Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ГЛАВА 1 Теоретическая часть).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

родственники, но видевшиеся несколько педель или ме­сяцев, при встрече обнимаются, усаживаются рядом и обливаются слезами.

Смех является довольно распространенным признаком радости и удовлетворения. Нередко с помощью смеха выражается также презрение и насмешливое отношение. В Китае смех может означать гнев, а в более давние вре­мена он был также формой поведения, предписываемой слуге, который, например, сообщал господину о своем несчастье с улыбкой, чтобы уменьшить значение несчастья и не беспокоить им почтенное лицо. В Японии проявление печали и боли в присутствии лиц более высокого положения рассматривалось как демонстрация неуважения. Поэтому человек, которому делается выговор, должен улыбаться, однако следует помнить, что смех, при ко­тором обнажаются задние зубы, также является оскорбительным для вышестоящего лица.

В некоторых приведенных примерах смех является формой, предписываемой нормами культуры, чтобы скрыть отрицательные эмоции. Такую же функцию смех может выполнять и в нашей культуре; так, у детей смех довольно часто бывает реакцией на ситуацию, вызыва­ющую отрицательные эмоции 6.

Более значительные различия наблюдаются в выра­жении радости. Так, например, на Таити для выраже­нии радости люди иногда причиняют себе боль. Уилсон приводит пример старой женщины, которая, неожиданно встретив сына, от радости исцарапала себя до крови.

______________

6. Характеристики эмоций. Выражение эмоций Кляйнберг Н.П. М. Москва 1987г. с. 349

Подобные формы проявления радости наблюдались среди аборигенов Австралии. И все же самой распространенной формой выражения ра­дости является смех.

Рассматривая отдельные эмоции и разные формы их выражения, можно заметить, что некоторые из них по­нятны людям разных культур, тогда как другие можно понять только в рамках определенной культуры. Это раз­личие, как предполагает Кляйнберг, отчасти связано с тем, что эмоции различаются своими социальными функ­циями. Некоторые эмоции, например гнев, любовь, заин­тересованность, презрение, явно направлены на окружающих и являются формой взаимодействия между челове­ком и его социальной средой. Другие же (например, "страх, печаль) имеют более эгоцентрический характер, и являются ответом на то, что произошло с человеком.

Правда и эгоцентрические эмоции имеют социальное значение (люди, например, хотят показать, что они пе­чалятся из-за чужого несчастья, что кого-то боятся), но это является их вторичной функцией.


Все, что касается отношений между людьми, как правило, предполагает четкие нормы, обязательные для всех членов данной культуры, поэтому эмоции, направленные на других в большей степени, чем эгоцентрические эмоции, подвержены влиянию культуры. Понятно, что эмоции направленные на окружающих, характеризуются более значительными межкультурными различиями. Эго­центрические эмоции, поскольку они выполняют функцию передачи информации о личных отношениях, также под­вергаются регулирующему влиянию культуры. Таким образом, обычной реакцией в состоянии печали является плач, но особые правила устанавливают, при каких об­стоятельствах, в какой степени и как долго можно пла­кать. Обычным проявлением удовлетворения является смех, но особые правила определяют, когда и каким об­разом можно смеяться.

Взаимозависимость эмоций и их выражения. Связь между эмо­циональными процессами и их выражением (мимическим, пантомимическим) является весьма сложной. Сравнительно хорошо организованными являются реакции лицевых мышц и некоторых органов (сосудодвигательные реакции, напри­мер покраснение). По мере развития формируются опре­деленные комплексы реакций, охватывающие мышцы лица и всего тела. Организация такого рода реакций но­сит, по-видимому, врожденный характер. Так, эмоция страха способствует, видимо, научению реакции убегания, а эмоция гнева — реакции нападения. Маленький ребенок не умеет ни убегать, ни нападать, но, пo всей видимости, он сравнительно легко научится убегать, когда испытает страх.

В обществе, помимо членораздельного языка, выполняющего функции накопления, организа­ции и передачи опыта, существует еще язык выразитель­ных движений, функция которого заключается в непо­средственном выражении того, что чувствует человек. Этим языком в совершенстве овладевают актеры, приоб­ретая способность пластически передавать эмоции, вызы­ваемые в результате произвольного намерения.

Визуальный контакт, по своей специфике является важным элементом общения. Беседовать смотря на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят люди, которые общаются между собой, смотрят в глаза друг другу не более десяти секунд. Тут играет роль, продолжительность взгляда, если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Помимо этого, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее одной трети времени разговора.


Следует полагать, что долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Можно проследить как жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.

Взгляд может быть разным по – специфике7:

- Деловой - когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства

- Социальный - взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.

- Интимный - взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.

- Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Вывод: Таким образом, можно предположить, что у человека существует готовность к определенного рода реакциям, или, иначе говоря, готовность к более легкому научению определенным способам поведения. Научение направ­ляется социальными нормами; благодаря научению воз­никают также и такие реакции, которые могут не иметь никакой “природной” связи с той или иной эмоцией.

Благодаря научению выражение эмоций становится организованным, а вместе с тем и относительно однород­ным у всех членов данной культуры. Кроме того, оно создает возможность намеренного выражения эмоций, а также контроля над этим выражением.

В результате вы­разительные движения приобретают характер специфи­ческого “языка”, при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, сообщают то, что они переживают.

_____________________

7. Ян Рейковский Экспериментальная психология эмоций.1995г. стр 133-151

1.2 Психологические закономерности восприятия эмоций человека человеком

В структуре личности невербальное проявление эмоций занимает значительное место. Оно характеризует отношения его к факту, событию, поступку, другому человеку и, следовательно, несут оценочную нагрузку. Внешние эмоции проявляются в выразительных движениях.


Различают мимические и пантомимические движения. О чувствах мы судим по сложнейшему комплексу поступков, слов и связанных с ним экспрессии. Наблюдения помогут ориентироваться в трудных ситуациях общения, преодолевать возможные огорчения и неудачи из-за отсутствия взаимопонимания. А главное, научат «читать человека» - даже незнакомого – по их малейшим проявлениям.

Специалисты считают, что более 50% информации о человеке несут жесты и мимика. Они особенны и всегда определенны, «выдают» истинное о человеке, поскольку имеют рефлекторную природу. Поза, жест, мимика, в известной мере есть наглядное проявление мысли. Это – проявление своеобразного языка чувств. Правомерно говорить о комплексе признаков, в которых как бы «закодированы» эмоциональные состояния человека. Собеседники при восприятии друг друга считывают кодовое выражение (внешняя реакция, экспрессия, и т.д.) и в зависимости от точности, адекватности «чтения» формируют соответствующее впечатление о человеке.

Человек может приобрести способность правильно понимать смысл жестов прежде, чем отвечать на них. Тогда он сможет осознавать свои собственные жесты, и предсказывать реакцию собеседника. Правда, надо знать, что жесты и движения могут быть названы физическими и психическими особенностями личности. Но невольные жесты почти всегда правдивее слов.

Среди некоторых аспектов поведения можно различить статистические и динамические признаки. Первые включают: лицо, физическую конституцию, одежду, прическу; ко вторым относятся:

- взаимное расположение собеседников (лицом к лицу, бок о бок);

- дистанция между беседующими;

- поза;

- жесты в процессе общения;

- выражение лица;

- интонация голоса, скорость речи и др.

Человек, который умеет считывать невербальные эмоции, по нюансам внешних признаков другого человека может определить, к какому типу личности он относится. Величайший знаток души солдата А. В. Суворов очень быстро, по нескольким взглядам и вопросам составлял мнение о человеке и редко менял его. Отличная наблюдательность А. С. Макаренко позволяло ему в процессе ежедневного целенаправленного изучения личностных особенностей воспитанников с первого взгляда, по внешним признакам, по не уловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим «завиткам» личности предсказать, какая продукция может «получиться в каждом отдельном случае из этого сырья».

Такие же психологические механизмы лежат в основе постижения личности по внешним признакам.


В ходе мышления в мозгу человека происходят сложнейшие психофизиологические процессы по переработке накопленной (зафиксированной памятью) и идущей от органов чувств, то есть из внешнего мира информации. Причем процессы эти происходят как бы на двух уровнях: рассудочного мышления и подсознательного, интуитивного. Причем на втором уровне процессы протекают автоматически и нами не осознаются.

Ч. Дарвин 8 задавался вопросом: «Что есть научного в так называемой

___________

8. Ч. Дарвин “Выражение эмоций у человека и животных” 1872 с. Издательство Питер с. 236

науке о физиогномике?» Отвечая на него, он писал, что «каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонностям…» С большой долей вероятности можно утверждать, что морщины вокруг глаз свидетельствуют о веселом характере, искренней смешливости. В. Гюго утверждал: «Лицо человека вылеплено его совестью и жизнью».

Как показывает практика, интуитивное постижение духовного склада и эмоционального состояния подчиненного – это одно из необходимых условий успешной индивидуальной работы.

Приведем несколько практических рекомендаций, как по внешним признакам можно подобрать «ключ» и оказать помощь человеку.

(см. таблицу 1)

Таблица 1

Основные внешние признаки эмоций человека

Внешние признаки

Советы по индивидуальной работе

Вид пасмурный, глаза зорко и решительно контролируют каждое слово и движение. Улыбки почти никогда не бывает. В отношениях суров, не разговорчив. На вопросы отвечает медленно и толково. Крайне самолюбив.

Разговаривать по – деловому, кратко, ибо легкость в обращении он не воспринимает: излагать похвалу в серьезной форме и уверенно; замечаний или напоминания, если в них возникает надобность, должны вскоре звучать удивлением, чем иметь наставительную или внушительную форму: наказание не только не исправляет такого человека, но, видимо, озлобляют и не редко доводят до крупнейшего нарушения дисциплины.

Лицо открытое, добродушное, глаза веселые, смеющиеся. Внимателен, предупредителен.Общителен. Дружбу водит со многими. Слабохарактерен, При малейших послаблениях становится нарушителем закона.

В общении сочетать суровость с ласковостью: отмечать все достижения, т.к. он воспринимает похвалу как блаженство, ярко демонстрируя радость блеском глаз: критически относится к его раскачиванию в совершенном поступке. Такой человек привыкает к обстановке без особого труда.

Задумчивый, тихий, скромной наружности, робкий и теряющийся при задаваемых ему вопросах: потупляет свой взор, увидев направленный взгляд другого человека: глаза апатичные, оживляющиеся лишь временами. С людьми не общителен, любит одиночество.

Увлечь общественной работой: не допускать несправедливых наказаний, ибо это еще более усиливает робость, порождает и оплошность, и невнимание.

Выразительное симпатичное лицо с заискивающей улыбкой, глаза с невинно – сочувствующим взглядом. Его губит лень.

Такого человека нужно обязательно хвалить за проявленное усердие, в любой деятельности, но ничего больше: не допускать малейших послаблений.

Угрюмое лицо, глаза тусклые, исподлобья глядящие. Светятся в них недоброжелательность, неудовольствие и язвительность. К людям относятся пренебрежительно, свысока. Сходится лишь с немногими, преклоняющимися перед цинизмом и своеволием «патрона». Неряшлив, неопрятен.

Попытаться изменить негативную направленность этого «вожака»: решительно развенчивать его авторитет чтобы упорядочить взаимоотношение в коллективе: если исчерпаны все формы и средства индивидуального воздействия, организовать всеобщее осуждение - это произведет переворот в его внутренних убеждениях и наклонностях.