Файл: Управление кадровой безопасностью (на примере ООО "Проспера "АВТОТРИУМФ").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты кадровой безопасности предприятия

1.1 Понятие кадровой безопасности предприятия

1.2. Методы управления кадровой безопасностью организации

Глава 2. Практика управления кадровой безопасностью в ООО «Проспера «АВТОТРИУМФ»

2.1. Краткая характеристика ООО «Проспера «АВТОТРИУМФ» и его кадрового потенциала

2.2. Проблемы обеспечения кадровой безопасности предприятия от угроз, исходящих со стороны собственного персонала и оценка сложившейся практики противодействия им

Глава 3. Рекомендации по повышению степени защищенности ООО «Проспера «АВТОТРИУМФ» от угроз со стороны персонала

3.1. Рекомендации по выявлению неблагонадежного персонала

3.2. Использование технологии «Тайный клиент» для предотвращения рисков, связанных с мошенничеством персонала

Заключение

Список использованных источников

3. Наиболее актуальными для ООО «Проспера «АВТОТРИУМФ» угрозами безопасности, исходящими со стороны собственного персонала, являются: угрозы мелких хищений товарно-материальных ценностей (автодеталей, расходных материалов) работниками автосервиса, склада; угрозы хищения денежных средств лицами, ответственными за закупки; махинации с клиентской базой менеджерами; махинации с автодеталями мастерами; угрозы порчи оборудования по причине недостаточной квалификации персонала.

4. Система противодействия угрозам безопасности предприятия со стороны собственного персонала не может быть признанной эффективной:

  • в 2013-2015 гг. растет величина потерь предприятия от мелких хищений;
  • система отбора персонала не предотвращает риск приема на работу потенциально не лояльных сотрудников, а также сотрудников, склонных к дивиантному поведению;
  • предприятие теряет денежные средства из-за махинаций со стороны персонала – сговоры с поставщиками о завышении цен; замена дорогих деталей их дешевыми аналогами; договоренности с клиентами по поводу частного обслуживания;
  • недостаточная квалификация персонала приводит к поломкам дорогостоящего оборудования и простоям его в ремонте.

Глава 3. Рекомендации по повышению степени защищенности ООО «Проспера «АВТОТРИУМФ» от угроз со стороны персонала

3.1. Рекомендации по выявлению неблагонадежного персонала

Проведенное исследование показало, что одна из важнейших проблем ООО «Проспера «АВТОТРИУМФ», повышающая риск угроз имущественной безопасности предприятия со стороны собственного персонала, - неэффективная система отбора персонала, в результате чего на предприятие принимаются работники, склонные к мошенничеству, хищениям, девиантному поведению.

Для того, чтобы в процессе подбора и диагностики персонала определить надежность кандидата, и предотвратить принятие на работу ненадежного сотрудника ООО «Проспера «АВТОТРИУМФ» нами рекомендуется использовать ряд методик. При диагностике неблагонадежности кандидата, на наш взгляд, целесообразно использовать систему качеств, которую выделяет К.В. Харский (табл. 9).


Таблица 9

Качества, свидетельствующие о неблагонадежности кандидата[28]

Качество

Проявление

Негативное влияние на имущественную безопасность организации

Метод выявления

1

2

3

4

Асоциальное поведение

Асоциальное поведение — поведение, не принятое в обществе; поведение, которое противоречит общественным нормам, принципам, выступающее в форме противоправных и безнравственных деяний

Для такого человека свойственно неуважение к личности, пренебрежение этическими нормами, отсутствие раскаяния, совершение действий, не принимаемых обществом, то есть противозаконных.

Глубинное интервью, наблюдение, моделирование провоцирующих ситуаций.

Продолжение таблицы 9

1

2

3

4

Клептомания

Клептомания — вид маниакальности как болезненная непреодолимая страсть к воровству.

Значительно повышает вероятность совершения данным человеком неблагонадежного поступка.

Глубинное интервью, наблюдение, моделирование провоцирующих ситуаций.

Кляузничество, склонность к мелким ссорам, дрязгам из-за сплетен, интриг

Мелочность и доносительство связаны с невысокой моралью человека, желанием очернить другого, доставить неприятности, возможно с корыстной целью.

Отсюда можно предположить, что подобный человек может совершить и незаконный поступок, дабы достичь своей цели или навредить кому-то.

Наркомания

Зависимость, возникающая в результате употребления наркотических средств.

Поисковая денежная активность. Снижение важности ограничений закона, превалирование потребности удовлетворить желание любым способом.

Медицинская справка, наблюдение.

Небрежность

Небрежность характеризуется снижением дисциплинированности, невнимательностью, беспечностью, некоторой безответственностью.

Невнимательность и безответственность значительно повышают вероятность возникновения неблагонадежной ситуации.

Глубинное интервью, наблюдение, моделирование провоцирующих ситуаций.

Продажность

Продажность характеризуется готовностью человека совершать неблагонадежные поступки за конкретное вознаграждение.

Такое качество свидетельствует о максимальном уровне неблагонадежности кандидата.

Глубинное интервью, наблюдение.

Склонность к риску

Склонен к риску, предпочитает опасную ситуацию безопасной

Повышается вероятность включенности в неблагонадежную ситуацию.


Для определения благонадежности персонала в ООО «Проспера «АВТОТРИУМФ» нами рекомендуется использовать следующие методики.

1. Анализ документов, предоставленных кандидатом.

Необходимо провести тщательный анализ документов кандидата, его личного дела. Выявить сведения о каких-либо криминальных социальных контактах, случаях аморального, неблагонадежного поведения в прошлом. Если таковые есть, узнать как можно больше информации и следить за собеседником, скрывает ли он что-то, старается не обсуждать этот вопрос. Следует обратить внимание, имеются ли у кандидата связи с конкурентами. Наличие подобных контактов, тем более личных, повышает вероятность совершения в будущем неблагонадежного поступка.

2. Беседа, наблюдение.

Специалист по работе с персоналом при личной беседе должен подробно выяснить взгляды кандидата на жизнь, его приоритеты, жизненные ценности, круг общения в прошлом и на сегодняшний день, увлечения, финансовое положение семьи в настоящее время, наличие заболеваний. Особое внимание следует уделить вопросам профессиональной мотивации и в частности выяснить, что побудило кандидата поступать на работу именно в ООО «Проспера «АВТОТРИУМФ», именно на эту должность; что является для него главным в его деятельности. Необходимо выяснить, какие проблемы для него на сегодняшний день наиболее актуальны, какие факторы имеют для него приоритетное значение (беременность жены, болезнь близких, предстоящий переезд, проблемы с приобретением имущества). Предлагается задать кандидату вопрос: «Что бы Вы никогда не сделали ни при каких обстоятельствах?». Далее - обратить внимание на то, что было названо первым, что он долго вспоминал, над каким пунктом дольше думал. Это поможет приблизительно определить ценностные и мотивационные ориентиры данного кандидата.

3. Тестирование.

В ООО «Проспера «АВТОТРИУМФ», на наш взгляд, целесообразно также использовать методики, позволяющие оценить качества, повышающие вероятность нарушения установленных норм поведения.

Помимо получения от кандидата рекомендаций и отзывов предыдущих руководителей, необходимо удостовериться в правдивости предоставленной информации, а также достоверности всех документов при приеме на работу. ООО «Проспера «АВТОТРИУМФ» рекомендуется отправлять предыдущему работодателю специальную анкету с просьбой заполнить ее для получения информации о бывшем сотруднике. Однако, велика вероятность, что ответы будут очень краткими и максимально обобщенными. Поэтому лучше сделать личный звонок прежнему работодателю и задать ему ряд вопросов по интересующей теме: насколько ответственен был сотрудник, в какие специфические ситуации, конфликты был включен в период работы. К полученной информации следует относиться объективно. Не стоит руководствоваться только ею — необходимо проанализировать ее в системной связи с теми данными, которые сообщил работник.


При приеме на работу сотрудников, деятельность которых связана с доступом к значительным материальным ценностям, денежным средствам (руководитель отдела закупок, главный бухгалтер), на наш взгляд, необходимо проверять всю информацию: от школы, которую заканчивал кандидат, до обязанностей на последнем месте работы. Если при проверке обнаруживаются несовпадения, следует обратить внимание на то, какие именно это несовпадения и что именно хотел кандидат вам сказать предоставлением искаженной информации.

3.2. Использование технологии «Тайный клиент» для предотвращения рисков, связанных с мошенничеством персонала

Одним из наиболее серьезных рисков предприятия являются различного рода мошенничества работников, выявленных во второй главе работы: предложения клиентам оказания ремонтных работ частным образом; продажа и установка дополнительного оборудования вне предприятия. Все это приводит к оттоку клиентов и финансовым потерям предприятия. Для предотвращения таких угроз нами рекомендуется применение технологии «Тайный клиент».

Работы на этапах реализации мероприятия представлены в таблице 10.

Таблица 10

Работы на этапах реализации мероприятия[29]

Этап

Работы

Ответственный

Подбор тайных клиентов

Подбор тайных покупателей, исходя из требования знаний автомобилей.

Начальник коммерческого отдела

Инструктаж тайных клиентов

Обсуждение всех пунктов анкеты. Обсуждение различных сценариев общения с менеджером. Обучение тайных покупателей пользованию диктофоном.

Разработка графика визитов тайных клиентов

При планировании графика визитов таинственных покупателей необходимо учитывать, что время и дни визитов не должны совпадать.

Первый визит: с 9 до 12 (понедельник)

Второй визит: с 12 до 16 (вторник).

Третий визит: с 16 до 20 часов (четверг).

Четвёртый визит: в выходной

Проведение обследование

Визиты тайных покупателей по разработанному графику. Составление отчетов.

Анализ отчетов тайных клиентов

Изучение результатов отчетов тайных покупателей, аудиозаписей.


При отборе тайных покупателей следует учитывать, что они должны являться владельцами автомобилей марок, обслуживаемых ООО «Проспера «АВТОТРИУМФ». Кроме того, они не должны были посещать станцию в течение года – таким образом, исключается возможность знакомства тайного покупателя с мастером. Мотивацией для привлечения тайных покупателей является покрытие заранее оговорённой стоимости работ на СТО. При этом работы свыше оговорённой суммы оплачивает сам тайный покупатель. Сама технология проверки СТО такова: после инструктажа автовладелец записывается на СТО, проводит там необходимые работы, после чего заполняет анкету.

Нами предлагается проводить такие обследования ежеквартально. То есть за год будет проведено 4 обследования, включающего по четыре визита в каждое обследование. Очевидно, что периодичность использования технологии «Тайный покупатель» делает ее менее внезапной. Однако, цель, которая ставит мероприятие – исключение фактов мошенничества со стороны персонала – при этом достигается. Зная, что каждый клиент в принципе может быть тайным, не каждый потенциальный мошенник решится реализовать свои схемы.

Выводы.

В целях снижения риска безопасности ООО «Проспера «АВТОТРИУМФ» от угроз, исходящих со стороны собственного персонала, разработаны следующие рекомендации:

1. Для того чтобы в процессе подбора и диагностики определить надежность кандидата, и предотвратить принятие на работу ненадежного сотрудника ООО «Проспера «АВТОТРИУМФ» рекомендуется использовать ряд методик. Кроме того, необходимо усилить проверку достоверности предоставляемой кандидатом информации, для чего использовать анкетирование предыдущих руководителей (если это возможно), а также телефонные звонки им.

2. При приеме на работу сотрудников, деятельность которых связана с доступом к значительным материальным ценностям, денежным средствам (руководитель отдела закупок, главный бухгалтер) рекомендуется проверять всю информацию: от школы, которую заканчивал кандидат, до обязанностей на последнем месте работы. Если при проверке обнаруживаются несовпадения, следует обратить внимание на то, какие именно это несовпадения и что именно хотел кандидат вам сказать предоставлением искаженной информации.

3. Для снижения риска мошенничества со стороны персонала рекомендовано применение технологии «Тайный клиент». Планируется, что обследования будут проводиться ежеквартально. То есть за год будет проведено 4 обследования, включающего по четыре визита в каждое обследование. Очевидно, что периодичность использования технологии «Тайный покупатель» делает ее менее внезапной. Однако, цель, которая ставит мероприятие – исключение фактов мошенничества со стороны персонала – при этом достигается. Зная, что каждый клиент в принципе может быть тайным, не каждый потенциальный мошенник решится реализовать свои схемы.