Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
Данные положения детализируют положения Конституции Российской Федерации, провозглашающей в качестве высшей ценности человека, его права и свободы, а также обязанность государства по их признанию, соблюдению и защите.[29] В соответствии с этим оперативно-розыскная деятельность, будучи государственными органами, должны гарантировать защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Следует также отметить, что в части 1 статьи 14 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" речь идёт о защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, в то время как в статье 1 Закона ставится задача защиты прав и свобод человека и гражданина в целом.[30] Такие различия связаны с тем, что в статье 1 речь идёт об совокупных целях оперативно-розыскной деятельности, на достижение которых ориентирована данная деятельность, а комментируемая статья определяет лишь обязанность принимать меры по защите как раз конституционных прав, ограничение которых допускается при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Именно в следствии этого защита конституционных прав законодателем прямо связана с необходимыми мерами, принимаемыми в пределах полномочий органов оперативно-розыскной деятельности. Если в статье 1 Закона подразумеваются права, которые могут быть уже нарушены и отдельные из которых уже нельзя восстановить, то в комментируемой статье акцент делается именно на деятельности субъектов, при помощи которых обеспечивается защита прав от незаконных посягательств при помощи мер, предусмотренных Законом, которые сами должны отвечать требованию соблюдения конституционных прав и свобод.
Это согласуется с частью 3 статьёй 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом лишь только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.[31]
Органы, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, должны исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству. Речь идёт о так называемом оперативном сопровождении расследования преступлений.[32]
Данная обязанность прямо связана с положениями общепризнанных норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которые определяют права следователя, руководителя следственного органа и суда давать субъектам оперативно-розыскной деятельности отдельные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (статьи 38, 157 и другие). Требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами (статья 21 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Отдельные следственные действия практически не могут быть проведены без участия оперативных подразделений, например прослушивание и запись переговоров (статья 186 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).[33]
Поручения, указания и решения адресуются компетентному органу оперативно-розыскной деятельности, а не его должностным лицам. Исключение может составлять работа в составе одной следственно-оперативной группы. В данном случае поручения следователя, который руководит расследованием, обязательны для оперативного работника. В поручении не может определяться вид и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий. Выбор средств, методов и тактических приёмов решения поставленных задач считается прерогативой органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а определение исполнителей поручения - руководителей данных органов.[34]
Российская Федерация является участником многих международных договоров о сотрудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений, которые содержат общепризнанные нормы о применении специальных методов расследования и иные меры, имеющие прямое или же косвенное отношение к оперативно-розыскной деятельности. Предусмотренные рядом конвенций уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры борьбы с преступностью реализуются при поддержке как раз оперативно-розыскных средств и методов.
В целях реализации положений конвенций государства-участники при необходимости вправе заключать соответствующие двусторонние или же многосторонние соглашения, или иные договоренности об использовании оперативно-розыскных методов раскрытия и расследования преступлений в контексте сотрудничества на международном уровне. Такие соглашения и договорённости заключаются и осуществляются при полном соблюдении принципа суверенного равенства государств и реализуются в строгом соответствии с определёнными в них условиями.
Ввиду государственного суверенитета возможность осуществление оперативно-розыскных мероприятий принадлежит только государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.[35]
Государства-участники международных договоров осуществляют свои обязательства в соответствии с принципами суверенного равенства и территориальной целостности государств и невмешательства во внутренние дела других государств. Государства-участники не наделяются правом осуществлять на территории другого государства юрисдикцию и функции, которые входят исключительно в компетенцию органов этого другого государства в соответствии с его внутренним законодательством (статья 4 Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции, статья 4 Конвенции против транснациональной организованной преступности).[36] [37]
В данной связи в международных договорах и российских нормативных правовых актах предусмотрено проведение оперативно-розыскных мероприятий на основании международных запросов правоохранительных органов.
Запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств, согласно статье 7 Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации. В следствии этого выполнение на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросов указанных организаций, органов и специальных служб является одной из обязанностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.[38]
Запросы направляются в письменной форме или же с помощью любых средств, предоставляющих возможность составить письменную запись. При чрезвычайных жизненных обстоятельствах и в случае согласования этого порядка государствами-участниками запросы могут быть переданы и в устной форме, но с последующим их письменным подтверждением (статья 50 Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции).[39]
В запросе должно указываться: наименование органа, обращающегося с просьбой; существо вопроса и характер расследования, уголовного преследования или судебного разбирательства, к которым относится просьба, а также наименование и функции запрашивающего органа; краткое изложение фабулы дела; описание запрашиваемой помощи и подробная информация о любой конкретной процедуре, соблюдение которой хотело бы обеспечить запрашивающее государство-участник; данные о личности, местонахождении и гражданстве любого соответствующего лица; цель запрашиваемых доказательств, информации или мер.
Для выполнения и облегчения выполнения запроса правоохранительные органы запрашиваемого государства вправе истребовать необходимую дополнительную информацию.
Информация, собранная по международному запросу может быть передана в пределах, обеспечивающих конспирацию и государственную тайну.[40]
В соответствии с Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" (статьи 1, 6, 7, 8, 13 и другие) оперативные подразделения органов оперативно-розыскной деятельности осуществляют эту деятельность в пределах своих полномочий. Поэтому в случаях, когда им стало известно о фактах противоправной деятельности, имеющих отношение к компетенции других органов оперативно-розыскной деятельности, следует проинформировать об этом последних и оказать им необходимую помощь.
Пункт 4 статьи 14 стимулирует межведомственное взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Обмен информацией осуществляется с соблюдением мер конспирации, сохранения в тайне источников этой информации. Межведомственное взаимодействие обусловлено и характером проводимых оперативно-розыскных мероприятий.[41]
Оперативно-розыскная деятельность основывается на ряде принципов, одним из которых является конспирация. Соблюдение правил конспирации как обязанность оперативно-розыскной деятельности вызвано практической необходимостью сохранять в тайне сам факт проведения оперативно-розыскных мероприятий от их объектов или целей и существо проводимых мероприятий, а также сведений о лицах, внедрённых в преступные группы, оказывающих либо оказывавших конфиденциальное содействие органам, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Эти обстоятельства обуславливают конспирацию в оперативно-розыскной деятельности и предопределяют законодательное закрепление обязанности по соблюдению её правил.
При помощи конспирации гарантируется эффективность оперативно-розыскных мероприятий, безопасность их участников, лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Правила конспирации в Законе и ведомственных нормативных правовых актах прямо не обозначены. Они выработаны многолетней оперативно-розыскной практикой и включают целый комплекс приёмов, средств и методов, при поддержки которых обеспечивается сохранение в тайне случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий, зашифровка их целей, а также участников.
Содействие обеспечению безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам - субъектам оперативно-розыскной деятельности, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств как обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, заключается в применении всего арсенала оперативно-розыскных средств, направленных на решение таких задач.[42]
Положения комментируемой статьи соотносятся с положениями Федерального закона "О государственной защите свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства", который устанавливает порядок защиты указанных категорий лиц.[43] Пункт 6 статьи 14 содержит отсылочную норму, предписывающую содействовать обеспечению мер защиты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.[44]
Под мерами безопасности понимаются предусмотренные законодательством меры, которые направлены на обеспечение защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность. К таким мерам, в частности, относятся: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещение об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение внешности, изменение места работы (службы) или учёбы; переселение на другое место жительства; замена документов, применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод в другое место содержания под стражей или отбывания наказания.
При наличии данных о реальной угрозе убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или же повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве в отношении этого лица могут быть приняты и иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или же с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления его законных представителей, а в случае их отсутствия - также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства или же с их согласия, выраженного в письменной форме.