Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы.

Проблемы стабильного роста преступности в Российской Федерации, рост уровня её организованности и укрепление профессиональной составляющей ставят перед государством и его компетентными органами задачу усовершенствования форм и методов адекватного противодействия криминальным проявлениям. В данном виде, по мнению некоторых авторов, сама преступность представляет угрозу существованию самого государства.

Представленная курсовая работа демонстрирует собственно, то что органы правопорядка воплощают в жизнь отдельные попытки стабилизировать криминогенную ситуацию, однако издержки законодательного и прикладного характера не дают возможность оказать значительного влияния на существующее положение.

В данных условиях в правоохранительных органах, в том числе, и в органах внутренних дел, как никогда выросла потребность в наличии соответствующего оперативной обстановке законодательства и специалистов, способных решать поставленные государством задачи по борьбе с преступностью на высокопрофессиональном уровне. По данному поводу Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил: «Организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов».

Известно также, собственно, что центральным звеном правовой системы оперативно-розыскной деятельности выступает Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

По всеобщему мнению ученых и правоприменителей, действующее оперативно-розыскное законодательство и подзаконные акты, в том числе, и в этой части не в полной мере отвечают современным потребностям практики борьбы с преступностью и нуждаются в последующем совершенствовании, поэтому тема курсовой работы представляется актуальной и заслуживает тщательного рассмотрения.

Основными целями курсовой работы выступают системный анализ законодательных и ведомственных предписаний относительно полномочий оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и выработка рекомендаций по их совершенствованию. В соответствии с этим, указанные цели имеют все шансы быть достигнуты путём решения следующих задач:

-классификации и обобщения законодательных и подзаконных предписаний в сфере осуществления полномочий  оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел;

- вычленения пробелов в законодательных и других нормах, касающихся прав и обязанностей указанных органов;


- выявления пробелов в законодательных и подзаконных нормах, касающихся правовой и социальной защиты должностных лиц органов внутренних дел;

- поиска путей совершенствования указанных нормативных правовых положений;

- выработки предложений и рекомендаций по оптимизации указанных законодательных и подзаконных предписаний, а также практики реализации полномочий оперативно-розыскной деятельности.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с законодательной и ведомственной регламентацией полномочий органов внутренних дел оперативно-розыскной деятельности и практическим использованием правовых норм в указанной сфере.

Предметом данной курсовой работы выступают закономерности создания законодательных и подзаконных норм, касающихся оперативно-розыскной деятельности, и их использования в правоприменительной практике органов внутренних дел.

Структура настоящей курсовой работы представлена: введением, четырьмя главами, заключением и библиографией.

Глава 1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность


Перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности и в общей форме закрепляет их полномочия в сфере оперативно-розыскной деятельности статья 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".[1] Из содержания данной статьи следует, что их перечень определяется только применительно к территории Российской Федерации. Соответственно, перечень подразделений, которым предоставлено право осуществления оперативно-розыскной деятельности за пределами территории России, не соответствует указанному в комментируемом Законе.[2]

Правом на осуществление оперативно-розыскной работы, как видно из статьи, наделены лишь только оперативные подразделения перечисленных в ней органов. Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы определяют руководители органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, службы внешней разведки, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.


Должностные лица, входящие в штат оперативных подразделений, реализуют оперативно-розыскную деятельность. Значит, должностные лица других подразделений, входящих в структуру перечисленных государственных органов, не вправе автономно проводить оперативно-розыскные мероприятия, а имеют лишь право привлекаться для их проведения должностными лицами оперативных подразделений указанных органов.[3]

Под оперативными подразделениями понимаются структурные подразделения государственных органов, указанных в комментируемой статье, которые непосредственно выполняют оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с ведомственным распределением функций и в пределах установленных полномочий.[4]

В частности, правом проведения оперативно-розыскного мероприятия в Министерстве внутренних дел России наделены оперативные подразделения полиции, в которые входят подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по налоговым преступлениям; по борьбе с организованной преступностью; оперативно-поисковые; специальных технических мероприятий; собственной безопасности; оперативно-розыскной информации. Также в полицию входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

В структуре Федеральной службы исполнения наказаний правом проведения оперативно-розыскного мероприятия наделены: оперативное управление и ему подчинённые подразделения территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, управление следственных изоляторов и тюрем и оперативные подразделения следственного изолятора и тюрем, оперативно-техническое и поисковое управление и им подчинённые подразделения территориальных органов.

В Наркоконтроле осуществлять оперативно-розыскную деятельность уполномочены подразделения Оперативно-розыскного департамента, собственной безопасности, Оперативно-технического управления, Оперативно-поискового управления Департамента оперативного обеспечения и подчиненные им подразделения территориальных органов.[5]

Законодатель определил, что только лишь оперативные подразделения перечисленных в части 1 статьи 13 наделены правом на осуществление оперативно-розыскной деятельности.[6] Перечень таких органов может быть изменён или же дополнен только федеральным законом, а именно самим Законом «Об Оперативно-розыскной деятельности» или же федеральным законом, который вносит в него изменения и дополнения.


Руководители, уполномоченные на принятие важных юридических решений в сфере оперативно-розыскной деятельности, но не входящие в штат оперативных подразделений, не вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность, а лишь наделены полномочиями по контролю за её осуществлением. Должностные лица органов, контролирующих оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за ней (прокуратуры), осуществляющие экономический контроль, судьи и лица, привлекаемые к проведению оперативно-розыскной деятельности, не относятся к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. И хотя они могут быть участниками оперативно-розыскных отношений, тем не менее не наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности даже, если это будет в ограниченном объёме. В частности, уполномоченные прокуроры осуществляют надзор за оперативно-розыскной деятельностью, судьи санкционируют проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий, но сами они не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Физические лица, являющиеся объектами оперативно-розыскной деятельности, наделены субъективными правами, предусмотренными Законом, являются участниками оперативно-розыскных отношений, но к субъектам оперативно-розыскной деятельности не относятся. Это же можно сказать и о лицах, оказывающих помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, как гласно, так и конфиденциально.[7]

В Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" упоминаются такие участники оперативно-розыскных отношений, как специалисты, операторы связи, следователи, дознаватели и так далее. Выделенные категории лиц не входят в штат оперативных подразделений и не наделены поэтому правом осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Данная статья содержит бланкетные нормы. В данной связи для уяснения её содержания и правильного практического применения изложенных в ней предписаний следует руководствоваться нормами ряда законодательных и иных нормативных правовых актов.

Так, согласно законодательному органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.[8]

Под полномочиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, понимается совокупность их прав и обязанностей, вытекающих из задач и функций данных органов, которые определены соответствующими отраслевыми законами и подзаконными нормативными правовыми актами. В частности, для определения и разграничения полномочий органов оперативно-розыскной деятельности следует руководствоваться: Законом Российской Федерации "О полиции"; Федеральным законом "О Федеральной службе безопасности"; Федеральным законом "О государственной охране"; Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации"; Федеральным законом "О внешней разведке"; Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"; Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах"; Таможенным кодексом Российской Федерации; Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.[9]


Компетенция органов - субъектов оперативно-розыскной деятельности определяется исходя из подследственности преступлений, конкретной статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.[10]

Компетенция органов – оперативно-розыскной деятельности ограничивается и нормами комментируемого Закона. В частности, оперативно-розыскные мероприятия, которые связанны с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или же соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (статья 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

К исключительной компетенции оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности отнесено проведение оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 8.1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").[11]

Законодатель не проводит жёсткого разграничения в компетенции органов, отнесённых к числу оперативно-розыскной деятельности. Так, органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию не только шпионажа, террористической деятельности, но и организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, обязанностью борьбы с которыми наделены и другие государственные органы, в частности органы внутренних дел, таможенные органы Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Связано это с тем, что законодателем определена общая область ответственности оперативно-розыскной деятельности, но разграничивается лишь область деятельности оперативных подразделений. Например, если деятельность незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений направлена на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, то выявление и подавление таких преступлений относится к компетенции Федеральной службе безопасности; в случае если их деятельность преследует корыстные, а не политические цели, то борьба с незаконными вооружёнными формированиями, преступными группами или деяниями отдельных лиц относится к компетенции органов внутренних дел, таможенных или других органов оперативно-розыскной деятельности.[12]