Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оперативно-розыскная деятельность по отношению к указанным выше мерам носит обеспечивающий характер. Как раз при помощи проведения оперативно-розыскных мероприятий можно установить данные об угрозе убийства или же насилия в отношении защищаемого лица, об уничтожении или о повреждении его имущества. Использование оперативно-розыскных средств и методов даёт возможность обеспечить реальную безопасность. Так как в случае если посягательство на личность защищаемого лица или же на его имущество уже состоялось, то и средства обеспечения безопасности теряют практическое значение, а при наличии соответствующих последствий такого посягательства нужно применять меры социальной поддержки, которые являются компенсацией за причинённый вред или ущерб.[45]

В процессе обеспечения мер безопасности возможно выявление преступлений, связанных с разглашением сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в законе лиц (статья 311 Уголовного кодекса Российской Федерации).[46]

Вывод: данная глава говорит о том, что органы выполняющие оперативно-розыскную деятельность выполняют свои обязанности должным образом, основываясь на поручениях, запросах и иных формах должностных лиц следственного, прокурорского и судейского аппарата. Данные органы оперативно-розыскной деятельности работают в соответствии с законодательством не нарушая общественных отношений: права и интересы как гражданина, так и любого человека прибывающего в нашей стране. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполнять государственные органы в соответствии с запросом других государств, основываясь на Международные конвенции.

Одним из необходимых принципов в оперативно-розыскной деятельности - это принцип конспирации, целью которого является защита лиц внедренных в данную работу, а также членов их семей и имущества, и защиту полученной информации при выполнении заданий.

Глава 3. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность


Субъективное право, также как и юридическая обязанность, является важным элементом оперативно-розыскных правоотношений и статуса оперативно-розыскной деятельности.


Под правами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, понимается общепризнанные нормы права возможность выполнения ими действий в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Содержание прав субъектов может быть раскрыто лишь только через их действия. Вместе с тем право субъектов оперативно-розыскной деятельности не следует отождествлять с их действиями. Оно является лишь юридической возможностью и необходимостью выполнять определённые действия.

Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, наряду с возможностью определённого в законе действия или совокупности действий самого управомоченного субъекта включают в себя и требование соответствующего поведения (действия или же бездействия) от других субъектов - физических или юридических лиц. Эти две разновидности возможных и необходимых правомерных действий составляют основу содержания прав органов оперативно-розыскной деятельности.[47]

Статья 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" включает в себя совокупность прав, предоставляющих возможность активно действовать и требовать выполнения надлежайших действий от других участников правоотношений.[48] Так, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, осуществлять зашифровку своих действий, используя для этого документы прикрытия, легендированные объекты, устанавливать для решения задач оперативно-розыскной деятельности отношения сотрудничества и другие. Наряду с этими правами должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе предъявлять законные требования, обязательные для выполнения физическими и юридическими лицами, к которым эти требования адресованы, что прямо предусмотрено в комментируемой статье, а также закреплено в законодательных актах, определяющих административно-правовое положение данных органов.[49]

Так же статья 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет лишь наиболее общие группы прав органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с этим, права данных органов не ограничиваются её предписаниями, а изложены и в других нормах комментируемого и иных законов. В частности, в статье 13 Закона закреплено право оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на проведение совместно с сотрудниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскных мероприятий в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.[50]


При решении задач входящих в оперативно-розыскную деятельность органы, уполномоченные её осуществлять, имеют право на проведение оперативно-розыскных мероприятий как гласно, так и негласно.

Гласное проведение оперативно-розыскного мероприятия подразумевает выполнение действий, образующих содержание мероприятия, при которых не скрываются ни факт проведения оперативно-розыскного мероприятия, ни его субъекты, ни истинные цели мероприятия.

При негласном проведении оперативно-розыскного мероприятия от его объектов и иных лиц скрывается сам факт осуществления действий, образующих оперативно-розыскное мероприятие, а ещё личность его субъектов.

В оперативно-розыскной деятельности, также выделяется и такая разновидность оперативно-розыскного мероприятия, как зашифрованные мероприятия, при проведении которых скрывается их истинная цель или ведомственная принадлежность субъектов.[51]

Ряд оперативно-розыскных мероприятий непосредственно связан с выявлением предметов и документов, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств, а также с их использованием в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия (оперативный эксперимент, контролируемая поставка), могут быть выявлены и предметы, запрещённые либо ограниченные в свободном обороте. В этой связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий их субъекты вправе производить изъятие предметов, материалов и сообщений.

Изъятие предметов и материалов осуществляется для обеспечения их сохранности, исследования, предупреждения преступлений, документирования преступных действий. В зависимости от целей изъятия оно может быть как гласным, так и негласным.

Изъятие предметов и материалов может являться составной частью мероприятия или представлять собой самостоятельное оперативно-розыскное мероприятие, например, сбор образцов для сравнительного исследования. Такие действия, будучи направленными на обеспечение раскрытия преступлений, не считаются мерой ответственности за преступление и не связаны с лишением права собственности. Изъятие имущества органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, носит временный характер, не приводит к его отчуждению и не порождает перехода права собственности. Это решение может быть принято лишь только судом по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.[52]


Органы оперативно-розыскной деятельности, также вправе прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или же экологической безопасности Российской Федерации.

Прерывание услуг связи осуществляется для достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности, например предотвращения преступлений, воспрепятствования их совершению. Так, прерывание связи может быть осуществлено при проведении контртеррористических операций для воспрепятствования координации и согласованности действий террористов.[53]

Право устанавливать на безвозмездной или же возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать помощь на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, корреспондируется с положениями статьи 16 Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", которая определяет порядок и условия содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.[54] Данная статья устанавливает круг прав субъектов оперативно-розыскной деятельности применительно к таким лицам и к их содействию. В частности, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами, за исключением их отдельных категорий.

Законодательное закрепление рассматриваемого права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, акцентирует своё внимание на установление отношений конфиденциального сотрудничества, которые являются прерогативой данных органов, а не лиц, изъявивших желание сотрудничать или же оказывать содействие органам оперативно-розыскной деятельности.

Отношения сотрудничества могут устанавливаться как на безвозмездной, так и на возмездной основе, то есть предполагают получение вознаграждения в соответствии с контрактом о сотрудничестве или единовременные выплаты по результатам содействия в решении задач оперативно-розыскной деятельности.

Конфиденциальное сотрудничество используется исключительно в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности и выполнения обязанностей, возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.[55]

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или же устному соглашению органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут использовать служебные помещения, имущество компаний, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и другое имущество частных лиц. Это право связано с решением вопросов конспирации оперативно-розыскной деятельности, зашифровки проведения оперативно-розыскных мероприятий, сохранения в тайне конфиденциального содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и так далее.


Служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц согласно Закону, могут применяться на основании заключённого договора или же устного соглашения с ними. Это зависит от вида объекта, продолжительности его использования, согласия собственника или же владельца.[56] Данное положение соответствует и общепризнанным нормам гражданского законодательства, в соответствии с которым форма соглашения может быть как устной, так и письменной. Договор может быть как возмездный, так и безвозмездный, то есть граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законодательством или другим нормативно-правовым актом. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме тех случаев, когда содержание соответствующего условия указано нормативными правовыми актами (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).[57]

Значение самой оперативно-розыскной деятельности в целом и конкретные цели отдельных оперативно-розыскных мероприятий, основанных на разведывательных методах, требуют сокрытия принадлежности их участников к оперативно-розыскной деятельности. В некоторой степени это и достигается методом применения конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств, принадлежащих оперативным подразделениям, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Под зашифровкой понимается комплекс мероприятий, которые обеспечивают сохранение в тайне проводимых оперативно-розыскных мероприятий, принадлежность к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, их участников, а также предприятий, учреждений, организаций и их функционального назначения. Зашифровка таких объектов обеспечивается совокупностью специальных средств и методов. Наличие документов для прикрытия является составной частью зашифровки, обеспечивающей дополнительные гарантии безопасности участников оперативно-розыскного мероприятия, и условием эффективности проводимых оперативно-розыскных мероприятий.[58]

Зашифровка сил и средств оперативно-розыскной деятельности гарантируется методом реализации выбранной легенды прикрытия, соответствующего ей поведения, внешними атрибутами участника мероприятия, необходимыми документами, путём проведения обеспечивающих мероприятий по закреплению легенды, приданию ей убедительности и правдоподобности. Документы, зашифровывающие личность должностного лица и граждан, которые сотрудничают с органами на конфиденциальной основе, ведомственную принадлежность компаний, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств по смыслу комментируемого Закона могут быть применены только непосредственно в оперативно-розыскной деятельности для реализации её целей и задач. Использование документов в других целях не образует рассматриваемого права органов оперативно-розыскной деятельности.