Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
-выявлять латентные преступления, которые длительное время могли оставаться неизвестными;
-раскрывать неочевидные преступления;
-устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и применять к ним соответствующие меры.[72]
Самостоятельной специфической задачей оперативно-розыскной деятельности является розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания. Решение таких задач осуществляется посредством применения целого комплекса оперативно-розыскных и иных мер, которые проводятся с целью установления места нахождения разыскиваемого лица для его задержания. В большинстве случаев розыск представляет собой комплекс организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и специальных мероприятий, которые осуществляются оперативными подразделениями совместно с органами следствия. В общем понятии розыск скрывшихся преступников – это деятельность, направленная на обнаружение известного обвиняемого. Если лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, то меры по его установлению не входят в понятие розыска, а составляют содержание процесса расследования и раскрытия преступлений. Основная часть розыскной работы осуществляется подразделениями уголовного розыска Министерства внутренних дел России.
В процессе проведения розыска оперативными аппаратами органов внутренних дел принимаются меры по изучению и устранению условий, способствующих уклонению от следствия, суда, исполнения наказаний, а также выявлению и устранению условий, используемых разыскиваемыми преступниками в целях уклонения от уголовной ответственности.
По масштабу розыскных действий выделяют следующие виды розыска:
-местный – ведётся на территории субъекта Российской Федерации;
-федеральный – осуществляется на всей территории России;
-международный – проводится с участием правоохранительных органов зарубежных стран, в том числе государств – участников Союза Независимых Государств, а также с использованием посредничества и возможностей национального бюро Интерпола. Организационные вопросы сотрудничества и обмена информацией между правоохранительными органами регламентируются ведомственными и межведомственными нормативными актами.[73]
В зависимости от субъектов розыскная работа делится на три вида:
1) розыскная работа оперативно-розыскных органов;
2) розыскная работа следователя;
3) розыскная работа полиции.[74]
Инициатором розыска скрывшегося обвиняемого в соответствии с частью 1 статьи 210 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации выступает следователь, который поручает розыск органам дознания. При этом следователь выносит постановления о приостановлении производства предварительного следствия (часть 2 статья 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), об объявлении розыска и избрании меры пресечения, а также заполняет справку на разыскиваемое лицо. В тех случаях, когда подсудимый скрылся во время судебного разбирательства, суд выносит определение о розыске данного лица (часть 3 статья 253 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).[75]
Особую категорию лиц, подлежащих уголовному розыску, составляют лица, те которые уклоняются от уголовного наказания. К таким лицам относятся осужденные, отбывающие наказания по приговору суда в исправительных учреждениях и совершившие из них побег. Администрация таких учреждений может ставить перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, задачу розыска конкретных осужденных. При этом должны быть представлены документы, необходимые для организации розыскной работы.
Розыск без вести пропавшего как задача оперативно-розыскной деятельности заключается в осуществлении поисковых мероприятий, направленных на обнаружение лиц, скрывшихся с постоянного места пребывания по неизвестным для окружающих и родственников причинам. Основанием для начала розыскных действий являются заявление заинтересованных граждан.
К числу признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый пропал вследствие совершённого в отношении него преступления, относятся:
-отсутствие причин к отъезду;
-наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможность совершения в отношении разыскиваемого преступления;
-наличие по месту жительства документов, личных вещей, без которых без вести пропавшему сложно обойтись продолжительное время;
-наличие угроз в адрес исчезнувшего лица.
Исчезновение без вести пропавших граждан не всегда связано с противоправными действиями. Причинами исчезновения человека могут также быть:
-наступление смерти вследствие несчастного случая, болезни или стихийного бедствия;
-потеря ориентации в пространстве в связи с престарелым возрастом или психическим заболеванием;
-нежелание уплачивать налоги или алименты;
-неудовлетворённость семейной жизнью.
Дети чаще всего убегают из дома из-за жестокого обращения с ними в семье; также существуют случаи похищения детей с целью продажи в бездетные семьи.
В процессе осуществления оперативно-розыскных действий сотрудники правоохранительных органов имеют возможность получить информацию о месте нахождения и роде занятий разыскиваемых лиц, установить местонахождение лица, пропавшего без вести, идентифицировать разыскиваемое лицо, осуществлять контроль за деятельностью и передвижением лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.[76]
Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности, является задачей оперативно-розыскной деятельности, которая в соответствии с Федеративным законом «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 года относится к компетенции Федеральной службы безопасности.
Под безопасностью государства понимается, такая система общественных отношений, которая выражается в урегулировании защищённости жизненно важных интересов государства как основного института политической системы современного российского общества от внешних и внутренних угроз, позволяющая ему функционировать и развиваться.
Экономическая безопасность заключается в неуязвимости и независимости экономических интересов Российской Федерации по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам. Надлежащая защита экономики оперативно-розыскными и другими способами, которые гарантируют необходимую степень социального, оборонного существования и прогрессивного развития.
Экономическая безопасность в правовых государствах, которая представляет собой способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво снабжать ресурсами экономику, а также ещё обеспечивать всеми необходимыми средствами и институтами государства защиту национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, материальных ущербов. На сегодняшний день состояние экономической безопасности оценивается объективной системой параметров, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. За пределами таких значений система теряет способность к динамическому развитию, конкурентоспособность на внутренних и внешних рынках, она становится объектом экспансии национальных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминалитета, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства страны.
Обеспечение экономической безопасности включает сведения малой опасности вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды, а также результатов экологических аварий и катастроф с помощью системы адекватных мер экономического, политического, организационного и правового характера.[77]
В настоящее время законодательство обеспечивает экологическую безопасность, которая не соответствует требованиям реальной действительности и проблема её обеспечения оперативно-розыскными органами, и она очень актуальна как для нынешнего, так и для будущего поколения людей.[78]
Наряду с общими задачами выделяются также частные, которые конкретизируются для каждого органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с учетом специфики их деятельности.
Задачами полиции (статья 2 Федерального закона Российской Федерации «О полиции») являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законом.[79]
В связи с тем, что в составе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции, работают различные оперативные подразделения, в ведомственных приказах, инструкциях, наставлениях, директивах с учётом социально-экономической ситуации, компетенции службы определяются их частные задачи. Например, к задачам оперативных аппаратов по борьбе с экономическими преступлениями в специальной литературе относят следующие:
-выявление, пресечение и раскрытие экономических преступлений;
-возмещение материального ущерба;
-выявление причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений;
-внесение предложений для принятия мер по их устранению.[80]
Частными задачами оперативных подразделений органов, исполняющих наказание, согласно статье 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации являются:
-обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;
-выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;
-розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы;
-содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершённых осужденными до прибытия в исправительное учреждение.[81]
В соответствии с этим частные задачи отражают специфику оперативного подразделения и в целом не противоречат общим задачам.
Вывод: данная глава говорит о том, что задачи это неотъемлемая часть в каждой работе в том числе и в оперативно-розыскной деятельности, что очень важно как в уже в совершённом преступление для его расследования, так и пресечения и предупреждения в их совершении. Каждый орган осуществляющий оперативно-розыскную деятельность имеет свои задачи, которые он должен исполнять должным образом, тогда в нашей стране будет царить порядок во всех сферах и направлениях.
Заключение
В ходе проведенного мною исследования хотел бы подвести итог в данной курсовой работе.
Под содержанием оперативно-розыскной деятельности понимается единство всех её составных элементов, а именно целей, средств, результатов и самого процесса.
Содержание оперативно-розыскной деятельности раскрывается законодателем через определение понятий этой деятельности с обозначением её цели (статья 1), посредством постановки задач (статья 2), определения принципов (статья 3), правовой основы (статья 4), исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий (статья 6), оснований и условий их проведения (статья 7 и статья 8), регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности (статья 14 и статья 15), использования результатов оперативно-розыскной деятельности (статья 11) и другие.
Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность в известной мере носит характер "конфликта", несоответствия целей и интересов субъектов и объектов данной деятельности. Цель первых - это решение её задач, прежде всего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших, цель вторых - это избежать ответственности, уйти от правосудия. Поскольку с самого начала неясен процессуальный статус объектов оперативно-розыскного мероприятия, не определена их виновность, то содержательная сторона оперативно-розыскной деятельности содержит ряд положений, которые ориентированы на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении данной деятельности.