Файл: Методы оценки эффективности финансово-кредитных институтов (Оценка эффективности деятельности банка (на примере Банка «УРАЛСИБ»)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 8 – Анализ состава и структуры расходов Банка «УРАЛСИБ» по экономическому содержанию

Статьи расходов

01.01.2012г.

01.01.2013г.

01.01.2014г.

01.01.2015г.

тыс.р.

Уд. вес, %

тыс.р.

Уд. вес, %

тыс.р.

Уд. вес, %

тыс.р.

Уд. вес, %

операционные расходы

439875940

99,88

287571650

99,80

259729874

99,52

234662308

99,44

процентные

26432130

6,01

17899019

6,22

12674442

4,88

16480282

7,02

непроцентные

413443810

93,99

269672631

93,78

247055432

95,12

218182026

92,98

неоперационные расходы

531560

0,12

587326

0,20

1255451

0,48

1317649

0,56

всего

440407500

100,00

288158976

100,00

260985325

100,00

235979957

100,00

Несмотря на положительную динамику процентных доходов, проявившуюся в 2013-2014 гг. снижение доходов от операционной деятельности происходит за счет снижения как в абсолютном, так и в относительном значении непроцентных доходов. Наибольшую долю в структуре совокупных доходов занимают доходы от операционной деятельности (98- 99%), что говорит о концентрации банка на своей основной деятельности. Наибольшую долю в доходах от операционной деятельности занимают непроцентные доходы, это может быть оценено отрицательно, так как именно процентные доходы являются основными доходами по кредитной деятельности банка, а следовательно, должны занимать более значительный удельный вес в общем объеме доходов, тем не менее, намечена тенденция снижения непроцентных доходов в структуре и рост процентных доходов. Можно сделать вывод, что происходит постепенное увеличение доли банка на кредитном рынке.

на протяжении всего изучаемого периода общая величина расходов снижается, за счет снижения операционных расходов, а в 2014 г. также за счет снижения неоперационных расходов. В целом темп снижения доходов и расходов примерно на одинаковом уровне. Структура расходов схожа со структурой доходов, значительная доля принадлежит операционным расходам в структуре (99%); процентные доходы превышают в структуре процентные расходы, что говорит о том, что процентная деятельность банка более рентабельна, чем непроцентная.


На величину валовой прибыли оказывает влияние операционная и неоперационная прибыль банка. Снижение валовой прибыли в 2012-2013 гг. произошло за счет снижения операционной прибыли, что оценивается отрицательно, так как именно операционная деятельность должна приносить наибольшую часть прибыли банка. Также снижается и неоперационная прибыль.

Далее рассчитаем относительные показатели доходов и расходов банка.

Можно сделать следующие выводы:

- коэффициент соотношения процентных доходов и расходов оценивает способность банка получать прибыль от основной деятельности. Снижение показателя за 2013-2014 гг. говорит об уменьшении эффективности банка по основной его деятельности;

- коэффициент эффективности затрат показывает, какая доля доходов приходится на каждую единицу расходов. Увеличение данного коэффициента в динамике за 2011 г. оценивается положительно, так как говорит об общем увеличении эффективности деятельности банка, однако намечена тенденция снижения эффективности банковской деятельности;

− коэффициент операционной эффективности показывает способность банка получать прибыль от операционной деятельности. Увеличение данного показателя в 2011 г. оценивается положительно и свидетельствует об эффективной операционной деятельности банка, однако в последующие периоды операционная эффективность остается неизменной и сохраняется на уровне 2010 г.;

− коэффициент соотношения комиссионных доходов и процентных доходов оценивает соотношение безрискового и рискового дохода банка, т.к. данный коэффициент в динамике растет – это говорит о росте безрисковых доходов банка, что положительно влияет на эффективность деятельности.

Завершающим этапом рассчитаем показатели оценки доходности банка и представим их в таблице 24. Данные показатели рассчитываем на основании методики, приведенной в Указании Банка России от 30.04.2008 г. № 2005-У «Об оценке экономического положения банков» [2].

Таким образом можно сделать вывод, что обобщающий показатель РГД (обобщающий результат по группе показателей оценки доходности), рассчитанный по методике ЦБ РФ, оценивает состояние доходности рассматриваемого банка как «сомнительное» на 01.01.2011 г., однако в последующие периоды состояние доходности стало «удовлетворительное», произошло это за счет увеличения чистой процентной маржи, чистого спреда от кредитных операций, в тоже время структура расходов выросла.

Основная цель деятельности любого банка – получение прибыли. Прибыль (убыток), полученный банком за отчетный период, - показатель, который концентрирует результат разнообразных пассивных и активных операций, отражает влияние всех факторов, оказывающих влияние на эффективную банковскую деятельность. В свою очередь на величину прибыли влияют доходы и расходы, полученные в течение отчетного периода. Таким образом, прибыль является гарантом стабильности финансового положения, а значит, непосредственно влияет на эффективность деятельности банка в целом. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что эффективность деятельности ПАО «УРАЛСИБ» за 2013-2014 гг. снизилась, поскольку снижается чистая прибыль, сокращаются доходы с одновременным снижением расходов, состояние доходности оценивается как «удовлетворительное», что говорит о необходимости улучшения эффективности деятельности банка.


2.3 Предложения по совершенствованию кредитной деятельности коммерческого Банка «УРАЛСИБ»

Ориентир банковской деятельности в рыночной экономике состоит в максимизации прибыли от операций при сведении к минимуму потерь. Прибыль (убыток), полученный банком в отчетном периоде, – концентрирует в себе результаты различных пассивных и активных операций и отражает влияние всех факторов, непосредственно оказывающих влияние на деятельность банка. Одной из проблем, с которой коммерческие банки сталкиваются в настоящее время является формирование ресурсной базы. Составной частью гибкого управления активами и пассивами банка является формирование рациональной ресурсной базы, которое подразумевает не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов.

Увеличение размера прибыльности может быть достигнуто за счет рисковых операций, по которым банк получает более рисковое вознаграждение. Поэтому оценка уровня прибыли банка тесно связана с анализом степени защиты банка от риска. За 2014-2015 г. наблюдается снижение прибыли в банке «УРАЛСИБ». Банку необходимо создать модель управления активами, которая реализует перераспределение средств на балансовых счетах при наступлении неблагоприятных событий, которые при заданных ограничениях (установлении необходимого уровня ликвидности) обеспечивают максимизацию (минимизацию) рассматриваемого показателя (например, определение минимального количества наличных денег в кассе).

Несмотря на снижение совокупного кредитного портфеля в конце 2014 г. на 9,03% по сравнению с началом года, важным конкурентным преимуществом банка является высокий уровень узнаваемости, доверия к бренду и лояльности клиентов. Для поддержания и повышения эффективной деятельности банку необходимо развивать бизнес на основе клиентоориентированной модели. Для оценки удовлетворенности клиентов необходимо проводить расчет и анализ индекса потребительской лояльности. Несмотря на снижение доли кредитов юридическим лицам, приоритетным сегментом будут оставаться предприятия среднего бизнеса. Для привлечения крупных корпоративных клиентов необходимо сфокусироваться на таких отраслях, как коммерческая и жилая недвижимость, транспорт, инфраструктурное строительство. Модернизация продуктового ряда, повышение качества и скорости сервиса за счет оптимизации и автоматизации кредитного процесса, оптимизация ценообразования, т.е. введение системы контроля дисциплины ценообразования и предоставления скидок позволит расширить клиентскую базу и повысить ее стабильность, что в целом приведет к повышению эффективности деятельности Банка «УРАЛСИБ». Финансовый результат банка складывается в основном из разности между доходами по размещенным средствам и расходами по привлеченным. В этом случае изменение ставок может оказать влияние на финансовый результат, если ставки по привлеченным и размещенным средствам имеют разное движение. Таким образом, необходимо совершенствовать ценообразование на ресурсы и их количественное соотношение, учесть то, что прибыль является функцией времени, следовательно, управление процентным риском подразумевает оптимизацию прибыли как функцию времени.


Приоритетным для банка должно стать совершенствование и тиражирование технологий экспресс-кредитования, необходимо упрощать процедуру и снижать сроки оформления кредитов для малого бизнеса, а также увеличить сеть приема заявок на получение кредита. Риски в части кредитного решения возможно снижать за счет автоматизации процесса. Активное развитие электронных каналов продаж и стандартизация технологии продаж позволит повысить качество обслуживания клиентов. Развитие электронных и дистанционных каналов обслуживания позволит не только повысить удобство и улучшить качество сервисов, но и обеспечит дополнительный рост комиссионных доходов.

Управление просроченной задолженностью в кредитном портфеле коммерческого банка – является ключевым индикатором, характеризующим качество ссудной задолженности и устойчивость банка к негативным воздействиям макроэкономических факторов, а, следовательно, влияет и на эффективность работы банка в целом. Все коммерческие банки в той или иной степени подвержены риску возникновения просроченной ссудной задолженности. Поэтому только грамотная кредитная политика, наличие законодательной базы в области регулирования возникновения и классификации просроченной ссудной задолженности является залогом успеха и эффективности деятельности.

Чем ниже доля просроченной задолженности в кредитном портфеле коммерческого банка, тем выше его качество. В результате проведенного анализа в главе 2.3, на 01.01.2016 г. наблюдается рост доли данного показателя в совокупном кредитном портфеле. Эффективными методами на первоначальном этапе работы с временной задолженностью являются рефинансирование или реструктуризация, например предоставление кредитных каникул, выдачу нового кредита на более мягких условиях. Однако следует помнить, что данные методы увеличивают срок возврата накопившегося долга и требуют создания резервов перекредитование, что уменьшает ресурсную базу банка (и прибыль), следовательно, необходимо грамотное применения данных методов, чтобы не нанести вред эффективности работы банка в целом. Так, например, осуществляя рефинансирование можно снизить риск следующими методами:

- осуществлять кредитование заемщика только при отсутствии каких-либо задолженностей в банке;

- дополнительно осуществлять страхование недвижимости и жизни заемщика;

- наличие поручителя и обеспечения.

Так, например, для увеличения кредитования в сфере малого и среднего бизнеса, Банку «УРАЛСИБ» предлагается использовать в программе «Бизнес-Инвест» следующие предложения:


- увеличить срок кредитования;

- снизить процентную ставку на 1%, т.е. от 17%;

- снизить минимальную сумму кредита до 200 тыс. р.;

- снизить комиссию за выдачу кредита для постоянных клиентов с положительной кредитной историей до 1%.

- отсутствие комиссии за досрочное погашение кредита.

Для совершенствования своей кредитной деятельности Банк «УРАЛСИБ» может предложить своим клиентам стать обладателями картой с индивидуальным дизайном, т.е. благодаря применению инновационных технологий лицевая сторона карты может быть оформлена по вкусу клиента банка. Компании, которые обслуживаются в рамках зарплатного проекта, могут заказать для своих сотрудников зарплатные карты с уникальным дизайном, в том числе на картах компания может разместить и свой логотип, что позволит подчеркнуть индивидуальность компании.

Приоритетными направлениями деятельности для данного банка должны оставаться:

- Диверсификация клиентской базы за счет роста доли среднего бизнеса и количества активных клиентов.

- Повышение уровня клиентского сервиса и эффективности работы за счет продвижения продуктовых предложений, которые максимально должны соответствовать потребностям клиентов.

- Усиление контроля за рисками за счет фокусировании на приоритетных отраслях и регионах.

- Увеличение доли рынка в сегменте малого и среднего бизнеса за счет фокусировании работы в приоритетных регионах.

- Автоматизация кредитного процесса и перевода ряда операций в электронные каналы в сегменте среднего бизнеса.

- Повышение доходности портфеля за счет наращивания доли высокомаржинального потребительского кредитования.

- Развитие технологии активных продаж за счет внедрения института клиентских менеджеров.

- Совершенствование кредитного процесса в банке для клиентов малого бизнеса за счет автоматизации стадии прохождения кредитных заявок и централизации андеррайтинга.

- Развитие дистанционных каналов обслуживания.

К возможные действиям, направленным на снижение уровня кредитных рисков можно отнести следующие:

- изменение структуры кредитного портфеля, в частности за счет отказа от предоставления кредитов сповышенным уровнем риска и формирование кредитного портфеля за счет ссуд, предоставленных определенной категории заемщиков;

- оформление дополнительного обеспечения, приостановление выдачи очередных траншей потенциально проблемным кредитам, разработка дополнительных мер контроля над деятельностью отдельных заемщиков;