Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ГЛАВА 1 Теоретическая часть).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Выражение эмоций — мимика, пантомимика, визуальный контакт
1.2 Психологические закономерности восприятия эмоций человека человеком
2.1 Изучение особенностей понимания невербальной экспрессии младших дошкольников
2.2 Методика игр и результаты от проведенных занятий для ясельной группы ДОУ
Очень часто педагоги недооценивают значение эмоциональных переживаний для общего психического и даже интеллектуального развития детей, делая основной упор на образовательные и учебные моменты во взаимодействии с ребенком. Иначе говоря, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер. Поэтому так важно уделять особое внимание развитию адекватных способов общения с эмоциональным миром ребенка, обучению коммуникативным приемам, направленным на создание доверительной атмосферы во время общения как с взрослыми, так и с детьми, атмосферы, способствующей раскрытию творческих способностей ребенка и всей его индивидуальности.
Поэтому, создание психологически комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ невозможно без профессионального и личностного роста взрослых, без понимания ими роли эмоций для развития природного потенциала ребенка, без обучения специальным навыкам доверительного, эмоционально - комфортного взаимодействия, как между самими взрослыми, так и между взрослыми и детьми. Результатом положительно - направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость и готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Это обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.
Но как детям получить такой положительно - направленный эмоциональный опыт? Необходимо создать для них определенные игровые ситуации, помогающие пробудить их конкретные эмоциональные переживания и поступки, а затем помочь детям сделать нужные выводы.
Такие игровые ситуации лучше планировать 1 - 2 раза в неделю.
Примеры игровых ситуаций:
Наши добрые дела (Ситуации, направленные на проявления заботы, внимания и сочувствия к людям).
Напишем письмо больному другу. Мы готовимся встретить друга после болезни.
Сделаем выставку наших рисунков, что – бы порадовать наших родителей. Порадуем нашу няню, поздравим её с днем рождения.
Мы самые старшие в детском саду (Учим проявлять заботу о младших, проявлять чувство самоуважения, основанное на ощущении растущей самостоятельности) Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье.
Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками.
Подготовим для малышей кукольный театр.
Научим малышей водить хороводы. Смастерим для малышей сказочный домик.
Наша забота нужна всем. Мы украшаем детский сад, группу к празднику. Мы ремонтируем книги и журналы. Выращиваем лук и петрушку, готовясь к ярмарке.
Хорошо заниматься любимым делом в группе детей (в вечернее время) (Ситуации, помогающие объединить детей общими интересами, помочь приобрести опыт дружеского взаимодействия со сверстниками, создать уголки в развивающей среде групп).
- Мастерская умелых рук.
- Избушка рукодельниц
- Домик затейников
- Пещера фантазий
- Совет эрудитов
Все это - длительный период сотрудничества, дружеского общения.
Ситуации гуманистического выбора (неподготовленные беседы нравственно - этического содержания. Они рассматривают ситуации, требующие ответа на вопросы: как быть, что делать? Такие беседы проводить в утренние часы).
Затруднительные игровые ситуации создает сам воспитатель, чтобы пробудить у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность, эмоциональную отзывчивость, готовность активно искать решение. Подобные эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие эмоциональный контакт.
Пример:
- На шкафчиках отклеились картинки;
- Не все краски выставлены к рисованию;
- Не хватает пластилина для лепки;
- На полу разлитая вода.
Воспитатель описывает определенную ситуацию и ставит перед детьми проблему "как быть?". Дети ищут решение. Таким образом, дети оказываются перед реальным выбором линии поведения: откликнуться на просьбу и помочь или остаться равнодушным, отдать поделку малышу или оставить себе. Создавая такие игровые ситуации, воспитатель должен содержанием предстоящего дела увлечь детей эмоционально, должен показать им, что результат приносит не только реальную пользу, но и радость окружающим. Именно в условиях игры дети лучше запоминают, как им следует вести себя в тех или иных ситуациях, приобретают необходимый эмоциональный и поведенческий опыт.
Игры на развитие навыков невербального общения
“Как говорят части тела”
Цель: учить невербальным способам общения.
Воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи:
как говорят плечи “Я не знаю”;
как говорит палец “Иди сюда”;
как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
как говорит голова “Да” и “Нет”;
как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.
Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
“Зоопарк”
Цель: развивать невербальные способы общения.
Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
“Сделай подарок”
Цель: знакомить детей с невербальными способами общения.
Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.
“День наступает, всё оживает…”
Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.
Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.
“Здороваемся без слов”
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).
Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.
Вывод по главе 2
Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, культуры, доброты в воспитании ребёнка. Поэтому в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений необходимо уделять особое внимание именно становлению межличностного общения детей. Контакты со сверстниками приносят ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.
Предлагаемые игры, надеюсь, помогут педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.
итак, в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения развитие эмоциональной сферы наиболее эффективно происходит в условиях организации интересной для детей игровой деятельности. Разнообразные события, переживаемые детьми в реальных игровых и условных ситуациях, обогащают эмоциональный мир дошкольников, делают понятным язык эмоций и чувств, открывают новые возможности для самовыражения и социального взаимодействия с окружающими людьми. Развитие же эмоциональной сферы - залог эмоционального благополучия и комфорта, оказывающих влияние на все сферы психического развития ребенка.
Заключение
Возвращаясь к невербальным проявлениям эмоций, хотелось бы добавить, что невербальные эмоции и общение зачастую почему – то остаются мало замеченными, хотя они отражают истинную сущность человека и являются одними из главных способов взаимодействия и передачи большого объема информации, но для понятия этой информации, необходимо научится ее распознавать.
Важно, что в процессе таких эмоций, человек больше доверяет знакам невербальным, т.к. такие мимические знаки несут в себе до семидесяти процентов информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.
Так же есть необходимость учитывать, что человек обычно высказывает лишь восемьдесят процентов информации, которой хотел поделиться. Его собеседник воспринимает лишь семьдесят процентов от сказанного и понимает шестьдесят процентов от услышанного, а через пять часов и вовсе остается в среднем до десяти процентов принятой информации.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.
Особенно большое значение для психического развития ребёнка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение: дети учатся тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении первых шести лет оказывают поддержку ребёнку, то он развивается гораздо быстрее. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребёнка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Библиография
1.Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. - М.: МГУ, 1987.