Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ГЛАВА 1 Теоретическая часть).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Выражение эмоций — мимика, пантомимика, визуальный контакт
1.2 Психологические закономерности восприятия эмоций человека человеком
2.1 Изучение особенностей понимания невербальной экспрессии младших дошкольников
2.2 Методика игр и результаты от проведенных занятий для ясельной группы ДОУ
Несколько заключительных выводов. Учет индивидуальных особенностей человека осуществляется не для подлаживания под их вкусы и привычки. Главная задача – применять такие способы и приемы воздействия, которые бы способствовали укреплению у человека положительных качеств, развитию общественно полезных особенностей. Особенно важно – видеть в человеке хорошее.
Важное условие правильного осуществления индивидуального воздействия – умение расположить к себе, добиться, чтобы человек раскрыл свою душу, поделился своими сокровенными мыслями и заботами. Для этого нужно соблюдать чувство меры, уметь быть строгим и требовательным без ожесточения, серьезным без сухости, добрым без слащавости, заботливым без заискивания, шутливым без шутовства.
Вывод по главе 1
Проникнуть в мысли и чувства человека, в мотивы его поведения, в причины поступков можно, владея методикой невербального считывания эмоций т.е. чтения человека как книги, по внешнему виду, жестам, мимике, взглядам. Понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций.
Л. М. Леонов 9, известный писатель, весьма мудро подчеркнул, что всякая работа над человеческой душой требует ума, такта, индивидуального подхода и умелой руки. Ни в какой другой операционной не нужна такая стерильность, как здесь, чтобы не занести в рассеченное тело инфекцию бездушия, неискренности или лжи.
_____________
9. Леонов, Леонид Максимович 1899 г. "человеческие эмоции» издательство «Дом» с. 235
Глава II. Практическая часть
2.1 Изучение особенностей понимания невербальной экспрессии младших дошкольников
Ребенку для полноценного развития необходимо научиться понимать невербальные эмоции и использовать ее в общении с людьми.
В раннем возрасте еще не всегда удается распознать не только свои, но и чужие эмоции, переживания. Взрослые эмоции не всегда понятны для ребенка. Затруднения эмоционального контакта вызывает эмоциональная реакция, которая часто предшествует мыслям, осмысливанию ситуации и поведения в ней.
Дошкольный возраст - время активного вхождения ребенка в социум, время установления разнообразных его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, время пробуждения гуманных чувств. Вот почему в этом возрасте так важно уделять этому особое внимание. Но для этого необходимо создать благоприятные условия, ведущие из которых - эмоциональный комфорт ребенка. Важно понимать, что его эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку и эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, формирует самоконтроль, ориентирует на успех в достижении целей. Именно по - этому эмоциональное благополучие можно считать наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.
Если уровень эмоционального интеллекта недостаточно развит, то это может наложить определенные проблемы в общении ребенка.
Исходя из этого, становится понятно, что изучение динамики развития способности понимать невербальные эмоции, это важный аспект взаимопонимания среди сверстников.
Под руководством педагогов и сотрудников ДОУ проводится ежедневная работа по повышению положительно - эмоциональной активности детей. Организованной активности отводится не менее 2-2.5 часов в день, из них:
Игры и физические упражнения
Как известно, большую часть своего времени дети дошкольного возраста заняты игрой. Игра, таким образом, выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд. Однако ребенок лучше усваивает тот материал, который соответствует его настроению, т. е. положительных эмоций ребенка и его настроения зависит успешность обучения, следовательно, наличие комфортного эмоционального фона во время игры просто необходимо.
Игра дошкольника 10 насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
Утренняя гимнастика – заряд бодрости на весь день.
Утренняя гимнастика проводится под музыку, которая положительно влияет на эмоциональный фон детей. Мелодичная, различная по тембру, динамике музыка улучшает настроение.
Так же после сна и полдника устанавливается цвето – музыка, т.к. влияние ритмичной и мелодичной музыки на эмоциональное состояние человека, показало, что имеется некоторая зависимость между цветом, музыкой, а так же эмоциональным состоянием.
Летом устанавливается детский бассейн, где детей учат плавать и закаляться.
___________________
10. (Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2003. С. 104).
Особое внимание уделяется организации образовательной деятельности с детьми по физической культуре в зимний период времени. Когда нет возможности из-за погодных условий выйти на улицу, проводятся подвижные игры в группе. Что – бы дети не находились постоянно в четырех стенах, снижая тем самым эмоциональный фон и становясь апотичными.
Для младших дошкольников, общение со сверстниками и совместное времяпрепровождение, очень важная часть взросления, благодаря которой они как раз и учатся «читать» невербальные эмоции, более умеренно выражать свои их, в особенности негативные. Физическая активность этому способствует, преображая и выталкивая негативные эмоции через физические нагрузки.
Образовательная деятельность по физической культуре строится в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;
- используются различные способы организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности и снижения негативного психо – эмоционального настроения;
- распределение нагрузки на организм на протяжении всего занятия;
- Использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих благоприятное эмоциональное состояние детей.
Однако деятельность по физическому воспитанию детей становятся эффективной только в том случае, если в ходе нее не ущемляется индивидуальность ребенка, реализация его склонностей, интересов, а также учитываются индивидуальные различия детей.
Составляющие для благоприятного эмоционального фона ребенка
Игры
Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это дает возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребенка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
Ребенок в процессе игры учиться правильно выражать свои эмоции, а главное понимать их значение, в той или иной ситуации.
Как известно, большую часть своего времени дети дошкольного возраста заняты игрой. Игра, таким образом, выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд. Однако ребенок лучше усваивает тот материал, который соответствует его настроению, т. е. положительных эмоций ребенка и его настроения зависит успешность обучения, следовательно, наличие комфортного эмоционального фона во время игры просто необходимо.
Гигиеническая культура.
Начиная с самых маленьких посетителей группы, педагоги ДОУ особое внимание уделяют воспитанию культурно-гигиенических навыков. Дети учатся правильно пользоваться столовыми приборами, вести себя за столом, мыть руки и лицо перед и после еды, воспитываются навыки самообслуживания.
Очень важно, чтобы в группе, во всех режимных моментах соблюдалась последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Этих правил нужно стараться придерживаться и в организации питания.
Обязательно важен ритуал перед едой. Вымыть руки, маленьким деткам надеть фартук, что - бы не испачкаться, каждый ребенок должен знать свое место за столом. Не забывать пожелать друг другу приятного аппетита.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, так же общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, что - бы они не забывали их выполнять, и эти навыки, с возрастом постоянно совершенствовались.
Так же это касается и внешнего вида ребенка. После дневного сна, дети должны будут опрятно одеться, девочки аккуратно уложить волосы, с помощью воспитателя.
Полноценное и правильное питание
Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического и эмоционального развития, устойчивости к действиям инфекций и др. неблагоприятных факторов внешней среды. Правильно организованное питание обеспечивает организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией. Правильный режим питания детей предусматривает соответствующее распределение различных продуктов в течение суток. Основная доля питания дошкольников происходит в ДОУ, обеспечив правильное организованное, полноценное, сбалансированное питание, мы в значительной мере можем гарантировать нормальный рост и развитие детского организма, оказать существенное влияние на иммунитет ребенка, повысить работоспособность и выносливость детей, создать оптимальные условия для их нервно-психического и умственного развития. Все это становится абсолютной необходимостью в связи с влиянием на растущий детский организм таких социальных факторов, как резкое ускорение темпов жизни, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье. Поэтому организация питания в детском саду представляет собой задачу огромной социальной значимости. главный вопрос который, волнует мам и пап, – это чем малыша будут кормить.
Поэтому в ДОУ организованно полноценное сбалансированное питание,
Качество продуктов и приготовленных блюд контролируется. Продукты отвечают высоким требованиям качества, что подтверждается сертификатами качества, ветеринарными свидетельствами, сопроводительными документами. На основании утвержденного примерного меню ежедневно составляется меню - требование установленного образца с указанием выхода блюд для детей разного возраста.
Двигательная активность
Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, эмоциональной разрядки и удовлетворения потребностей организма.
Поэтому в ДОУ организована детская площадка с целым комплексом различных приспособлений для подвижных игр. Проводятся различные игры и мероприятия по поддержанию двигательной активности детей.
Далее будет разрабатываться цикл совместной двигательной деятельности детей и родителей конкурс подвижных игр веселые старты; развлечения на праздники 8 марта «мамина помощница», на праздник посвященный дню защитника отечества «А ну-ка папы!»
При организации таких мероприятий всё направлено на то, чтобы сблизить детей и родителей, доставить радость от совместной деятельности, в ходе которой даже малоподвижные дети активно включаются в игры и движение, ведь самый действенный фактор в воспитании – личный пример взрослых. А если такие мероприятия заканчиваются чаепитием, то детям и родителям предоставляется дополнительная возможность пообщаться друг с другом, поделиться впечатлениями, обсудить планы на будущее.