Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
Оперативно-розыскная деятельность подразумевает в отдельных случаях полную зашифровку должностных лиц и лиц, оказывающих помощь на конфиденциальной основе, проведение оперативными подразделениями оперативно-розыскного мероприятия, их местонахождение, характер деятельности и другие. Это значит, что могут скрываться не лишь только ведомственная принадлежность к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, субъектов оперативно-розыскного мероприятия или же факт их сотрудничества, но и их установочные данные. Кроме использования документов прикрытия это достигается с помощью легендированных объектов, под оперативным прикрытием которых действуют участники оперативно-розыскной деятельности.[59]
Данная норма является бланкетной при создании и функционировании отдельных легендированных объектов используются на общепризнанных нормах гражданского законодательства. Созданию легендированного, как и любого, предприятия обязана предшествовать разработка пакета учредительных документов, регистрация в Едином государственном регистре юридических лиц, постановка на учёт в налоговом органе, открытие расчётного счёта в банке, регистрация в юридическом отделе районной (городской) администрации и другие. Для обеспечения функционирования предприятия в соответствии с законодательством должны осуществляться подбор персонала, хозяйственная деятельность, финансовые расчёты и так далее независимо от цели и реального назначения этого объекта.
Функционирование легендированных юридических лиц подразумевает под собой осуществление ими какой-либо хозяйственной (коммерческой) или же иной деятельности, сотрудничество с организациями, гражданами, финансовыми органами и другими, что влечёт за собой необходимость выполнения принятых на себя обязательств, а в отдельных случаях и гражданско-правовой ответственности по ним.[60]
Из анализа задач оперативно-розыскной деятельности в их преломлении к деятельности оперативных подразделений органов оперативно-розыскной деятельности следует, также собственно что такие легендированные объекты должны создаваться прежде всего в интересах предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а ещё выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или же уже совершивших. В прочем цели создания объектов в качестве легендированных достаточно многообразны и не ограничиваются лишь только решением задач, прямо предусмотренных Законом, а могут использоваться для решения вспомогательных задач оперативно-розыскной деятельности.[61]
Должностные лица оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, входят в их штаты, а значит обладают всеми правами сотрудников данных органов. Они обладают императивными возможностями, которыми согласно законодательству наделены должностные лица данных ведомств. Их законные требования обязательны для выполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
Требования, выходящие за пределы компетенции, установленной законодательством, не могут рассматриваться в качестве обязательных для выполнения. В соответствии с этим, неисполнение лишь только законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.[62]
Вывод: данная глава говорит о том, что сотрудники органов осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и группы входящие в это же число не ограничиваются только правами одного законодательного акта, в их права входят и другие законы, так как в оперативно-розыскных мероприятиях принимают участие и органы других ведомств. Данная глава гласит о том, что права как и обязанности очень важны для исполнения своих основных задач расследования и раскрытия преступлений, они могут иметь разное направление, но у них одна цель исполнять свои обязанности должным образом, чтобы они в дальнейшем были использованы в поимке преступника совершившего, то или иное действие или бездействие.
У органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность есть право осуществлять свою деятельность не только гласно, но и негласно, а также зашифровано, что обеспечит безопасность как самого расследования, так и жизнь и здоровье сотрудников и членов их семей, если это расследование включает в себя, такую возможность.
Глава 4. Задачи оперативно-розыскной деятельности
Каждая работа включает в себя цель, средства и результат. Достижение целей, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», гарантирует успешное решение оперативно-розыскных задач. Задачи оперативно-розыскной деятельности можно разделить на общие и частные.
Общие задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следуют из содержания статья 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». К ним относятся:
-выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
-осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
-добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.[63]
Общие задачи оперативно-розыскной деятельности (статья 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») взаимосвязаны, но каждая имеет характерное содержание, в следствии чего их правильнее будет рассматривать как вполне самостоятельные.
Предупреждение и пресечение преступлений – одна из задач оперативно-розыскной деятельности, которая состоит в превентивном воздействии на условия и причины, которые способствуют совершению преступления, или же на поведение конкретного лица или группу лиц, с целью не допустить совершения ими общественно опасного деяния. Главными направлениями данной деятельности являются:
-активное участие оперативных аппаратов в общих профилактических мероприятиях (рейды, совместные комплексные проверки);
-организация и целенаправленное осуществление индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, можно ждать совершения преступлений;
-организация и непосредственное проведение оперативно-розыскных и других мероприятий, обеспечивающих недопущение совершения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а ещё пресечение покушений на преступление.[64]
Пресечение преступлений подразумевает под собой активное вмешательство оперативных работников в работе лица и лишение его реальной возможности продолжить осуществление умышленного преступления на стадии приготовления или же покушения (статья 30 Уголовного кодекса Российской Федерации).[65] Методы пресечения могут быть самыми разнообразными:
-задержание лица на стадии подготовки преступления;
-изъятие предметов, приспособлений, веществ, орудий, приготовленных для совершения преступлений;
-проведение внезапных инвентаризаций и другие.[66]
При использовании оперативно-розыскных сил, средств, а также методов в профилактике преступлений важное значение придается такой тактической форме оперативно-розыскной деятельности, как оперативно-розыскная профилактика.
Оперативно-розыскная профилактика представляет собой систему целенаправленных оперативно-розыскных и иных предусмотренных законодательством мер, проводимых в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, с целью осуществления за ними оперативного контроля, оказания профилактического воздействия, предупреждения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также использования негласной информации в обще профилактической работе органов внутренних дел.
В содержание оперативно-розыскной профилактики включаются специальные средства собирания, проверки, хранения и использования гласной и негласной информации в отношении профилактируемых лиц. Данная информация сосредоточивается в соответствующих делах оперативного учёта, картотеках, информационных системах оперативно-розыскного, профилактического и справочного назначения. Собранную информацию таким образом можно использовать для целенаправленного оперативно-профилактического воздействия на лиц, которые проявили себя совершением действий, носящих ярко выраженный антиобщественный характер.[67]
Выявление и раскрытие преступлений, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или же уже совершивших, является одной из самых важных задач оперативно-розыскной деятельности.[68] Значимость данной задачи наглядно подтверждается статистическими данными о преступности. Так «в январе-ноябре 2016 года в 74 субъектах Российской Федерации наблюдалось снижение регистрируемых преступлений. Так в указанный период зарегистрировано более 2 006,7 тысяч преступлений, что на 8,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе зарегистрированных сократился с 23% в начале года до 21,4%. 11,5 тысяч таких преступлений совершено организованными группами или преступными сообществами». С данной статистикой я ознакомился на сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации, которую нам сообщил официальный представитель Министерства внутренних дел России Ирина Волк.
Выявление преступлений- это значит установление события или же действия определённых лиц признаков состава того же или иного преступления из числа перечисленных в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом в задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не входит установление наличия всех элементов состава преступления, так как это задача следователя. Поводом к началу производства оперативно-розыскных мероприятий могут послужить достаточные данные, которые позволяют думать, собственно что преступление совершилось в форме законченного деяния или же покушения.
Использование в законе определения «выявить» и «раскрыть» вполне оправдано. Они указывают на то, что оперативно-розыскным методом можно установить, обнаружить не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и иные обстоятельства, которые с ним связаны. Особенно важно это для раскрытия латентных преступлений, где оперативно-розыскные меры могут быть направлены на установление мотивов, целей и результатов преступной деятельности, которые при очевидности самого события, как правило, наглядно не проявляются. Под латентными преступлениями понимаются такие преступные деяния, которые остаются за пределами уголовной статистики, а также преступления, которые остались неизвестны для правоохранительных органов.
Раскрытие преступлений представляет собой деятельность оперативника, которая направлена на получение специальных сил, средств фактических данных, позволяющих обнаружить лицо, совершившее преступление. Важное значение имеют оперативно-розыскные меры в выявлении и раскрытии неочевидных преступлений, когда скрываются следы преступления и первичные сведения не содержат информации о лице, его совершившем.[70]
В случае если преступление совершено организованной преступной группой, то должны быть установлены все члены этой группы и определена роль каждого лица в осуществлении преступной деятельности. Выявлению и раскрытию преступлений подлежат также все факты и эпизоды преступления и причинённый им материальный ущерб. В некоторых случаях должны быть направлены все возможности оперативных подразделений на установление данных, характеризующих личность подозреваемого.[71]
Применение оперативно-розыскных сил, средств и методов позволяет своевременно: