Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (1. Перечень причин стресса на работе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными задачами Самарского райпо по работе с персоналом являются:

- проведение активной кадровой политики на основе создания эффективной системы управления персоналом и социальными процессами;

- обеспечение условий для инициативной и творческой деятельности работников с учетом их индивидуальных особенностей и профессиональных навыков;

- разработка системы материальной, социальной и моральной мотивации персонала, тесно увязывающей экономическую деятельность Самарского райпо с вкладом каждого работника;

- создание постоянно действующей системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

- проведение медицинской, психологической, профессионально-адаптационной диагностики персонала Общества в целях обеспечения надежности и безопасности жизнедеятельности работающих.

Приоритетными направлениями являются: переход к инновационному обучению; развитие системы обучения и совершенствование методов обучения работников Самарского райпо; формирование школы наставничества.

При формировании политики Самарского райпо в области качества учитывается и тот фактор, что эффективность работы предприятия складывается из эффективности использования всех ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Оптимальное решение вопросов подбора, расстановки и оценки персонала - это критерий и залог конкурентоспособности и устойчивости Самарского райпо на рынке, показатель качества организации управления важнейшего на сегодня фактора успеха в конкурентной борьбе.

Организационные методы, используемые в управлении в Шебекинском райпо, основаны на дисциплине, ответственности и носят обязательный характер.

Мы провели исследование причин стресса среди персонала Самарского райпо. Было опрошено 60 респондентов в возрасте от 25 до 43 лет, из них 18 мужчин и 42 женщины. За основу мы взяли работу Д. Вэттена и К. Камерон, которые указывают следующие причины возникновения стресса на работе.

Таким образом, основными причинами сгорания на работе сотрудники считают бюрократизм, которым организация серьезно поражена, работники не получают должного признания и вознаграждения, а также то, что руководство не поддерживает работников. В модели К. Купера выделяются шесть источников стресса на работе. Согласно этой модели, мы получили следующие результаты:

1. Сама трудовая деятельность:

а) рабочее окружение - 50%;

б) рабочее время, включая командировки - 10%;


в) объем работы - 40%.

2. Роль в организации:

а) ролевой конфликт - 11,8%;

б) неопределенность роли - 47%;

в) ответственность за других людей, которая является частью рабочей роли, - 41,2%.

3. Взаимоотношения на работе:

а) необходимость построения и сохранения позитивных и поддерживающих взаимоотношений с коллегами - 60%;

б) начальниками - 35%;

в) подчиненными - 5%.

4. Карьерное продвижение:

а) ненадежность работы - 15%;

б) сокращение штатов - 10%;

в) потеря квалификации - 15%;

г) недостаток обучения, развития - 15%;

д) достижение "потолка" карьеры - 45%.

5. Структура и внутренний климат организации (степень участия работника в процессе принятия важных для него решений):

а) недостаток власти - 12,5%;

б) некомпетентность начальства - 62,5%;

в) некомпетентность подчиненных - 25%.

6. Взаимовлияние работы и частной жизни - 5%.

Таким образом, основными стрессорами являются: некомпетентность начальства, необходимость построения и сохранения позитивных и поддерживающих взаимоотношений с коллегами, рабочее окружение, неопределенность роли и достижение "потолка" карьеры.

Исследование, проведенное в коллективе Самарского райпо показывает, что основной причиной жалоб на здоровье являются проблемы на работе, которые более значительны, чем материальные проблемы или неприятности в личной жизни. Данное исследование также выявило невнимание начальства Самарского райпо эмоциональному состоянию своих подчиненных, что еще больше подкрепляет психические заболевания работников. стресс менеджмент профилактика трудовой

Вследствие всего выше перечисленного стоит отметить, что, на причины возникновения стресса влияет, к примеру: личностные характеристики, индивидуальность характеров и, следовательно, способов справляться со стрессом определяет подверженность человека к стрессу. Таким образом, стресс на рабочем месте возникает как из-за личных характеристик сотрудника, его темперамента, характера так и предоставленных условий труда, что и приводит к ухудшению физического и психического состояния и общего самочувствия работника.

Ключевые направления для борьбы с профессиональным стрессом с Самарском райпо

Обобщая данные исследований, проведенных в рамках данных подходов, можно выделить следующие ключевые элементы борьбы со стрессом:

1. Занятие спортом и отказ от вредных привычек, является не менее эффективным профилактическим средством против стрессовых состояний, нежели лечебные процедуры. Правильное питание, длительный сон, правильно организованный отдых от работы (который предполагает не только провождение времени у телевизора или компьютера) - все это помогает удерживать стресс на приемлемом уровне.


2. Когда на работе наступил обеденный перерыв, то непременно будет полезно выбираться на свежий воздух. Это поможет развеет негативные взгляды и мысли, связанные с различными делами. Так же проведенный обед в уютном кругу коллег тоже помогает избежать стресс.

3. Правильное распределение между работой и домом, во избежание чрезмерных рабочих нагрузок которые могут негативно сказаться в будущем.

4. Смена видов деятельности, появление увлечений, которые помогут отвлечься от работы и создадут благоприятное настроение. К примеру: театр, кино, различное хобби.

5. Создание положительных эмоций путем оптимистичного взляда на жизнь. Меньше думать о плохом.

6. Расстановка приоритетов, что – бы не приходилось браться за несколько дел одновременно, что характерно для управленческой деятельности.

7.

8. Реально подходить к ожиданиям относительно самого себя и окружающих: большая часть стрессов, вызванных внутренними причинами, происходит от чрезмерных личных запросов.

9. Делиться своими переживаниями с близкими людьми, научиться выговариваться и не держать все в себе.

10. Медитация и прослушивание музыки для релакса, так же способствуют снятию стресса и напряжения.

11. Не пренебрегать комнатой для психологической разгрузки, если таковая имеется в организации, либо у себя в кабинете организовать такой уголок психологической разгрузки.

12. Установить мониторинг стресса по уровню напряжения, по признакам стрессового состояния; мониторинг причин, возникновения стрессов.

13. Не бояться просить помощи, когда она необходима.

Очевидно, что в сегодняшнем мире многие нуждаются в управлении стрессами. Для решения этой проблемы нет единственно верного средства, напротив, их великое множество, и каждый применим к разным людям.

Респонденты считают, что отсутствуют следующие стратегии, необходимые для профилактики стрессов на работе:

1. стратегия "скромных (малых) побед" - 60%;

2. сотрудничество и создание команды - 45%;

3. развитие эмоциональной компетентности - 35%.

В целях корпоративной защиты от стрессов необходимо внедрить данные стратегии, а также наладить обратную связь между руководством и сотрудниками, предоставлять сотрудникам прозрачную, открытую информацию об организации, сделать максимально возможным участие сотрудников в управлении, выработать более четкие требования к сотрудникам и оценке их деятельности, проведение групповых тренингов.

На уровне Самарского райпо целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом:


- регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата;

- оптимизация организационной структуры с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;

- по возможности исключение ситуаций ролевого конфликта;

- максимальное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, о его перспективах, о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;

- обогащение содержания обязанностей работников;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм;

- предоставление сотрудникам права участвовать в принятии определенных решений, больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.;

- предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда, консультативной поддержки;

- обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;

В последнее время распространено проведение корпоративных психологических тренингов, для снижения воздействия стресса и укрепления связей в коллективе, но возможно, что при использовании такого метода в Самарском райпо большинство его сотрудников болезненно отнесутся к предложению работодателя посетить психолога.

Еще один метод - использование технических средств. Современная техника может анализировать и корректировать эмоциональное состояние человека благодаря наличию биологической обратной связи. Применение техники не связано с такими субъективными факторами, как настроение специалиста или его компетенция. В отличие от психолога, приборы доступны именно в тот момент, когда это необходимо. Их применение часто не вызывает у человека чувства, что он болен и его лечат. Стоит отметить высокую скорость проведения сеанса (15-20 минут). Поэтому данный метод вполне приемлем для использования в Самарского райпо.

Методы снятия стресса для использования в Самарского райпо должны преследовать профилактические цели, создавать комфортную среду, избегая атмосферы медицинского кабинета, адаптироваться под конкретные нужды, интегрироваться в корпоративные системы, использовать несколько методов восстановления работоспособности, быть рассчитанным на самостоятельное использование.

Сотрудникам Самарского райпо можно порекомендовать для снижения стресса:

- разработать систему приоритетов в работе, оценить работу следующим образом: "должен сделать сегодня", "сделать позднее на этой неделе" и "сделать, когда будет время";


- научиться доносить важность заданий до руководителя, описать конкретные приоритетные работы;

- наладить особенно эффективные и надежные отношения в коллективе, понять его проблемы, уважать приоритеты, давать обоснованные поручения;

- сообщать, когда ожидания или стандарты оценки не ясны (неопределенность ролей);

- обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе, но не следует становиться в положение жалующегося, объяснить, что вы сторонник выполнения требующей отдачи сил работы;

- находить каждый день время для отдыха.

Руководителю Самарского райпо для того, чтобы управлять другими, можно предложить следующее:

- оценить способности, потребности и склонности работников и попытаться выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам, делегировать полномочия и ответственность;

- разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать им необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания;

- четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию и информацию подчиненных;

- использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации;

- обеспечить надлежащее вознаграждение за эффективную работу;

- выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.

Таким образом, приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня. Оптимально для Самарского райпо в борьбе со стрессом будет сочетание применения технических средств для оперативного решения возникших проблем и различных форм корпоративного отдыха и спорта.

Заключение

Можно сказать, что главной целью руководителя в любой организации и производстве, заключается, в том что - бы направить усилия всех сотрудников на достижение каких-то общих целей и задач в любых условиях, сопряженных с различными стрессовыми ситуациями, а это и достигается путем преодоления стресса самим руководителем. Ведь если руководитель будет меньше подвержен стрессам и научиться справляться с ними различными путями решения задач, то и сотрудники будут меньше подвержены стрессам и производительность труда будет увеличиваться.