Файл: Проблема личности в социальной психологии (ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
Противоречивость системы «человек-мир» является источником саморазвития как человека, так и его мира.
Потенциально человек как личность это бесконечная, универсальное, общее существо, актуально оно всегда ограничено. Это противоречие разрешается в процессе того, как индивид, развиваясь в личность, расширяет свое бытие во времени, включая себя в историю. История является процессом последовательного разрешения противоречия между потенциальной бесконечностью человека и его актуальной ограниченностью, и порождением этого противоречия в новых социально-культурных условиях. Средством решения этого противоречия является деятельность индивида по созданию культуры общества. Социальная функция культуры в каждый конкретный отрезок исторического времени состоит в том, чтобы привести индивидуальное бытие человека в соответствие с общественной жизнью, согласовать, объединить между собой личное и общественное, индивидуальное и общее. То есть главная социальная функция культуры заключается в таком развитии человеческой индивидуальности, соответствующей масштабам и результатам достигнутого в данный момент общественного развития. Чем шире и богаче являются связи человека с окружающим миром, другими людьми, тем большие возможности ему предоставляются в развитии своей личности, тем более универсальной возникает форма его культурной жизни. Ведь культура является главным показателем не какого-то особенного, а именно общественного развития человека.
Таким образом, личность всегда есть своеобразной связью универсальности. В ней предусматривают друг друга и противоборствуют разные «Я», движущиеся в сторону уникальности, неповторимости, самостоятельности отдельного «Я» и в сторону его универсальности, обращенности к бесконечному миру. Чтобы бесконечный универсальный мир стал доступным индивиду через узкий канал его жизненной политики, для этого человеческий мир приобретает различные формы культуры как системы общезначимых способов жизнедеятельности. А мир личности приобретает формы духовной жизни, которая строится на деятельностной основе и включает в себя все субъективные возможности и способности личности. [18]
Осваивая свою родовую сущность в формах культуры, индивид становится культурно-историческим субъектом, делает историческое прошлое его собственным прошлым, а будущее, как его будущее, за которое он отвечает. И этой двойной зависимостью определяется его деятельность в настоящем, а также его свобода и ответственность. В этом случае он перестает быть функционером, он становится личностью.
Связь индивидуального и социального нельзя подменять дихотомией «социальная среда индивид», где социальное возникает «опосредовано», внешне влияет на индивида. При таком разъединении социального и индивидуального оба они опустошаются, потому первое низводится до анонимно-безличной социальности, а второе к пустому вместилищу этой социальности. [18]
В нашей литературе по проблемам формирования личности имеет место стереотип человека как результата социальной среды, в котором усматривается доминирование общественного над индивидуальным. Этот стереотип привел в теории к недооценке индивидуально-личностного в человеке, а на практике - под флагом борьбы с индивидуализмом, до принимания человеческой индивидуальности. В связи с этим становится важным акцент на ценности индивидуально-личностных начал нашего общества, который ориентировал бы понимание такой связи социально-общественного и индивидуально-отдельного, в котором необходимым условием реальной силы социально-общего есть полнота раскрытия индивидуально-отдельного. На этой методологии должны основываться специальные методы, реализующих принцип индивидуального подхода в системе обучения и воспитания. В связи с чем возникают следующие вопросы: как соотносить заранее спланированную программу с индивидуальными данными, если формирование и развитие личности, с одной стороны, предполагает обязательным усвоения определенного учебного материала с другой. Должно опираться на индивидуальную самостоятельность и индивидуальную исключительность каждого обучающегося. В решении этих вопросов необходимо опираться на принцип единства социально-общего и индивидуально-отдельного, который ориентирует на то, что раскрытие индивидуальных способностей человека возможно только через реализацию социально-общественного, а реализация социально общего достигается только через осуществление индивидуально-частного. Этот принцип нацеливает на преодоление односторонности: как абсолютизацию, так и поклонение индивидуально-природным данным человека, так и на их игнорирование.
Заключение
Таким образом, в результате работы над поставленными задачами мы пришли к следующим выводам:
- Социально-психологический подход в рассмотрении личности заключается в рассмотрении «социальности» личности как результата взаимоотношений индивида с конкретной социально-исторической общностью: не просто личность в сообществе (группе, коллективе, этносе и т.п.), а именно результат, который получено от взаимоотношений личности с конкретной группой.
- «Социальность» личности, рассматриваемая с точки зрения тех черт и качеств, которые являются выражением обязательных требований к ней со стороны конкретной социально-экономической системы, сказывается в функционировании социально-исторических типов личности. Ни одно сообщество не могло бы существовать, если индивиды не усвоили бы в процессе социализации определенного однообразия действий и поступков. Если бы оно не систематизировало поведение многих индивидов в нужном ему направлении, формируя у них определенные общие им всем характерные черты.
- Социально-исторический тип личности определяется в исследованиях психологов основным понятием «социальный характер» (Э. Фромм, А. Лазурский, Б. Братусь). «Социальный характер», по Э.Фромму это и совокупность черт характера, которая присутствует в большинстве членов одной социальной группы которая возникла в результате общих для них переживаний, и общего образа жизни. Если мы хотим наиболее полно понять одного индивида, то нужно обращать внимание на его отличия, которые возникают за счет случайных факторов рождения и жизненного опыта, поскольку эти факторы различны для разных видений. Если мы хотим понять, каким образом человеческая энергия направляется в определенное русло и работает в качестве производительной силы в условиях определенного общественного строя, то основное внимание нужно уделять социальным типам.
- Социальный тип личности выполняет функцию «образца», «нормы» поведения, а также «матрицы», на основе которой формируются индидивидуальные черты личности определенной социально-исторической эпохи.
- Модель социального типа личности является средством определения уровня социализированности человека, а также критерием взрослости.
- Социальный тип личности является историческим явлением и возникает и меняется в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определеннму способу жизнедеятельности.
- В условиях трансформации общества, когда одновременно соотносятся новое и старое, формируется новый социальный тип личности, для которого характерным является, с одной стороны, подсознательное усвоение архетипов старого общества, которое уже отмирает, а с другой новых ценностей, интересов, обусловленных новым жизненным пространством.
- Одновременное существование многих ценностей, ни одно из которых не является четко структурированной нормативной моделью, затрудняет ситуацию восприятия социальных норм, усложняя процесс социализации. Такие условия требуют новой «техники существования», суть которой заключается в том, что планирование деятельности в социальной сфере требует от личности, во-первых, учет быстрых темпов изменений социальной реальности, а во-вторых, высокой личной толерантности к неопределенности. Такая «техника существования» предусматривает рассмотрение формирования личности как, процесса, в результате которого формируется умение ориентироваться в непредвиденных ситуациях.
- Закономерности формирования социального типа личности необходимо учитывать во всех звеньях процесса целенаправленного воспитания.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Таблица 1
Различия по показателям методик 16-РЕ и УСК между группами студентов различных специальностей всех курсов
Специальность |
||||||
Показатель |
Гуманитарная |
Техническая |
и |
р |
||
Ме |
М |
Ме |
М |
|||
МБ |
5,000 |
5,554 |
6,000 |
5,746 |
12458,000 |
0,426 |
А |
9,000 |
8,772 |
8,000 |
8,300 |
11351,000 |
0,035 |
В |
3,000 |
3,353 |
4,000 |
3,708 |
11463,000 |
0,054 |
С |
7,000 |
7,243 |
7,000 |
7,162 |
12509,000 |
0,461 |
Е |
6,000 |
6,292 |
6,000 |
6,292 |
12892,000 |
0,778 |
Б |
6,000 |
5,738 |
6,000 |
5,677 |
12988,000 |
0,866 |
О |
7,000 |
7,084 |
7,000 |
6,900 |
12263,000 |
0,304 |
Н |
7,000 |
7,025 |
7,000 |
7,262 |
11963,000 |
0,166 |
I |
8,000 |
8,030 |
6,000 |
5,876 |
6044,000 |
0,000 |
Ь |
6,000 |
5,668 |
6,000 |
5,777 |
12821,500 |
0,713 |
м |
7,000 |
6,401 |
6,000 |
6,062 |
11773,500 |
0,107 |
N |
5,000 |
4,851 |
5,000 |
5,169 |
11754,500 |
0,101 |
О |
7,000 |
6,733 |
7,000 |
6,577 |
12730,500 |
0,637 |
ді |
7,000 |
7,069 |
7,000 |
6,954 |
12729,500 |
0,635 |
02 |
5,000 |
5,050 |
6,000 |
5,546 |
10803,000 |
0,006 |
03 |
6,000 |
5,856 |
6,000 |
6,177 |
11753,000 |
0,102 |
04 |
6,000 |
5,644 |
5,000 |
5,423 |
12093,500 |
0,219 |
Интеллектуальный блок |
5,600 |
5,520 |
5,600 |
5,562 |
13558,500 |
0,976 |
Эмоционально-волевой блок |
6,600 |
6,390 |
6,500 |
6,484 |
13237,000 |
0,691 |
Коммуникативный блок |
6,200 |
6,144 |
6,300 |
6,401 |
11982,000 |
0,067 |
Экстернальность |
10,000 |
10,495 |
10,000 |
10,156 |
13312,500 |
0,504 |
Интернальность |
12,000 |
12,306 |
13,000 |
12,452 |
13592,000 |
0,724 |
Примечание: жирным шрифтом отмечены статистически значимые различия (р<0,05)
Таблица 2
Различия по индексам предпочтения методики ТиГр между группами студентов различных специальностей всех курсов
Индекс предпочтения |
Специальность |
и |
р |
|||
Гуманитарная |
Техническая |
|||||
Ме |
м |
Ме |
м |
|||
Треугольников |
12,000 |
12,769 |
12,000 |
12,438 |
12064,000 |
0,611 |
Кругов |
9,000 |
9,077 |
8,000 |
7,742 |
9585,000 |
0,000 |
Квадратов |
8,000 |
8,092 |
9,000 |
9,688 |
9862,000 |
0,001 |
Примечание: жирным шрифтом отмечены статистически
Таблица 3
Частотный анализ типологического статуса студентов всех курсов различных специальностей
Специальность |
Р |
||||||||
Гуманитарная |
Техническая |
||||||||
Доля лиц с соответствующим типом (в %) |
Ведущий |
Актуальный |
Потенциальный |
Ведущий |
Актуальный |
Потенциальный |
Ведущий |
Актуальный |
Потенциальный |
Организующий |
29,5 |
26,5 |
23,5 |
24,2 |
19,5 |
21,9 |
0,127 |
0,034 |
0,626 |
Старательный |
25,5 |
23,0 |
18,0 |
25,8 |
27,3 |
18,0 |
0,930 |
0,207 |
1,000 |
Инициативный |
10,0 |
10,0 |
12,5 |
13,3 |
15,6 |
10,9 |
0,191 |
0,034 |
0,525 |
Эмотивный |
4,5 |
6,5 |
7,0 |
1,6 |
4,7 |
5,5 |
0,030 |
0,317 |
0,428 |
Интуитивный |
8,0 |
10,5 |
12,0 |
3,9 |
7,0 |
10,2 |
0,026 |
0,113 |
0,465 |
Независимый |
7,5 |
5,0 |
8,0 |
5,5 |
5,5 |
8,6 |
0,300 |
0,775 |
0,782 |
Коммуникативный |
7,5 |
12,5 |
8,5 |
14,1 |
10,2 |
13,3 |
0,007 |
0,355 |
0,051 |
Самодостаточный |
7,5 |
6,0 |
10,5 |
11,7 |
10,2 |
11,7 |
0,071 |
0,051 |
0,736 |
Список использованной литературы
- Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / Асмолов А. Г. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Смысл: Изд. центр «Академия», 2007. – 528 с.
- Андреева Г. М. и др. Социальная психология. – М. : Аспект Пресс, 2001.
- Битянова М. Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд. – « Издательский дом» « Питер», 2007.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Берн Э. – Екатеринбург : ЛИТУР, 1999.
- Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001. 301 с.
- Гусейнова Т.В. Российские ученые о проблеме психологии личности и межличностного общения в социальной психологии//Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 44-47.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Ильин Е. П. – СПб. : Питер, 2008. – 432 с.
- Леонтьев А. М. Деятельность. Сознание. Личность / Леонтьев А. М. – М. : Политиздат, 1975.
- Лузаков А.А. Проблема категоризации в социальном познании с позиций психологии личности //Человек. Сообщество. Управление. 2008. № 4. С. 4-16.
- Каширин В.П. Личность и социальная психология // Вестник Российского нового университета. 2007. № 1. С. 106-111.
- Кочетова Т.В. К проблеме соотношения некоторых теоретических представлений эволюционной психологии и социально-психологической концепции развития личности А.В. Петровского //Социальная психология малых групп Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти А.В. Петровского. Ответственный редактор: М.Ю. Кондратьев. 2011. С. 378-381.
- Майерс Д. Социальная психология-Девид Майерс. – 1999.
- Мамцева А.Г. Социальная психология личности //Мир на пороге новой эры. Как это будет? Материалы международной научно-практической конференции: в 2х частях. Отв. редактор Зарайский А.А.. 2014. С. 5-7.
- Митицина Е.А., Лебедев С.А. Проблемы личности в общей и социальной психологии учебно-методическое пособие / Е. А. Митицина, С. А. Лебедев ; М-во образования и науки Российской Федерации, Псковский гос. пед. ун-т им. С. М. Кирова. Псков, 2011.
- Немов Р.С. Психология: Учебн. для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. - Кн 2. Психология образования. – 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
- Ортикбаев Д.О., Уста-Азизова Д.А. Теории личности в социальной психологии //Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 1 (6). С. 262-264.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. - СПб, 1999.
- Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы/Под ред. М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев, Н. Е. Харламенкова. Москва, //Труды Института психологии РАН. – 2016. – С. 121-134
- Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Собчик Л. Н. – СПб. : Изд. Речь, 2005. – 624 с.: ил.
- Сухов А. Н. Социальная психология //учеб. пособие для вузов/. АН Сухов, МГ Гераськина–7-е изд.–М.: Юнити-Дана. – 2011.
- Хекгаузен Х. Мотивация и деятельность / Хекгаузен Х. – 2-е изд. – СПб. : Питер; М. : Смысл, 2003. – 860 с.
- Щекин Г. В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению : [учеб.-метод. пособие] / Щекин Г. В. – 2-е изд., испр. – К. : МАУП, 2001. – 616 с.
- Шамионов Р. М. Социальная психология личности: проблемы и перспективы // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-psihologiya-lichnosti-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 06.07.2016).