Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (1. Перечень причин стресса на работе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим все эти факторы на примере таблицы. ( см. рисунок 2)

(Рисунок 2)

Конфликты как причина стресса на работе

Если речь идет о взаимодействии людей, то всегда существуют противоречия, которые приобретают форму разногласий, другими словами в коллективе всегда есть конфликты 6. Вследствие таких конфликтов может происходить хронический стресс.

Поэтому каждый руководитель должен четко представлять себе типологию, классификацию, пути возникновения конфликтов, средства и способы преодоления конфликтов в коллективе, что – бы исключить стрессовые ситуации, а если они уже наступили, то сумел бы их преодолеть.

Различные классификации конфликтов

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Руководителю необходимо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия, потому как они являются во главе стрессовых ситуаций.

В соответствии с классификацией Л. Кроузера7, конфликты могут быть реалистическими (предметными) и нереалистическими (беспредметными).

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливыми, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

_________________

  1. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: ЮНИТИ, 2009. – с.12-17
  2. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru

Основные типы конфликтов

- Внутриличностный конфликт.

Участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.

- Межличностный конфликт 8.

Анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. конфликты могут возникнуть между руководителем и подчиненным при несовпадении интересов или отсутствии понимания требований одного к другому.


- Конфликт между личностью и группой.

Отступление от норм, принятых в группе, ведет к конфликту между «нарушителем» и группой. Разновидностью такого конфликта является конфликт между группой и руководителем, что ведет к стрессовым ситуациям внутри коллектива в отношении руководитель – подчиненный.

- Межгрупповой конфликт.

Конфликт между группами внутри большой организации. Может возникать конфликт между подразделениями одного уровня, между вышестоящими и нижестоящими подразделениями. Члены одной группы не воспринимают членов другой группы как личностей, а воспринимают их как членов противоборствующей группы – явление «деиндивидуализации». Деиндивидуализация облегчает проявление агрессивности к другим группам.

При межгрупповом конфликте проявляются социальное и межгрупповое сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, свой престиж и одновременно принижают, обесценивают другую группу.

_______________

8. Ермаков В.В. Менеджмент организации. - М.: Издательство МПСИ, 2005. – с.20-27

Межгрупповой конфликт характеризуется также проявлениями групповой атрибуции – когда конфликтующие стороны склонны во всем обвинять противоположную сторону по принципу «мы хорошие – мы правы», «они плохие – они не правы».

- Социальный конфликт.

«Ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга».

Социальный конфликт характеризуется 9:

  • предельный случай обострения социальных противоречий,
  • столкновение различных социальных общностей – классов, наций, государств и т.д.
  • противоборствующие стороны преследуют свои цели, которые противоречат или взаимоисключают друг друга.

Психология конфликта.

Конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествует инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.

Элементы конфликта:

  • два участника или две стороны конфликта;
  • взаимонесовместимость ценностей и интересов сторон;
  • поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;
  • применение силы для влияния на другую сторону;

_______________

9. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. - 2009. - № 2. - С. 22-32.

  • противопоставленность действий, поведения сторон;
  • стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;
  • личностные особенности участников конфликта: агрессивность, авторитетность и пр.;
  • характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т.д.

Управление разрешением конфликта.

Различают структурные и межличностные способы управления конфликтами. (см. рисунок 1)

Представители административного направления считали, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать как отлаженный механизм. В рамках этого метода разрабатывались структурные методы управления конфликтами.

Ни один из психологических типов людей не блещет в конфликтных ситуациях, поэтому руководителю важно уметь себя вести так, чтобы не допустить конфликт, который неизбежно приведет к стрессовым ситуациям как сотрудников, так и самого руководителя.

3. Анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений как способ избежание стрессовых ситуаций

Поведение человека в организации зависит от многих факторов, от его характера, от типа темперамента так же зависит как он будет реагировать на разные стрессовые ситуации. Ведь от того как он будет вести себя в организации и будет определяться психологический климат в коллективе. Поэтому важно изучить и проанализировать регулирование групповых и личностных взаимоотношений, что - бы в дальнейшем иметь представление как действовать в подобных стрессовых ситуациях.

Человек изначально существо социальное 10. Все мы живем в обществе, вступаем во взаимоотношения между собой. Люди стремятся к объединению в группы для решения стоящих перед ними целей и задач. Стрессовые ситуации чаще всего возникают вследствие того, что человек не может по ряду каких либо причин сосуществовать в социуме. Он становиться виновником конфликтных ситуаций, начинает вести себя не адекватно, что ведет за собой стрессы.


Поведение человека обусловливается целым рядом воздействий, которые восходят к моменту рождения. Поведение человека в группе есть результирующая всех этих воздействий. От того как он организован в группе и в коллективе, зависит его стрессоустойчивость.

Для изучения поведения в группе необходимо выделить предпосылки на основе которых члены группы ведут себя тем или иным образом, то есть те критерии или ориентиры, которые используются для сведения множества возможностей к единственному реальному действию.

Группы предпосылок, определяющих управленческий выбор

_______________

10. Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 2009. – 83-85 с.

(определяют различие между целями и средствами).

Изучение предпосылок, лежащих в основе любого управленческого выбора, покажет, что их составляют два вида элементов:

  • ценностные
  • практические.

Условно, различие между ценностными и практическими элементами соответствует различию между целями и средствами.

Ценностные предпосылки управленческого выбора 11.

Существуют определенные типы ценностных предпосылок, которые встречаются в организационных решениях, в том числе и в управленческих решениях:

  1. цели организации,
  2. критерии эффективности,
  3. правила «честной игры»,
  4. индивидуальные ценностные установки принимающего решение.

Безусловно, наиболее важными из них будут ценностные предпосылки, определяемые целями организации, ибо именно общность целей во многом определяет необходимость объединения людей в группы - организации. Любое решение будет подвергаться оценке с точки зрения эффективности, неэффективные решения поставят под угрозу само существование группы. Для обеспечения существования группы, при отборе методов регулирования следует принимать во внимание не только их эффективность с точки зрения принуждения, но также и то, должным ли образом они обеспечивают права личности и собственности, другими словами, принимаются правила «честной игры».

Стрессоустойчивость и успех любой организации зависят от ее умения добиваться от сотрудников и других ее членов поведения, в достаточной

_______________

11. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М.: Гардарики, 2009. – 58-64 с.

степени соответствующего ценностям организации. Но надо четко понимать, что члены организации, как правило люди со своими уже сложившимися ценностями, и поэтому одно из самых важных воздействий, которое организация может оказать на своих членов, состоит в свободе отбора своих работников12.


Однако человек, принятый в организацию, неизбежно подвергается воздействию организации. В той степени, в какой участие человека в организации оказывает на него психологическое воздействие, обнаруживается, что поведение человека приобретает характерные черты:

  • ценности на основе которых действуют члены организации, как правило, представляют собой цели организации и ее подразделения в котором они работают - происходит дробление целей организации на частичные задачи, которые выступают целями для конкретных работающих или подразделений организации,
  • работники склонны воспринимать воздействие, которое на них оказывают другие члены организации, примером может служить наличие системы четкой подчиненности и ответственности что в конечном результате ведет к минимализации стрессовых ситуаций,
  • работник склонен занимать не пассивную, а активную позицию по отношению к осуществлению целей организации, он не просто подчиняется руководителю, но проявляет инициативу, пытаясь самостоятельно отыскать способы осуществления целей, моральный дух организации - желание сотрудников выполнять цели организации,
  • организация стремится воздействовать на своих членов, важными средствами воздействия являются поощрение и наказание,
  • разделение труда, наделение членов организации конкретными обязанностями приводит к возникновению более тесных отношений,

_______________

12. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство. - М.: НОРМА - ИНФРА-М., 2010. – 57-60 с.

  • возникают неформальные отношения, что влечет за собой благоприятную атмосферу, лишенную стрессовых конфликтов.

Практические предпосылки управленческого выбора.

Выбор, который индивидуум совершит при управленческом воздействии на него, зависит от:

  • навыков, знаний, характера и особенностей личности в том виде, в каком они были сформированы всем предшествующим жизненным опытом,
  • конкретных воздействий, которым он подвергается в момент принятия решения (через формальные и неформальные каналы).

Немаловажное значение в управленческом выборе играют «симптомы» проявления личности:

  • объективность индивидуума,
  • склонность к доминированию,
  • честолюбие,
  • импульсивность,
  • социальность.

Типы сотрудников (существует множество классификаций, их можно свести к рассмотрению типов характера и темперамента).

Учет склонностей и интересов работников и руководителя при осуществлении управленческого воздействия13– это дополнительный мощный фактор для достижения стрессоустойчивости в профессиональной деятельности.