени, в котором воплотились требования конкретного общества к личности, может рассматриваться как своеобразная модель социализованости личности конкретного общества. [11]
В этом отношении мы можем говорить, что понятие «социализированность» совпадает с понятием «социальный тип личности», как такой степени социальности, которую приобретает индивид в ходе социализации. Эта мера социальности нужна человеку, чтобы адаптироваться к культуре общества. Исследование проблемы типологии личности в таком плане имеет практически-воспитательное значение. Типичные черты личности, представляя конкретно-историческую меру ее социальности, выполняют функцию нормы и патологии социальности индивидов. Нельзя не согласиться в этом плане с тем, что на зависимость человека к определенному социальному типу, накладывая определенный отпечаток на характер человека, вместе с тем обязывает его, принуждает его в силу внутренней логики групповых интересов и психологии вести себя именно так, а не иначе. [14]
Функция воспитания состоит в том, чтобы подготовить индивида к выполнению той роли, которую ему придется играть в обществе. Воспитание должно сформировать характер индивида так, чтобы он приближался к социальному характеру, чтобы его собственные стремления совпали с требованиями его социальной роли. Таким образом, социально-исторический тип личности является не только результатом социализации, рассматренным в филогенетическом плане, но также средством социализации индивида, рассматриваемый в онтогенезе. В этом отношении правомерно утверждать, что основное назначение социализации индивида в онтогенетическом плане заключается в формировании индивидов как социальных типов личностей. В модели типа личности будто воплощен заказ общества на конкретные социальные качества в реальном человеке, представляющих конкретную меру ее социализованости. Эта мера осуществляется с разной степенью полноты, но каждое общество стремится к наиболее полному воплощению в таком индивиде черт социально-исторического типа личности. [3]
Однако личность это не только продукт истории, она сама находится в процессе исторического развития. История личности это не только исторически переменные социальные типы людей. Индивид в рамках конкретного общества также имеет свою историю, которой своеобразно проявляется история общества. Это и предполагает рассматривать социализацию личности также в онтогенетическом плане. Усваивая накопленный человеческий опыт, каждый индивид в определенной степени по-своему открывает для себя богатства культуры, развивает свои силы и способности. Изучение социализации в онтогенетическом плане связано с идеей типа повторяемости в процессе развития. Речь идет об известной параллели между онтогенезом и филогенезом. Эта идея сводится к тому, что сначала имеет место полный и длительный процесс развития социальности, а затем происходит его сокращение и быстрое воспроизведение на новой основе. [23]
Первоначально эта идея была сформулирована Гегелем в его «Феноменологии духа». «Отдельный индивид, писал он, должен и по содержанию пройти степени образования общего духа, но как формы, уже составлены духом, как этапы пути, уже разработанного и выравненого», в связи с этой идеей Ф. Энгельс дал оценку «Феноменологии духа» как произведению, которое можно было бы назвать параллелью эмбриологии и палеонтологии духа, отображением индивидуального сознания на различных ступенях ее развития, рассматриваются как сокращенное восприятие степеней, исторически пройденных человеческим сознанием. [7]
В биологии это повторяемость была сформулирована Геккелем как биогенетический закон, согласно которому развитие живых зародышей коротко повторяет историю всего данного вида.
Под влиянием открытия этого закона в конце XIX в. в психологии возникли теории, согласно которым психическое развитие ребенка повторяет основные стадии развития общества (теории рекапитуляции). Хотя идеи рекапитуляции не получили широкого распространения, факт совместной логики развития онтогенеза и филогенеза, и в настоящем привлекает к себе внимание исследователей. Так, известный советский философ Б. Кедров рассматривал эту проблему в связи с вопросом соотношения логического и исторического в диалектике. Логически во всеобщей форме, в чистом виде повторяется последовательность исторических стадий развития. Б.М. Кедров утверждал, что развитие индивидуального сознания повторяет некоторые черты и особенности всего ее (сознания) истории вообще. [7]
Аналогия онтогенетического развития с филогенетическим дает возможность понять некоторые особенности социализации индивида через выяснение таких вопросов: как из истории человечества повторяется в истории отдельного индивида? Поскольку в рассматриваемом вопросе, речь идет об историческом развитии социальности личности, то важно выяснение того, что выступает итоговой общей формой содержания этого процесса и в каком виде она представлена.
Как уже было показано выше, социализация в филогенетическом плане это история изменения различных социально-исторических типов личности. Социализация в онтогенетическом плане процесс «пробегания» социальности, воплощенной ранее в смысле социально-исторических типов прошлого. В этом плане продолжительности жизни индивида можно представить как этапы, своеобразные узлы развития, особенности которых в определенной степени повторяют черты, характеризующие исторические типы людей прошлого. [20] Приобретая свойства, адекватных социально- историческому типу личности, который является логическим и общим выражением социальности человека на данном отрезке истории, индивид становится зрелой личностью.
Социально зрелая личность это личность, которая воплотила социально- типичные черты в такой степени, которая достаточна как для существования ее в определенной общественной системе в качестве исторического субъекта (творца истории), так и для существования данной системы в целом. Итак, показателем зрелости индивида является формирование его как социального типа личности. Социализация заключается не в том, что рожденное биологическое существо становится существом социальным, а в том, что человек, осваивая социально-исторический опыт предыдущих поколений становится человеком взрослым, то есть социализированным, сложившимся как определенный социальный тип личности. Вопросы формирования социального типа личности связаны с проблемой социальной зрелости индивида. Психологи отмечают возрастные периоды, которые обусловливают достижение социальной зрелости (15 - 16 лет). [20] Речь идет о том, чтобы сформировать социально зрелую личность к определенному сроку, а не «вообще» иметь это в виду как неопределенную во времени и просто желаемую воспитательную цель. Факты инфантилизма среди определенной части молодежи это не что иное, как просчеты воспитания. В связи с этим проблема социализации как становление зрелости личности приобретает важный как теоретическое, так и практическое значение, и требует прежде всего выяснения таких понятий, как критерии социальной зрелости личности, а также способы и пути ее достижения.
Новорожденный еще не обладает социальностью, он только потенциал человеческой личности, а личностью станет в процессе социализации, то есть благодаря приобретению им таких социальных качеств, обеспечивающих его жизнедеятельность в рамках определенной социальной системы. Приобретая свойства, адекватные обществу, индивид становится взрослым. [15] Поэтому можно сказать, что в достижении индивидом необходимой степени социальной зрелости, в становлении его субъектом труда, общения, познания и состоит «онтогенетическое» содержание процесса.