Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ГЛАВА 1 Теоретическая часть).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Рождаясь человек попадает в удивительный мир разнообразных явлений и вещей. Формируется восприятие окружающего мира. Становясь взрослея, мышление человека позволяет четко устанавливать связи между предметами и явлениями. Помимо этого все образы связи фиксируются в нашей памяти, позволяя сохранить приобретенный опыт и передать его будущему поколению.

Такие познавательные процесс позволяют нам не только выжить, но и познать окружающий мир.

С первых дней жизни, человек попадает так же и в мир людей, в котором он со временем научится взаимодействовать и общаться. Сначала круг этого взаимодействия мал и включает в себя небольшое количество людей, но постепенно с взрослением ребенка он увеличивается и усложняется.

Ребенок в первый год жизни еще не может усвоить речь, поэтому он общается с другими окружающими его людьми при помощи жестов, мимики, пантомимики и звуковых сигналов, таких как смех и плач. Заботящиеся о нем люди понимают этот примитивный язык.

Со временем ребенок начинает усваивать речь, но у него сохраняется предыдущий способ общения, хотя и занимает уже не ведущую позицию в коммуникации, но тоже весьма значимую.

Для того, что – бы выгодно взаимодействовать с другими людьми человеку необходимо понять, что недостаточно лишь осознать, то что было сказано другим человеком.

Имеет место также интонация сказанного, скорость произношения, выражение лица собеседника, положение его тела, жестикуляция, которую тот применял и многое другое. Целостность восприятия ситуации позволяет осознать смысл того что хотел нам передать другой человек.

На самом деле люди на протяжении всей своей жизни поддерживают общение друг с другом, проявляя невербальные эмоции, ведь это общение – реальность человеческих отношений, предполагающая как невербальную так и вербальную составляющую часть общения. В настоящее время, психологами рекомендуется обращать внимание на невербальную составляющую общения т.к. невербальный язык практически не контролируем человеком.

Рассматриваемая тема достаточно актуальна, так как люди часто обращаются к невербальному способу передачи информации, передавая ее через общение с коллегами, родственниками, друзьями, сослуживцами, одноклассниками.

Объект исследования – изучение эмоционального состояния ребенка.

Предметом исследования является изучение влияния игр на эмоциональное состояние ребенка.

Целью данной работы изучение динамики развития невербального общения, познание и управление эмоциями в процессе игр.


Задачей является изучение невербальных проявлений эмоций, провести теоретический анализ как элементы игр положительно воздействуют на ребенка.

Теоретическое обоснование других элементов составляющих благоприятный эмоциональный фон ребенка.

Методы исследования: методики игр, построение алгоритма действий по поддержанию благоприятного эмоционального фона ребенка внутри ДОУ.

Гипотеза исследования: в течение младшего дошкольного возраста начинает развивается эмоциональная экспрессия и точность восприятия, с помощью вовлечения дошкольников в ролевые и эмоционально насыщенные игры.

Исследовательская база - ДОУ «золотой ключик» г. Батайска Ростовской области.

Исследовательская выборка: дети младших и ясельных групп детского сада.

Глава I.

1.1 Выражение эмоций — мимика, пантомимика, визуальный контакт

Идентификация мимического выражения. Исследова­ние мимического выражения эмоций началось более 100 лет назад. Одним из первых возник вопрос: почему у человека в эмоциональном состоянии специфически из­меняется напряжение различных лицевых мышц?

Классической попыткой ответить на этот вопрос была теория Ч. Дарвина1, изложенная им в работе “Выражение эмоций у человека и животных” (1872). Дарвин выдви­нул гипотезу, согласно которой мимические движения об­разовались из полезных действий.

Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное зна­чение. Мимические движения2, возникшие из преобразо­ванных полезных движений, представляют собой либо ос­лабленную форму этих полезных движений (например, оскаливание зубов при гневе является остаточной реак­цией от использования их в борьбе), либо их противопо­ложность (например, расслабление мышц лица — улыбка, выражающая приветливость, является противополож­ностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств), либо прямое выражение эмоционального возбуж­дения (дрожь — это следствие напряжения мышц при мобилизации организма, скажем, для нападения)

Множество исследований было посвящено выяс­нению того, способен ли человек и в какой мере правильно распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовалось три вида материала: рисунки


мимических реакций, фотографии изображения эмоций актерами и фотографии спонтанного выражения эмоций.

_________________

  1. Ч. Дарвин “Выражение эмоций у человека и животных” 1872 с. Издательство Питер с. 236
  2. Эмоции и познавательные процессы Ян Райкоский, 1966, т. -2, с. 69.

Спонтанное выражение эмоций3. Исследование подлин­ных эмоций сталкивается со значительными трудностя­ми. Действительно, как получить достаточно большое число различных фотографий подлинных эмоциональных реакций. Как вызвать у человека реальное пережива­ние эмоций, не вторгаясь в его жизнь? Стремясь преодолеть подобные затруднения, некоторые психологи прибе­гали к весьма драматическим методам. К наиболее из­вестным из такого рода исследований относятся экспери­менты Лэндиса.

Лэндис проводил свои эксперименты в 20-х годах (результаты их опубликованы в 1924г.). Это были, не­сомненно, очень жестокие эксперименты. Так, чтобы выз­вать сильные отрицательные эмоции, за спиной испыту­емого неожиданно раздавался выстрел; испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у него на глазах совершал эту операцию; в других случаях испы­туемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока, и т. д. Но именно поэтому в экс­перименте Лэндиса удавалось вызывать подлинные эмоции.

На протяжении всего эксперимента испытуемых фото­графировали. Чтобы облегчить объективное измерение мимических реакций, основные группы мышц лица обво­дились углем. Это позволяло впоследствии — на фотогра­фиях — измерять смещения, которые происходили при различных эмоциональных состояниях в результате со­кращения мышц.

Попытки установить, какие группы мышц участвуют в выражении отдельных эмоциональных состояний, дали отрицательные результаты.

Вопреки ожиданиям оказа­лось невозможным найти мимику, типичную для страха, смущения или других эмоций (если считать типич­ной мимику, характерную для большинства людей).

______________________________

3. Робинсон Гилберт издательство Сова, 1938 с. 371.

Следует подчеркнуть, что типичные мимические кор­реляты не были найдены не только для ситуаций, которые классифицировались как вызывающие страх, смущение и т. д., но и для тех эмоциональных состояний, которые определялись так самими испытуемыми (то есть для тех случаев, когда последние утверждали, что они испыты­вали страх, отвращение и т. п.).


Вместе с тем было установлено, что у каждого испы­туемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных си­туациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т. д.

Представление о том, что по выражению лица можно судить об испытываемых человеком эмоциях, верно, если оно относится к конвенциональным мимическим реакци­ям, к тому своеобразному языку мимики, которым пользу­ются люди для преднамеренного сообщения о своих уста­новках, замыслах, чувствах. Возможно, что это представ­ление верно и в отношении спонтанной мимики, но при условии, что имеются в виду хорошо знакомые люди. Когда нам приходится долго общаться с человеком, мы узнаем, что такое-то выражение лица означает у него раздражение, тогда как другое — восторг.

Помимо общего языка эмоций, необходимо знать еще язык индивидуаль­ный, то есть язык мимики конкретного человека. Обыч­но мы постигаем язык эмоций лишь близких нам людей.

Исследования Лэндиса указывают на необходимость различения, непроизвольных мимических реакций, которые являются автоматическим следствием переживаемых эмоций и произвольных выразительных действий, возни­кающих в результате намеренного сокращения мышц лица. Об этом же говорят данные исследований, посвященных изучению развития мимики ребенка.

У младенцев мимика является сравнительно бедной. Гудинаф 4

________________________

4. Гудинаф Флоренс Лаура «диагностика интеллекта» 345 с. 123

обнаружила у десятилетней слепоглухой девоч­ки хорошо сформированные мимические схемы почти всех видов, шкал Вудвортса и Шлосберга. Это значит, что мимические схемы являются врожденны­ми.

Таким образом, на формирование мимического выра­жения эмоций оказывают влияние три фактора: врожденные видотипичные мимические схемы сответствующие определенным эмоциональным состояниям; и приобретенные, заученные, социализированные спосо­бы проявления чувств подлежащие произвольному контролю; индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.

Пантомимика. Движение всего тела — пантомимика, выявляет одну отчетливую комплексную реакцию, возникающую в ответ на сильный внезапный раздражитель, прежде всего звуковой. Это так называемая реакция вздрагивания.

Некоторые авторы считают, что эта реакция предшествует собственно эмоциональным реакциям. К последним можно относить лишь более развитые ее формы. Эти более развитые формы носят явный отпечаток со­циальной обусловленности.


Межкультурные различия в выражении эмоций. Исследования поведения людей, принадлежащих к раз­ным культурам, обнаружили, что в сфере выражения эмоций встречаются как универсальные типы реакций, так и специфические для отдельных исследовавшихся культур. Это можно проиллюстрировать данными Кляйнберга 5, который провел анализ китайской литера­туры с точки зрения описания выражения эмоций.

Он установил, что для описания страха, например, используются следующие выражения: “Все дрожали, а их лица были цвета глины”; “Волосы стали дыбом, и по телу побежали мурашки”; “Холодный пот

___________________

5. Характеристики эмоций. Выражение эмоций Кляйнберг Н.П. М. Москва 1987г. с. 349

покрыл его тело; он беспрерывно дрожал”; “Ее ноги будто приросли к земле; она готова была кричать, но уста ее были немы”. Все приведенные здесь описания вполне понятны евро­пейцу, что указывает на сходство выражения страха в разных культурах.

Для описания гнева используются такие выражения:

“Он заскрежетал зубами, стирая их в порошок”; “Его глаза широко раскрылись и стали круглыми” (что у нас означает, скорее, удивление или страх); “Был так раз­гневан, что несколько раз лишался чувств”. У нас, ско­рее, сказали бы “лишился чувств от потрясения” или “лишился чувств от страха”.

Такое выражение, как “высунул язык”, означает удивление, “потирал ухо и щеку” — удовлетворение, тогда как “хлопнул в ладо­ши” — беспокойство или неудовлетворение. Китаянка постукивает пальцем по затылку своего ребенка, выражая таким способом неудовлетворение, и потирает пальцем щеку, вместо того чтобы сказать “стыдно”.

Таким образом, принимая во внимание те формы вы­ражения эмоций, описания которых встречаются в худо­жественной литературе разных культур, можно отметить, что язык эмоций содержит как общие элементы, сходные для разных культур, так и элементы специфические для определенных культур. Возникает вопрос: какие "именно формы выражения имеют универсальный характер и ка­кие — специфический? Чтобы ответить на этот вопрос, полезно познакомиться с данными, собранными социальными антропологами, этнографами и путешественниками. Рассмотрим, что именно в отдельных культурах означают определенные эмоциональные реакции. При этом будем опираться на обзор Кляйнберга.

Слезы являются почти универсальным признаком печали. Однако нормы культуры оказывают влияние на эти формы реакций, определяя, когда, каким образом и как долго следует плакать. Так, в Черногории на погре­бальной церемонии женщины и мужчины должны пла­кать в разное время. Мексиканские индейцы плачут во время некоторых религиозных церемоний, а после их завершения возвращаются к типичному для них радост­ному настроению. Андаманцы, например, плачут при встрече с людьми, которых они давно не видели, а также после установления мира между воюющими сторонами;