Файл: Управление маркетингом в индустрии гостеприимства (Глава 1. Теоретические аспекты управления маркетингом в ресторанном комплексе).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления маркетингом в ресторанном комплексе
1.1. Процесс маркетингового исследования ресторанного комплекса
1.2. Планирование маркетинговой деятельности
1.3. Организация и функционирование службы маркетинга в ресторане
Глава 2. Управление маркетингом и исследование рынка на примере ресторана ООО «Восточная ночь»
2.1. Исследование рыночного сегмента ресторана «Восточная ночь»
2.2. Исследование конкурентов ресторана «Восточная ночь»
2.3. Стратегия маркетинга ресторана «Восточная ночь»
Выводы по 1 главе
Маркетинг представляет собой процесс определения потребностей рынка и реализацию товаров и услуг, которые наиболее востребованы потребителем и которые приносят производителям и продавцам максимальную прибыль. Процесс управления маркетингом на предприятии включает четыре этапа:
- анализ рыночных возможностей;
- выбор целевых рынков;
- разработка комплекса маркетинга;
- осуществление маркетинговых мероприятий.
Планирования маркетинга это систематизированная совокупность стадий и действий, которые взаимодействуют с анализом внешней рыночной среды, целями маркетинга, планами фирмы, реализацией плана маркетинга и контролем за его выполнением. Планирование маркетинга опирается на текущие и перспективные цели предприятия и анализ сложившейся ситуации на рынке.
Планы маркетинга имеют свою классификацию по определенным критериям: срокам, содержанию, широты охвата проблем объекта планирования, оптимальность проработки, способ разработки плана маркетинга.
Маркетинговый план нужен для того, чтобы на основе выбранной стратегии своевременно реагировать на рыночные изменения по ассортименту товаров и услуг, ценовой политике, сбытовым каналам, и коммуникациям, а также рекламе. Оптимально разработанный маркетинговый план ориентирует на то, чтобы правильно выполнить его направления и цели с максимальной ответственностью и объективными подходами к его реализации по срокам, затратам, ожидаемым результатам при получении дохода - финансовых средств.
Таким образом, маркетинговый план представляет собой программу действий для эффективного управления предприятием.
Глава 2. Управление маркетингом и исследование рынка на примере ресторана ООО «Восточная ночь»
2.1. Исследование рыночного сегмента ресторана «Восточная ночь»
Общество с ограниченной ответственностью ресторан (ООО) «Восточная ночь» основано в 2014г., как предприятие по оказанию услуг общественного питания. Основное направление деятельности предприятия общественного питания «Восточная ночь»: выпуск собственной продукции и розничная торговля готовыми блюдами различной кухни.
Основной целью деятельности ООО «Восточная ночь» является организация полноценного, разнообразного питания населения города с обязательным соблюдением научно обоснованных физиологических норм питания человека и в соответствии с существующими санитарными правилами и нормами.
Основные виды деятельности определены в Уставе предприятия:
-организация ежедневного горячего питания;
-производство и реализация пива;
-торгово-закупочной деятельность;
-торговля продуктами питания;
-оказание услуг по проведению торжеств - для своих сотрудников, так и для третьих лиц;
-организация и проведение различных культурно-массовых мероприятий: досуга, отдыха, оздоровительных мероприятий, праздников, торжеств, банкетов и юбилеев;
-другие виды деятельности, разрешаемые действующим законодательством.
Ресторан готовит блюда кавказской, авторской, европейской, русской, японской кухни, также возможно выбрать бизнес-ланч из отдельного меню, заказать еду с доставкой, оформить выездной банкет.
Кухня ресторана: авторская, европейская, русская, кавказская;
Тип заведения: ресторан, банкетный зал, стейк-хаус, кулинарии;
Ресторан расположен в историческом центре Уфы, в нескольких минутах ходьбы от Речного Вокзала. Банкет-холл работает в банкетном режиме. Ежедневно для гостей открыта кулинария «Восточная ночь», где можно выпить чашечку кофе, пообедать, купить домой фирменные полуфабрикаты или готовые блюда, свежую выпечку. Банкет-конференц-холл «Восточная ночь» включает 4 отдельных зала (два уютных зала – до 35 персон, «каминный» зал на 40 персон и центральный белый зал на 75 персон). Дизайн этих залов подобран так, чтобы банкет выглядел стильным при минимальных дополнительных вложениях в оформление.
На банкеты также можно придти со «своим» алкоголем и прочими продуктами (торты, фрукты и пр.). Клиент может снять в аренду зал для проведения семинаров, конференций или переговоров любого типа.
Основными общими задачами ресторана «Восточная ночь» являются обеспечение оптимальной рентабельности и устойчивого положения предприятия на рынке. Структура продукции ресторана «Восточная ночь» представлена на рис. 2.
Рис. 2. Структура реализуемой продукции
Ресторан «Восточная ночь» работает с постоянным увеличением объемов реализации, максимизации прибыли, для создания собственной материальной базы. В табл.2. представлена динамика основных экономических показателей предприятия за 2016-2017 годы.
Таблица 2 - Основные экономические показатели деятельности ресторана
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2017/2016 |
||||
План |
Факт |
% вып плана |
Откл. (+;-) |
Откл (+;-) |
Темп изм,% |
||
Товарооборот, тыс.руб |
3500 |
3600 |
3774 |
105,7 |
+274 |
+174 |
+11,3 |
Издержки, тыс.руб. |
1200 |
1260 |
1285 |
101,2 |
+25 |
+85 |
+1,4 |
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб |
710 |
670 |
750 |
111,3 |
+180 |
+160 |
+26,5 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
1300 |
1320 |
1350 |
120,2 |
+2760 |
+5820 |
+55,4 |
Численность работников, чел. |
22 |
20 |
18 |
110,0 |
+4 |
+5 |
6,3 |
Расходы на оплату труда, тыс.руб |
1410 |
1560 |
1323 |
96,8 |
-237 |
-87 |
-1,2 |
По результатам финансово-хозяйственной деятельности за отчетный год ресторан «Восточная ночь» получил прибыль в сумме 750 тыс. руб. , что на 180 тыс.руб. выше плана. Структура ассортимента предприятия общественного питания представлена в табл.3.
Таблица 3 - Товарооборот ресторана «Восточная ночь», тыс. руб.
Товарные группы |
2016 год |
2017 год |
Отклонение |
|
(+;-) |
% |
|||
Горячие блюда |
1254 |
1286 |
+192 |
114,1 |
Холодные закуски и салаты |
1045 |
1154 |
+109 |
110,0 |
Выпечка |
1874 |
1478 |
+204 |
110,2 |
Кондитерские изделия |
479 |
417 |
-62 |
99,5 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
444 |
477 |
33 |
100,1 |
Соки и напитки |
749 |
997 |
+248 |
106,6 |
Фрукты |
782 |
778 |
-14 |
77,1 |
Прочие |
687 |
784 |
+110 |
114,1 |
Итого |
3500 |
3774 |
+274 |
111,3 |
Вся продукция, реализуемая рестораном «Восточная ночь», подразделяется на продукцию собственного приготовления и продукцию от поставщиков. К продукции собственного производства относятся холодные закуски и салаты, и часть выпечки. Вся остальная продукция закупается у специализированных предприятий общественного питания: например, соки, напитки, десерты и пр.
Сравнивая выполнение плана товарооборота в отчетном году по сравнению с периодом прошлого года, следует отметить, что в целом он возрос на 111,3% . Основное увеличение наблюдается по таким товарным группам, как продажа горячих блюд – 114,1%, и прочие продукты - 112,2%.
Товарооборот ресторана «Восточная ночь» также перевыполнен – отклонение в сторону увеличения составило 274 тыс. руб.
Сравнивая выполнение показателей предыдущего года и отчетного года, можно сделать вывод, что в отчетном году предприятие значительно улучшило результаты своей деятельности по всем показателям. Так например, товарооборот увеличился на 274 тыс.руб., или на 11,3%. Прибыль от реализации увеличилась на 160 тыс.руб. , или на 26, 5%.
Полученная сумма прибыли определяет будущее планирование деятельности ресторана, так как от ее величины зависит социально-экономическое развитие ресторана[12].
2.2. Исследование конкурентов ресторана «Восточная ночь»
В целях повышения конкурентоспособности ресторана, маркетологи постоянно проводят маркетинговые исследования и составляют программы развития данного заведения, формируют маркетинговую, ассортиментную и товарную политики ресторана. Конкуренция — неотъемлемая составная часть рыночной среды, развитой рынок немыслим без конкуренции. Конкуренция — главный двигатель рыночной экономики. У посетителей возникает возможность выбора. Основной задачей каждого предприятия является повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Структура потребительских предпочтений в разрезе различных видов продукции представлена на рис. 3.
Рис. 3. Потребительские предпочтения по видам продукции
Большинство потребителей готовых блюд предпочитают продукцию, изготовленную непосредственно в ресторане, соответствующую покупательским возможностям клиентов. Дизайн и цена продукции играет немаловажную роль, но наиболее важным критерием все же является вкус готовых изделий и их свежесть (рис. 4).
Структура
Критерии
Рис. 4. Критерии важности при покупке готовых пищевых продуктов
Факторы конкурентоспособности ресторана ООО «Восточная ночь» представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Факторы конкурентоспособности ресторана
Факторы |
«Восточная ночь» |
Конкуренты |
||
«Башкирия» |
«Садыка» |
«Уфимка» |
||
Качество |
Всегда теплые, свежие, вкусные блюда и изделия |
Еда не всегда свежая и качественная. |
Пища привозная, полуфабрикаты |
Ресторан быстрого питания |
Местонахождение |
Одна из центральных улиц города, рядом с транспортной остановкой, оживленное место. Есть место для парковки. |
Оживленное место, центр города, недалеко от остановки. |
Не очень оживленное место, есть место для парковки. |
Непосредственно на остановке. |
Уровень цены |
Средняя |
Выше средней |
Выше средней |
Средняя |
Исключительность товаров |
Много товаров- новинок и новых услуг |
Распространенный |
Распространенный |
Обычный |
Ассортимент |
20-25 видов. |
Не очень широкий ассортимент |
Широкий ассортимент |
Ограниченный ассортимент |
Репутация фирмы |
Фирма новая |
Сомнительная |
Известная, постоянные клиенты. |
Известная, постоянные клиенты. |
В итоге исследования рынка ресторан должен сделать вывод о том, где, кому, в каком объеме можно продавать продукт своей деятельности и что придется делать ему для обеспечения намечаемого объема продаж, какие мероприятия и стратегии применять. Кроме того, ресторан всегда должен следить за состоянием конкуренции на данном сегменте рынка.
ООО «Восточная ночь» функционирует во внешней и внутренней среде, где постоянно под воздействием деятельности предприятия изменяются факторы и условия, то ресторану определить свои сильные и слабые стороны в деятельности в условиях изменяющейся среды, а затем, на основе полученных результатов, сформировать стратегию дальнейшего развития. Для решения данной проблемы возможно применение SWOT- анализа, который будет способствовать выявлению и соотнесению между собой ограничений и возможностей, сильных и слабых сторон предприятия общественного питания.