Файл: Управление маркетингом в индустрии гостеприимства (Глава 1. Теоретические аспекты управления маркетингом в ресторанном комплексе).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 18
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления маркетингом в ресторанном комплексе
1.1. Процесс маркетингового исследования ресторанного комплекса
1.2. Планирование маркетинговой деятельности
1.3. Организация и функционирование службы маркетинга в ресторане
Глава 2. Управление маркетингом и исследование рынка на примере ресторана ООО «Восточная ночь»
2.1. Исследование рыночного сегмента ресторана «Восточная ночь»
2.2. Исследование конкурентов ресторана «Восточная ночь»
2.3. Стратегия маркетинга ресторана «Восточная ночь»
Следовательно, можно сформулировать основные цель и задачи планирования маркетинга, где целью планирования выступает реализованное событие, то есть достижение поставленной цели предприятия, а основной задачей - выбор действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени и ресурсам для достижения этих целей.
На предприятиях общественного питания применяется свои технологии планирования маркетинговой деятельности, которые исходят из специфики работы всего ресторанного комплекса.
1.3. Организация и функционирование службы маркетинга в ресторане
Маркетинговая служба ресторана функционирует в составе его штата и включена в организационную структуру управления ресторана.
Функции маркетинговой службы выполняют менеджеры по закупкам и продажам, в функции которых входит поиск поставщиков продукции для изготовления готовых блюд, поиск клиентов, организация рекламных кампаний, проведение различных акций по привлечению клиентов и расширение клиентской базы. Организационная структура ресторана представлена на рис. 1.
Управляющий
Старший администратор
Шеф-повары
Повара
Бухгалтер
Мойщики
Рабочие кухни
Официанты
Уборщики
Бармены-кассиры
Администратор
Менеджеры по закупкам и продажам
Рис. 1. Организационная структура ресторана
Как видно, типовая структура ресторана четко разделена на 4 блока:
-административно-управленческий – обеспечение деятельности предприятия (управляющий, менеджеры по закупками продажам, бухгалтер);
-обслуживающий – официанты, бармены-кассиры, администраторы;
-вспомогательный – мойщики и уборщики;
-производственный – шеф-повар, повара, работники кухни.
Изучение рынка сбыта отделом маркетинга ресторана выступает одним из важнейших этапов планирования сбытовой деятельности ресторанного комплекса, для чего требуется определенная информация по следующим направлениям:
-сведения о количестве потенциальных покупателей;
-сведения о состоянии рынка ресторанной индустрии и его конъюнктуры.
Исследование рынка начинается с оценки его потенциальной емкости, общей стоимости товаров, которые покупатели города способны купить за определенный период времени, определяются основные конкуренты, а также устанавливаются размеры (емкость) рынка, степень его насыщенности конкурентоспособными товарами, тенденции изменения этих параметров на ближайшую перспективу, выявляются наиболее перспективные сегменты рынки сбыта, причины, предпочтения покупателей, и, в конечном счете - производится анализ и оценка основных конкурентов.
1.4. Маркетинговая стратегия и определение эффективности
маркетинговых мероприятий
Практика отечественного предпринимательства свидетельствует, что многие фирмы работают, не имея официально принятых стратегических планов, хотя стратегическое планирование маркетинга позволяет извлечь ряд разнообразных выгод для организации, а именно:
1. Планирование поощряет руководителей мыслить перспективно.
2. Планирование делает фирму более подготовленной к внезапным переменам.
3. Оно ведет к более четкой координации предпринимаемых фирмой усилий.
4. Оно ведет к установлению показателей деятельности для последующего контроля.
5. Оно заставляет фирму четче определять свои задачи и политические установки.
Управление и стратегию планирования маркетинга предприятия можно представить как ряд последовательных и взаимодополняемых действий[8].
1. Устанавливается особое наблюдение за тенденциями развития факторов внешней среды в рамках деятельности основной информационной системы - рыночной, общеэкономической, научно-технической, социальной, политической и др.
2. Результаты анализа и наблюдений тенденций доводятся регулярно или по мере обнаружения новых явлений во внешней среде до сведения руководства предприятия, которые могут повлиять на положение предприятия на рынке.
3. Вместе с соответствующими маркетинговыми службами руководство разделяет возникшие проблемы на несколько категорий:
-срочные проблемы, требующие немедленного рассмотрения и принятия управленческих решений;
-важные проблемы средней срочности, которые могут быть решены в рамках следующего цикла планирования;
-важные, но либо не срочные, либо не понятые до конца явления (возможные проблемы), требующие дальнейшего постоянного наблюдения, накопления специфической информации и анализа;
-проблемы, которые после детального анализа оказались несущественными для предприятия или вообще ложно понятыми и не заслуживающими дальнейшего внимания.
4. Срочные проблемы передаются для детального изучения и выработки рекомендаций для принятия решения соответствующим подразделениям предприятия или же для проработки – специально формируемой временной целевой рабочей группе.
5. Принятие решений и контроль за их исполнением с точки зрения возможных тактических или стратегических последствий обеспечиваются высшим звеном управления предприятием.
6. Перечень возникших проблем постоянно пересматривается и ранжируется по их приоритетности высшим звеном управления предприятием[9].
Таким образом, стратегическое планирование в маркетинге решает следующие основные задачи:
-определяет цели, основные принципы и критерии оценки самого процесса планирования (например, дифференциация товаров в зависимости от выбранных сегментов рынка, комплексное планирование рыночной стратегии, определение объемов и сроков финансирования в зависимости от маркетинговых целей);
-задает структуру и резервы планов, их взаимную связь (например, увязывает планы реализации товаров по отдельным сегментам рынка, претворяет в жизнь комплексную рыночную стратегию, сбытовую и производственную деятельность региональных отделений и филиалов);
-устанавливает исходные данные для планирования (состояние и перспективы развития рынка, существующие и будущие потребности конечных пользователей продукции предприятия, прогноз изменений товарной структуры рынков и т.п.);
-определяет общую организацию процесса и рамки планирования (уровни компетенции и ответственности управляющих, права и обязанности организационно-структурных подразделений предприятия и т.п.).
Стратегия маркетинга и возможности фирмы всегда предусматривают объект их консолидации, поэтому понятие возможностей может быть применимо к ресурсам, без которых нельзя развивать бизнес дальше и с хорошим ресурсным потенциалом, а также невозможна эффективная реализация маркетинговой стратегии, так как без предварительного анализа реальных маркетинговых возможностей невозможно спрогнозировать будущее. На таких возможностях и строится жизнеспособная, конкурентоспособная стратегия, а маркетинговые возможности составляют понятие предпринимательских способностей, когда во главу угла ставится устойчивый спрос на продукт фирмы.
Стратегия маркетинга обычно состоит из нескольких разделов, которые содержаться в кратком обзоре, где идет краткая сводка основных целей и рекомендаций, контрольных показателей, которые содержатся в плане, что помогает высшему руководству быстро понять основную направленность плана.
В первом основном разделе плана - «Ситуация на рынке» дается описание характера целевого рынка и положения фирмы на этом рынке. Составитель плана описывает рынок по его величине, основных сегментах, нужд заказчиков и специфических факторов среды, делает обзор основных пищевых товаров, перечисляет конкурентов и указывает канал распределения. Здесь необходимо указать положение продукта на рынке, его цены, и прибыль за несколько лет для каждого основного продукта [10].
Уровень конкуренции отражает основных конкурентов фирмы на рынке, поэтому в данном разделе дается характеристика объемов производства конкурентов, целей, реальных и фундаментальных сегментов рынка, качественного уровня обслуживания рынка, применяемой маркетинговой стратегии и других показателей, необходимых для понимания намерений и стратегий конкурирующих фирм.
Распределение продуктов — в данном разделе приводятся показатели и характеристика каждого используемого канала распределения.
Макросреда фирмы — в этом подразделе описываются общие тенденции бизнес-среды — демографические, социальные, культурные, юридические, которые так или иначе влияют на перспективы производства.
В разделе «Анализ возможностей и проблем» решается цель уяснения руководителем перспектив и опасностей и возможностей, которые могут возникнуть перед реализацией товаров, заставить руководство предвидеть важные события, которые могут отразиться на фирме. Управляющие должны всегда иметь в виду максимально возможное число опасностей и возможностей, которые они могут себе представить.
Опасность представляет собой осложнение, которое возникло из-за неблагоприятной тенденции или события, или отсутствии целенаправленных маркетинговых усилий, конкретная фирма может добиться конкурентного преимущества. Маркетолог должен оценить вероятность возникновения каждой опасности и каждой возможности и их последствий для фирмы, кроме того, менеджер должен определить сильные и слабые стороны по определенной группе продуктов.
Планирование состоит из двух частей: стратегического планирования и планирования маркетинга, где главной целью планирования маркетинга выступает получение прибыли при помощи роста сбыта товаров, снижения расходов или того и другого вместе. Сбыт можно также увеличить благодаря выходу на новые рынки или освоения других его сегментов, что является текущими задачами фирмы в сфере маркетинга.
Стратегия в маркетинге решает следующие основные задачи:
-определяет цели, комплексное планирование рыночной стратегии, основные принципы и критерии оценки самого процесса планирования (например, дифференциация товаров в зависимости от выбранных сегментов рынка, определение объемов и сроков финансирования в зависимости от маркетинговых целей);
-определяет структуру и резервы планов, их связь (увязывает планы реализации товаров по отдельным сегментам рынка, реализует комплексную рыночную стратегию, сбытовую и производственную деятельность региональных подразделений);
-устанавливает исходные данные для планирования (состояние и перспективы развития рынка, прогноз изменений товарной структуры рынков, существующие и будущие потребности конечных пользователей продукции предприятия, и прочее.);
-определяет общую организацию и границы планирования (права и обязанности организационно-структурных подразделений предприятии, уровни компетенции и ответственности управляющих).
Управление и стратегическое планирование маркетинга фирмы заключается в выполнении ряда последовательных действий.
1. В рамках деятельности основной информационной системы устанавливается особое наблюдение за тенденциями развития факторов внешней среды, особенно рыночных, общеэкономических, научно-технических, социальных, политических и др.
2. Результаты наблюдений и анализа тенденций докладываются руководству предприятия регулярно или по мере обнаружения новых явлений во внешней среде, которые могут повлиять на положение предприятия на рынке[11].
3. Руководство вместе с соответствующими маркетинговыми службами разделяет возникшие проблемы на несколько категорий:
-очень срочные проблемы, которые требуют немедленного рассмотрения и принятия управленческих решений;
-важные проблемы средней срочности, которые могут быть решены в рамках следующего цикла планирования;
-важные, или не очень срочные, или не до конца понятые (возможные проблемы), требующие дальнейшего постоянного наблюдения, накопления специфической информации и анализа;
-проблемы, которые оказались несущественными для фирмы после их детального анализа или вообще не заслуживающими дальнейшего внимания.
Срочные проблемы передаются для детального изучения и выработки рекомендаций для принятия решения соответствующим подразделениям предприятия или же для проработки временной целевой рабочей группе, которая специально формируется. С точки зрения возможных тактических или стратегических последствий принятие решений и контроль за их исполнением обеспечиваются высшим звеном управления предприятием.
Высшим звеном управления предприятием постоянно пересматривается и ранжируется перечень возникших проблем по их приоритетности. На каждом уровне продукта (производство, торговая марка) должен быть разработан маркетинговый план, который как один из наиболее существенных результатов маркетингового процесса, должен быть на предприятии.
Связь между системой маркетинга и функцией планирования должна быть всегда активная и двусторонняя, так как с одной стороны, маркетинговые цели оказывают решающее воздействие на систему планирования, а с другой — реализация всех маркетинговых мероприятий выполняется в рамках плана-программы. Плановость при реализации маркетинговых мероприятий выражается в разработке и реализации программы маркетинга, которая по своей сути представляет из себя глобальный план и определяет содержание всех остальных планов предприятия.